В Магадане простились с корифеем колымской журналистики Александром Мурлиным
Александр Мурлин. Фото: Расул Месягутов
Не только журналистское сообщество Магадана скорбит сегодня, ошеломленное обрушившейся бедой. Со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья звонят, пишут родственникам, коллегам, друзьям Александра Васильевича Мурлина. Он ушел так быстро - многие и не знали об экстренной операции, реанимации, пяти днях борьбы за его жизнь…
Сердца и души наши отказываются принимать эту страшную весть. У каждого перед глазами живой, с непременной улыбкой на лице Василич. Звучат в ушах его шутки. В карманах все еще не съеденные леденцы «Взлет» и его фирменные «Мурр-линки»… Громадье совместных планов с ним: встречи, обмен мнениями по поводу вышедшей статьи, ситуации, предстоящего бала прессы, воспоминания об университете, кафедре, наших практиках, курсовых и дипломах, о том, как оказались на Севере и влюбились в этот мир на всю жизнь…
Преданность, пожалуй, одна из главных его черт. Он был предан территории настолько, что никак не мог поменять Магаданскую область, как многие северяне, на другие края и веси. До бесконечности предан профессии. Мальчишкой с завидным постоянством писал заметки-интервью в хабаровскую молодежку «Молодой дальневосточник». И с гордостью, подавая документы в Дальневосточный государственный университет, приложил к увесистому пакету публикаций персональное направление редакции для поступления на отделение журналистики.
У него не было сомнений и метаний по поводу работы: вместе с дипломом в 1980 году получил направление в районную газету «Заря коммунизма» в Лаврентия. Во время практики на Чукотке влюбил в себя весь коллектив районки веселым нравом и нескончаемыми нововведениями, идеями, предложениями по макетированию газеты, верстке, подаче иллюстративного материала, а фотографировал Василич всегда классно. Читатели с нетерпением ждали его грамотные, интересные статьи, очерки, зарисовки.
Молодой специалист сразу же привлек внимание журналистов областной газеты. Сначала его пригласили на стажировку, а познакомившись поближе, переводом забрали в штат.
С 1982 года Александр Мурлин считал «Магаданку» своей счастливой судьбой. Более трех с половиной десятилетий исповедовал ее принципы, традиции, служил изданию верой и правдой, начиная каждый рабочий день в 5 часов утра. В трудные безденежные девяностые был в числе тех, кто сохранил народную «Магаданскую правду».
Даже покинув газету в 2017 году, до последнего мгновения оставался верен избранному делу. Готовил для различных изданий тематические страницы о профсоюзном движении в регионе - профсоюзная публицистика была в числе ведущих тем у него всегда. Публиковал яркие и емкие репортажи о рейдах, различных акциях с колымскими автоинспекторами, живые отчеты, корреспонденции с заседаний и публичных мероприятий Общественного совета при УМВД по Магаданской области: с 2011 года был активным и надежным заместителем председателя. А с сотрудниками и службами управления Александр Васильевич дружил с первого дня появления в Магадане. Неудивительно, что оба его сына выбрали охрану правопорядка своей профессией.
Исключительно предан был Александр Васильевич и друзьям. Только в «Фейсбуке» он постоянно контактировал более чем с 550 собратьями по перу, взглядам на жизнь и отношениям к реалиям нашего времени. Общался с ветеранами магаданской журналистики и начинающими авторами. К каждому относился трепетно, с огромным уважением.
Высоко ценил искренние чувства, поскольку других попросту не признавал. Для него было нормой по звонку Игоря Коца мчаться в аэропорт встречать корреспондента из Москвы, организовывать его маршруты по Колыме, ведь альма-матер, студенческая дружба - святое! Всегда - в радостные, сложные, трагические минуты - был рядом с Валерием Горбанем. Следил за многочисленными передвижениями в пространстве, а по сути, был во всех путешествиях по Арктике, Камчатке, Чукотке, Аляске... с Юрием Прыговым.
Регулярно перезванивался, при случае заезжал к любимому ответственному секретарю «Магаданки» Юрию Стародубцеву, а прежде до последней минуты столь же тесно взаимодействовал с переехавшим в Москву ответсеком и замечательным фельетонистом Юрием Павловым, фотокорреспондентом Ярославом Юрцуняком... Имена можно перечислять страницами - друзей он любил, уважал и очень ценил.
Не суетный, не поддающийся эмоциям, он не позволял себе даже подумать о ком-нибудь плохо. «Поступил, конечно, паршиво, но человек он хороший. Очень хороший. Видать, что-то случилось. Слушай, может, ему помощь нужна?» - реагировал на проблемные ситуации. Но никогда не поступался совестью. Сталкиваясь с подлостью, говорил: «О ком речь? Простите. Не знаю такого». Не признавал ни лжи, ни полуправды.
