От камеры до тюрьмы: в России просят отменить наказание за покупку «шпионских» устройств
Общественная опасность
Межрегиональная общественная организация «Коллективная защита» подготовила обращения (имеются в распоряжении RT) в Совет Федерации и Общественный консультативный совет политических партий при Московской городской думе, в которых предлагают декриминализировать статью 138.1 УК РФ о незаконном обороте технических средств, предназначенных для негласного сбора информации. Под такими средствами понимается, по сути, шпионское оборудование, а на практике — любые бытовые предметы, с помощью которых можно незаметно вести аудио- или видеозапись. Минимальное наказание по этой уголовной статье — штраф до 200 тыс. рублей, максимальное — четыре года лишения свободы.
Правозащитники отмечают, что общественная опасность распространения таких товаров носит весьма условный и спорный характер.
«Под действие данной статьи подпадает продажа и покупка различных безвредных гаджетов в виде ручек со встроенным диктофоном, обыкновенных брелоков с мини-камерой и прочих технических средств сувенирно-развлекательного характера, — пояснили RT представители «Коллективной защиты». — Лица, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности, даже не подозревают, что приобретение ими шутки ради какой-нибудь ручки с маленькой камерой является самым настоящим уголовным преступлением, за которое можно лишиться свободы на четыре года. Более того, интернет просто наводнён рекламой таких товаров, а потому люди разумно полагают, что ничего незаконного в их приобретении нет. Говорить о криминальной направленности деяния человека объективно не приходится».
Авторы инициативы напоминают, что в России минимальный возраст привлечения человека к уголовной ответственности составляет 16 лет, а значит, под угрозой находятся школьники и студенты, которые, покупая подобные товары, не имеют ни малейшего представления о том, что совершают преступление средней тяжести.
«Мы полагаем, что и ответственность за такие деяния, как покупка или продажа средств, позволяющих собирать информацию, должна соответствовать общественной опасности, которая фактически отсутствует, — говорится в тексте обращения. — Объективно такие действия не несут в себе какой-либо опасности для общества, чтобы ответственность за них была уголовная. На наш взгляд, ответственность должна быть перенесена из уголовной в рамки административной, чтобы последствия покупки таких безвредных средств не отразились на дальнейшей судьбе человека в виде судимости за уголовное преступление.В особенности это касается школьников и студентов, которые приобретают такие гаджеты ради шутки и развлечения, не создавая при этом для общества абсолютно никакой угрозы или опасности».
В Совете Федерации комментировать инициативу пока не готовы. «Когда обращение поступит, мы обязательно его изучим и отреагируем, — заявил RT председатель комитета верхней палаты по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. — Но с ходу говорить о том, что это деяние не является общественно опасным, нельзя, — надо изучить диспозицию статьи, посмотреть на правоприменительную практику».
Член комиссии Мосгордумы по безопасности Александр Семенников в беседе с RT отметил, что обсуждение этой проблемы весьма актуально.
«Тут две конкурирующие тенденции, — пояснил Семенников. — С одной стороны, из-за технического прогресса происходит всё больше случаев вторжения в частную жизнь. Но, с другой стороны, добросовестно заблуждающихся граждан, которые покупают такие товары, надо уберечь. В то же время надо понять, почему не устанавливают и не привлекают к ответственности компании, которые продают такие устройства, и по какой причине не ограничивают оптовые поставки в страну».
Байкеров и дачников записали в разведку
Слова правозащитников подтверждает внушительный массив уголовных дел по статье 138.1. Судебные процессы в подавляющем большинстве случаев приводили к обвинительным приговорам.
В 2016 году житель Магнитогорска Виталий Питаев купил через сайт Ali Express GSM-сигнализацию с инфракрасным датчиком движения. Он хотел использовать устройство, которое обошлось ему примерно в 700 рублей, для охраны дома на садовом участке.
Если бы на территорию забрались грабители, то сработал бы датчик и устройство «позвонило» на мобильный телефон хозяину, который мог бы в режиме реального времени слышать, что происходит на участке, благодаря встроенному в сигнализацию микрофону.
«На момент заказа устройства в интернете никаких сведений о его запрещённых функциях в описании не было, — рассказала RT адвокат Ольга Иваншина. — Да и вообще он (Виталий Питаев. — RT) руководствовался ценой и размерами устройства и, конечно, не собирался ни за кем шпионить. Спокойно оплатил заказ своей кредитной картой. Заказ долго не приходил, и мой клиент даже забыл про него. Когда же сигнализация пришла, то при получении на почте его задержали сотрудники полиции. Проведённая правоохранителями экспертиза дала заключение о том, что у устройства есть функции скрытой аудиозаписи, а значит, оборудование запрещено к обороту».
По словам адвоката, все попытки доказать, что Питаев не знал о запрете на покупки подобных устройств и не хотел никого прослушивать, ни к чему не привели.
