БАМЛаг-Свободный и культура
Как это ни парадоксально, в страшные годы сталинских репрессий крохотный дальневосточный городок Свободный (при основании в 1912 году он был назван Алексеевском, в честь наследника русского престола царевича Алексея, сменил название в 1917) пережил небывалый до этого в своей истории культурный подъём. Объяснение этому простое - Свободный стал столицей БАМЛага, второго по числу заключённых после Магадана (СевВостЛага) лагеря страны, опутавшего сетью своих подразделений почти весь юг Дальнего Востока СССР.
Территория БАМЛага заштрихована в правом нижнем углу (частично эту же территорию занимал и ДальЛаг)
Именно труд и талант заключённых-бамовцев стали основанием происходивших тогда в культуре города ярких изменений.
В 1938 году в нём появляется первый полноценный памятник (по проекту скульптора А.М.Дробинина), поставленный красным партизанам времён гражданской войны и ставший визитной карточкой г. Свободного (его символическое изображение в виде факела есть на гербе города).
Заказ горсовета на его возведение выполнил, конечно, БАМЛаг. Архитектурный проект памятника подготовил бамлаговец Леонид Александрович Стукачёв, арестованный в 1935 году на 3-м курсе Московского архитектурного института и осуждённый по статье 58 п. п. 10 и 11 на 5 лет лагерей за постановку в домашнем спектакле пьесы Булгакова «Дни Турбиных» (реабилитирован в 1989 году).
Фото из дела Л.А.Стукачёва
После освобождения, в 50-е годы Л.А.Стукачёв стал известным ленинградским архитектором, при его участии были спроектированы и построены многие здания, в частности, гостиницы в Севастополе, Волгограде, Керчи, здание Дома Советов в Орле. Потом работал в Казахстане, Белоруссии, под его руководством была спроектирована и построена большая часть новых микрорайонов в Гомеле, Витебске, Бресте, Мозыре, Светлогорске. В 1973 году он принял участие в конкурсе на лучший проект монумента дружбы на границе России, Украины и Белоруссии и победил в нём (Олег Погодаев. Свободный в судьбе архитектора Леонида Стукачёва / газета «Зейские огни». 8 марта 2014 г.).
Монумент дружбы ("Три сестры")
В основном заключёнными были выстроены объекты свободненского городского железнодорожного парка, ставшего на многие годы любимым местом отдыха горожан. Он открылся в мае 1939 года. Перед летним сезоном 1940 года к его входу был перекинут над путями Транссиба железный мост-виадук (существует до сих пор). В июне того же года закончилось строительство в парке летнего театра, рассчитанного на 780 зрителей, со сценой, вмещающей до 100 человек. В этом летнем театре выступали эстрадные бригады артистов из Москвы и Ленинграда, Биробиджанский театр русской драмы, театр Дорпрофсожа и самодеятельные художественные коллективы Амурской железной дороги.
4 августа того же 1940 года в Свободном официально открылась первая и единственная до сих пор на Дальнем Востоке детская «Малая Амурская железная дорога», тоже выстроенная в основном руками заключённых свободненских лагерей (до современной длины была закончена уже после войны). С 1959 года она называется «Малая Забайкальская железная дорога».
Свободненская детская железная дорога (Малая Амурская), 1950-е годы
Поскольку структура лагеря была скопирована с его предшественника - «Соловецкого лагеря особого назначения», в нём тоже был создан Культурно-воспитательный отдел (КВО), занимавшийся воспитанием обитателей лагеря в целях «перековки» «врагов народа» в «сознательных строителей коммунистического общества». Средства для этого использовались те же, что и для политического воспитания населения страны за пределами лагерей – СМИ, литература и искусство. Для продвижения этих средств в массы заключённых и вольнонаёмных бамовцев, при КВО в первые же месяцы были созданы типография (крупнейшая на Дальнем Востоке), газета, театр, а позже – целый ряд газет и журналов, литературное объединение, вокально-инструментальные и музыкальные коллективы.
БАМЛаговский сборник "Путеармейцы", 1935 год
В состав созданного в 1939 году литературного объединения БАМЛага (при газете «Строитель БАМа») вошли оставшиеся в Свободном на поселении после отбытия лагерного срока будущие члены Союза писателей СССР Василий Николаевич Ажаев, (автор романа «Далеко от Москвы»), Пётр Александрович Афонский (Лубенский) (автор сценария к/ф «Королева бензоколонки»), Георгий Георгиевич Воловик (воронежский писатель, сатирик, драматург) и ряд других, менее известных в будущем авторов (подробнее об этом первом свободненском ЛИТО написано в моей статье «ЛИТО осуждённых писателей»: https://proza.ru/avtor/yurta ).
Недалеко от здания управления БАМЛага в Свободном возник специальный концентрационный отдельный лагерный пункт (СКОЛП), куда из других лагпунктов были переведены отбывавшие там наказание представители художественной интеллигенции: артисты, музыканты, художники (Козлик А.Г. Роль Свободного в культурном развитии Амурской области / Сайт Свободненского краеведческого музея: muzeysvob.ru).
Уже в январе 1934 года из заключённых-специалистов был сформирован персонал агитпоезда, руководство которого составили вольнонаёмные сотрудники лагеря. Агитпоезд курсировал по железной дороге от одного лагпункта к другому, организуя агитационную работу и проводя культурное обслуживание их «населения». При этом заключённые из состава агитпоезда особыми привилегиями не пользовались. В перерывах между концертами их использовали на общих работах в лагере.