Скромный, деликатный, внимательный к окружающим. Как же чутко он выстраивал отношения со своими героями и читателями, коллегами и совсем незнакомыми людьми. Авторитетный, талантливый журналист, неслучайно в 2009 году Александр Васильевич Мурлин одновременно с мэтрами прессы и радио Колымы Владимиром Михайловичем Дудником, Петром Борисовичем Ливановым, Яковом Георгиевичем Радченко был удостоен звания заслуженного работника культуры России. В 2015-м стал почетным журналистом города Магадана.
Очень переживал: сегодня журналистика как явление, профессия исчезает. С болью воспринимал ее превращение в массмедиа. С грустью соглашался с позицией Андрея Калачинского, поддерживал каждое слово в легендарных интервью Ясена Засурского…
А еще боготворил свою семью. В октябре было бы 43 года супружеству. Был удивительным отцом, на редкость ответственным за детей.
Невозможно представить, принять, согласиться с тем, что друзья уходят. Но с 29 сентября вопросы в WhatsApp к Василичу остаются без ответа. 4 октября в 11.20 сердце А. В. Мурлина остановилось. Надежды больше нет.
Ирина Борщевская, Жанна Еременко, Павел Жданов, Евгения Казимирова, Вера Тихменева (Екатеринбург), Виталий Холоимов (Владивосток), Мариам Праскова, Сергей Озун (Москва), Наталья Алексеева, Расул Месягутов (Калининград), Ольга Бурля, Вера Диденко (Санкт-Петербург), Наталья Федосеева, Денис Бородай, Дарья Гаврилова, Ирина Аксенова (Анапа), Ольга Акстинас (Анапа), Лилия Лазарева, Александр Трифонов.
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Губернатор Магаданской области Сергей Носов выразил соболезнование семье Александра Мурлина.
«Уважаемые Наталья Викторовна, Григорий Александрович и Михаил Александрович, примите искренние соболезнования и слова поддержки, в связи с постигшей вас тяжелой утратой - смертью мужа и отца.
Александр Васильевич посвятил свою жизнь работе на благо Магаданской области, трудился с полной отдачей, был примером для коллег и наставником для молодого поколения журналистов, с которыми щедро делился знаниями и творческими идеями. Его всегда отличали искренность, честность и открытость.
Светлая память об Александре Мурлине навсегда сохранится в сердцах всех, кто знал и уважал его», - говорится в сообщении главы региона.
ДОСЛОВНО
Татьяна Дмитракова, редактор Дальневосточного филиала «Российской газеты»:
- Мы жили в двух тысячах километров, но казалось - в двух шагах. Совсем рядом…
Как часто утро начиналось с весточки из Магадана: Саша никогда не пропускал дни рождения моих домочадцев, в праздники, а то и без особого повода присылал добрые слова.
Мы познакомились на страницах «Российской газеты». Здесь появлялись его тексты: лиричные очерки, репортажи с лукавой смешинкой, бескомпромиссная аналитика - и во всем звучала особая колымская нота.
А после первой личной встречи он моментально стал добрым другом всей моей семьи. Как оказалось, другом до конца жизни…
Станислав Рыжов, писатель, член Союза журналистов России:
- Александр Мурлин был негласным связным нашего журналистского сообщества. Только у Саши можно было узнать телефоны и адреса ветеранов, работавших некогда в магаданских СМИ и рассеянных ныне по всей стране… Невзирая на обстоятельства, сдержанно и мужественно принимал все. Никогда никого не осуждал, но для каждого из нас находил доброе слово.
Валерий Горбань, первый командир Магаданского ОМОНа, писатель, друг:
- Видимо, возраст такой. Время потерь. 2 сентября ушла моя любимая. 4 октября - друг. Александр Васильевич Мурлин, он же Шурка, он же Василич. Сердечный, всегда доброжелательный. Мягкоостроумный, его шутки никогда не цепляли людей за больное, не ставили в неловкое положение. Трудяга, из тех, на которых держится любое дело, но никогда не выпячивающих свою значимость.
Мы подружились с ним во Владивостоке, когда вместе - юные биологи и будущие журналисты - гоняли мяч во дворе общаги нашего ДВГУ. А потом снова встретились в Магадане. Меня моя извилистая судьба привела в пресс-службу УВД области, а Василич стал ответсекретарем «Магаданской правды».
Это он подкинул мне мысль создать газету УВД «Без секретов» и сам же безропотно, «забесплатно» взвалил на себя работу по ее выпуску. И, замечу с гордостью, тогда «БС» была действительно отдельной самостоятельной самоокупаемой газетой, 20-тысячный тираж которой разлетался в нашей маленькой области, как горячие пирожки.
Это он отвозил меня на своей «жиге» к магаданскому роддому встречать мою Верочку с нашим третьим сыном. И тут же присвоил нашему младшенькому звание «маленький полковник».
И сам был достойным мужем и нежным любящим отцом, привычно прячущим свою нежность и душевность за напускной строгостью или своими вечными прибаутками. «Изменить жене - все равно что изменить Родине!» - это одна из них. Вроде бы шуточка, всегда с улыбочкой. Но на самом деле - простая и ясная жизненная установка.