«Он осознавал, что данное электронное устройство является GSM-сигнализацией с функцией скрытного получения аудиоинформации, а также с инфракрасным датчиком движения, — говорится в апелляционном постановлении Челябинского областного суда. — Он понимал и осознавал, что данное устройство ввиду малых габаритов можно незаметно для посторонних глаз установить в любом месте и при помощи сотового телефона с неограниченного расстояния прослушивать помещение, в котором установлено данное устройство. Указанные функции были прописаны в инструкции. Он понимал и осознавал, что в случае, если инфракрасный датчик движения будет активирован, устройство автоматически при наличии движения в помещении, в котором оно установлено, позвонит ему на сотовый телефон, и он сможет слышать всё, что происходит в указанном помещении. Все указанные функции ему понравились, и он посчитал их подходящими для охраны своего садового участка».
Суд признал Питаева виновным и приговорил к штрафу в размере 15 тыс. рублей. По словам Иваншиной, с трудоустройством у её бывшего клиента проблем из-за судимости пока не возникло.
«Однако Виталий морально очень тяжело переносил это — ведь он даже по административным статьям никогда не привлекался, а тут стал уголовником», — отмечает адвокат.
В архивах мировых и районных судов можно найти десятки, если не сотни похожих дел, по которым подсудимым был вынесен обвинительный приговор. В большинстве случаев суд назначал наказание в виде денежного штрафа. Однако известно и о случаях, когда граждан приговаривали к лишению свободы условно и даже к реальным срокам.
Так, например, в 2013 году районный суд Саратова приговорил 40-летнего Виктора Пахалкова к шести месяцам лишения свободы условно за попытку продать брелок автомобильной сигнализации со встроенной камерой.
А москвич Алексей Соколов в декабре прошлого года был приговорён Басманным районным судом Москвы к четырем месяцам в колонии общего режима за продажу брелока с видеокамерой. В суде Соколов объяснял, что купил устройство, чтобы использовать его в качестве видеорегистратора на мотоцикле, но потом из-за низкого качества съёмки решил его продать.
Статья 138.1 УК была инкриминирована и блогеру Руслану Соколовскому, который ловил покемонов в Храме-на-Крови Екатеринбурга. Соколовского сейчас судят за оскорбление чувств верующих, а также за незаконный оборот шпионских устройств, поскольку во время обысков у него была обнаружена пишущая ручка с камерой.
Стоит отметить, что ежегодно по статье 138.1 выносится более 200 приговоров. Например, согласно статистике Верховного суда РФ, в 2016 году суды рассмотрели 228 подобных дел. Примечательно, что за этот период был вынесен лишь один оправдательный приговор.
Бытовой шпионаж
Уголовная ответственность за приобретение и продажу без лицензии любых предметов (брелоков, ручек, зажигалок, часов), в которых есть скрытая видеокамера или диктофон, была введена в 2009 году. В 2011 году принятым Госдумой федеральным законом оборот специальных техсредств был выделен в отдельную статью уже средней, а не лёгкой степени тяжести, а максимальное наказание в виде лишения свободы увеличили от трёх до четырёх лет. При этом официального перечня устройств, запрещённых к обороту, не существует. Как поясняют юристы, правоохранители и суды опираются на постановление правительства от 12 апреля 2012 №287 о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Согласно документу, при отсутствии соответствующей лицензии вне закона оказываются все средства, в том числе и бытовые, позволяющие тайно вести запись или наблюдение.
«В действительности, например, ручка, которая имеет скрытую встроенную техническую возможность осуществлять съёмку, может служить средством для негласного сбора информации без согласия третьих лиц и без их ведома, — комментирует RT ситуацию адвокат и президент общественной организации «Коллективная защита» Марат Аманлиев. — Такой сбор информации отвечает всем признакам оперативно-розыскных мероприятий, осуществление которых является исключительным правом и прерогативой государства в лице правоохранительных органов. В то же время дела с дачником в Челябинской области и мотоциклистом из Москвы показывают, насколько потенциально опасна статья. В интернете огромное количество рекламы продажи таких гаджетов, а возбуждают дела только в отношении обычных граждан, которые, к несчастью, имели неосторожность их купить».
В интернете можно без труда найти десятки сайтов, которые специализируются на продаже «шпионского» оборудования. При этом вопрос о незаконности продажи таких устройств интернет-магазины описывают по-разному. На одних сайтах потребителя уверяют, что устройства имеют лицензии и, согласно законодательству РФ, якобы разрешены к использованию частными лицами с благими намерениями. Другие продавцы подробно описывают, почему то или иное устройство не должно считаться специальным техническим средством. Например, о ручке со скрытой камерой продавец пишет, что по факту это два отдельных предмета, которые, конечно, можно при желании соединить.
«Я думаю, что завозится это всё через границу незаконно», — добавляет Аманлиев.