Театр БАМЛага только за 1933 – 1934 годы поставил 226 спектаклей, дал 195 концертов и более 60 представлений кукольного театра (Бобков М.Ю. Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (1932-1938 гг.) / Вестник ДВО РАН. 2007. № 5: https://cyberleninka.ru/article/n/baykalo-amurskiy-ispravitelno-trudovoy-lager-1932-1938-gg ).
Выступал он не только в лагерях, но и на сценических площадках города Свободного. Так, в июле 1935 года в клубе им С.Лазо им была показана оперетта «Нитуш». Её музыкальную часть обеспечивал оркестр заключённых в составе 25 человек. Дирижировал композитор Якобсон. Главные роли в оперетте играли такие известные до заключения артисты, как Грызлова (бывшая актриса театров им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Зинин (заслуженный артист республики из Московского театра сатиры).
Большую популярность в городе заслужил духовой оркестр БАМЛага под управлением Люба (бывшего дирижёра Большого театра). В конце мая 1933 года в клубе им. С.Лазо выступала певица Таубе – бывшая баронесса и актриса императорского Мариинского театра в Петрограде. Имелись в лагере и свои симфонический и джаз-оркестры (Козлик А.Г. Роль Свободного в культурном развитии Амурской области / Сайт Свободненского краеведческого музея: muzeysvob.ru ).
Имела отношение к свободненским лагерям и лучшая художница города в 40-е – 50-е годы Анна Васильевна Куклина (а возможно и кто-нибудь ещё из местных художников того времени, о жизни и судьбе которых, кроме имён и фамилий, вообще ничего не известно). В Свободный она приехала с матерью и двумя сёстрами в середине 30-х годов после осуждения и заключения в БАМЛаг её отца – забайкальского казака-офицера, георгиевского кавалера и участника русско-японской войны 1904 – 1905 гг., – чтобы быть ближе к нему (Улахович Д.А. Свободные воспоминания о Свободном). Анна Ивановна устроилась ретушёром в фотографии «Динамо». Вскоре у неё самой был репрессирован муж, о судьбе которого она так потом и не смогла ничего узнать (Олег Погодаев. Наследство художницы / Зейские огни. 26.09.2011: https://www.gzt-sv.ru/articles/3639-nasledie-svobodnenskoj-hudozhnicy-anny-kuklinoj). Её отец умер в лагере под Тындой в 1964 году.
Свободненский журналист О.В.Погодаев с картиной А.В.Куклиной
Младшая сестра Анны, Татьяна Васильевна Авксентьева, непосредственно причастна к возрождению Свободненского литературного объединения в 1962 году. Именно она, заведуя библиотекой ДКА (будущего ДОСА), уговорила прибывшего на службу в наш город из Ленинграда молодого поэта-офицера Дмитрия Андреевича Улаховича возглавить организуемое ею ЛИТО и сама стала его бессменным секретарём (Улахович Д.А. Свободные воспоминания о Свободном).
Собрание литературного объединения в Свободненском Доме офицеров. Вторая справа - Т.В.Авксентьева, четвёртый слева - Д.А.Улахович
Велик был вклад БАМЛага и в развитие свободненского спорта. Именно силами его заключённых был построен в городе в 1933 – 1935 гг. первый настоящий стадион, с большими, по тому времени, трибунами и необходимыми помещениями для спортсменов, ставший с тех пор главным спортивным сооружением Свободного. Первоначально он был назван «Динамо», по наименованию спортивного общества ведомства НКВД, существовавшего в городе с 1933 года. 12 июня 1934 года на нём, по инициативе районного общества «Динамо», прошёл первый общегородской праздник физкультурников, а с середины 30-х годов проводились регулярные городские соревнования по футболу, постоянным участником которых до середины 50-х годов (и неоднократным чемпионом города) была команда «Динамо». С 1963 года этот стадион стал называться «Локомотив».
На стадионе "Локомотив" (бывший "Динамо"), 1970-е годы. Автор фото - Шиманский В.И.
Кстати, и второй городской стадион - «Торпедо» (первоначально он назывался «Локомотив») тоже был выстроен в 1937 году заключёнными БАМЛага.
Нельзя не упомянуть и о деятелях культуры нашей страны, побывавших в сталинские годы в свободненских лагерях. Это поэты и прозаики (кроме уже названных выше) Арсений Алексеевич Смирнов (Арсений Альвинг), Глеб Иосафович Анфилов, Юрий Осипович Домбровский, Михаил Афанасьевич Драй-Хмара, Анастасия Ивановна Цветаева (сестра Марины Цветаевой), Иван Багряный, Василий Буняев, Леонид Верпаховский, Сергей Воронин, Елена Вержбловская, Иван Демьянов, Дмитрий Морской, Карим Сагидов, Михаил Соколов, Сергей Стародуб, Дмитрий Загул, Георгий Листопад, Дмитрий Лухманов, Михаил Миндлин, Залман Окунь, Фёдор Тихменёв, Сергей Желудков, Алексей Окулов, Юрий Трубецкой, Василий Хомченко, Иван Власов¸ Григорий Рочко, Дмитрий Четвериков (автор романа о Котовском), философ Павел Флоренский, музыкант Генрих Терпиловский. Все эти имена (список неполный) были найдены свободненским краеведом, журналистом Евгением Владимировичем Паршиным.
Анастасия Цветаева, Коктебель, 1912 г.
Отбывал в 1936 – 1939 гг. лагерный срок в Свободном и известный русский фотограф Гринберг. Его использовали в качестве фотографа и технорука в фотобюро Управления БАМЛага.
Как правило, деятели культуры и искусства попадали тогда в лагеря «за антисоветскую агитацию», то есть, как принято было говорить в народе, «за анекдот».
Тарасов Юрий Анатольевич
Источник - Яндекс.дзен , страница Ю.Тарасов. История от историка
…