Жизнь разбросала нас на 9 тысяч километров. И общались в последние годы не так уж и часто. Но было очень важно ощущать, что есть на свете мой друг Василич. И я заранее улыбался при каждом нашем телефонном разговоре, зная, что он обязательно завершится словами: «Верочку за меня поцелуй. Я проверю!» Я и сейчас слышу его живой голос, произносящий эти слова.
И вот теперь он ушел вслед за моей Верочкой, по страшному совпадению - от той же болезни, абсолютно беспощадной. И теперь уже мне только и остается передавать им приветы: Василичу через Веру, а Верочке - через Василича...
Анжела Ударцева, заместитель редактора газеты «Заря Севера»:
- Александр Васильевич Мурлин для меня не просто авторитетный колымский журналист, но и отличный наставник. Он всегда помогал мне в профессии, давал ценные советы при подготовке материалов, а главное - вселял уверенность в том, что я не зря выбрала профессию журналиста. Наше общение как коллег определяла совместная работа в областной газете «Магаданская правда».
Помню, я только пришла в редакцию, и как новичка меня прикрепили к нему в отдел информации. Вернее, он настоял на этом, чтобы я обкатывалась в умении оперативно схватывать информацию и работать с нею, готовя к публикации заметки, репортажи, интервью. Он учил кратко, сжато выдавать факты, не растекаясь по древу. «Краткость - сестра таланта, а я ее брат», - постоянно шутил Александр Васильевич, правя мои информашки, выбирая из них зерна…
По утрам любил рассказывать анекдоты, настраивая на работу. Всегда каждой женщине-коллеге независимо от статуса и должности делал комплименты, потому что она - женщина! Неслучайно у Александра Васильевича было самое большое количество внештатных авторов из разных сфер. И среди них немало женщин. Его внимание, комплименты притягивали. С таким человеком хотелось всегда быть в контакте.
Когда я уже работала в газетах «Колымский тракт» и «Северная надбавка», Александр Васильевич стал моим внештатным автором. Главный редактор изданий Иван Субботин предложил А.В. Мурлину вести тематическую полосу «Папа купил автомобиль» в «Северной надбавке». И это правильно, потому что Александр Васильевич больше чем кто-либо из региональных журналистов был увлечен этой тематикой, скрупулезно работал над содержанием полосы. Он и сам был, как подмечали сотрудники ГИБДД, очень аккуратным водителем. Его советы по вождению, содержанию автомобиля довольно многим читателям помогали оперативно принимать правильные решения в сложных ситуациях на дорогах, ориентировали на грамотное вождение.
Горько писать о таком оптимистичном и жизнерадостном человеке, коллеге, друге в прошедшем времени. Печально, что его больше нет с нами.
Татьяна Богданова г. Минск, экс-главред «Омсукчанских вестей»:
- В моей памяти он останется умным, добрым, щедрым, веселым и отзывчивым человеком. Журналистом-профессионалом, который «сеял разумное, доброе, вечное» на ниве магаданской журналистики 35 лет.
Разница в нашем возрасте невелика, но для меня он был и будет Александр Васильевич Мурлин. На панибратское «ты» я так и не смогла перейти, хотя тогда, весной 2013-го, когда первый и последний раз мы виделись с ним в его уютном кабинете ИД «Магаданская правда», где говорили откровенно обо всем на свете, он сам предложил: «Давай на ты!». Мурлину надо было сдавать в печать редакционный материал, кто-то из сослуживцев постоянно заглядывал в дверь его кабинета, а он продолжал внимательно слушать меня. Чтобы потом сказать те единственные слова, которые мне нужны были, как воздух.
Одна единственная встреча, подарившая веру в себя в самый трудный период моей жизни. А до нее - десять лет нашего журналистского общения по телефону, с факсами и инетом… И тогда, когда я два года была собкором «МП» по Омсукчанскому району, и позднее, когда работала главредом «Омсукчанских вестей» и продолжала сотрудничать с любимой «Магаданкой». Александр Васильевич звонил, чтобы узнать о жизни Омсукчанского района, перепроверить какую-то свою информацию, попутно информируя о новостях магаданской жизни. Когда я слышала его жизнерадостный голос, когда он рассказывал смешные истории из своей богатейшей журналистской практики, вмиг улетучивались плохое настроение и хандра. Мурлин обладал феноменальной способностью настраивать людей на волну позитива, веселой самоиронии, подшучивания над собой.
С обаятельным Александром Васильевичем всегда было интересно. Когда вспоминаешь общение с ним, на душе становится тепло.
Таких настоящих журналистов, как он, немного… А с его уходом стало еще меньше. Больно и горько. «Смерть самых лучших выбирает, и дергает по одному»… «И каждый раз мне хочется опять. От этой невозвратности кричать»… Прощайте, Александр Васильевич. Спасибо Вам за все.