Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 12
Вот такой вот японский офицер на лошади :)
В японской пехоте верховая лошадь положена только командиру батальона и высшим офицерам. И вот мы с Васькой наблюдали, что каждое утро солдат-денщик седлает лошадь командира батальона, подводит её к крыльцу офицерского дома и ждет. Выходит командир батальона, солдат подводит к нему лошадь и держит стремя. Офицер садится на лошадь и выезжает со двора. Потом переходит на рысь и едет по улице, не оглядываясь. А за ним на дистанции 10-15 шагов бежит солдат-денщик.
Решили с Васькой: "посмотрим, куда ездит офицер". Подготовились: оделись полегче. Я - в сандалях, Васька - босиком. Ждём. Картина повторяется. Как только офицер выехал за ворота и поехал рысью по середине улицы, а солдат побежал за ним, как привязанный, мы с Васькой побежали за ними, держась вблизи домов.
Офицер ехал крупной рысью, не оглядываясь, подъехал к фотографии Хунтадзе, остановился, только слез с лошади, как подбежал солдат и взял лошадь под уздцы. Офицер зашёл в фотографию, пробыл там минут 5, потом вышел, пересёк улицу, зашел в аптеку Герштейна, пробыв там минуты 3. Вышел, сел на лошадь и рысью выехал на улицу Миллионная (ныне - ул.Кирова) и по ней поехал по направлению к городу. Солдат бежал сзади. Нас хватило только до Переселенческого переулка (1,5 км) - ныне пер.Луначарского. Устали и "сошли с дистанции”. А офицер продолжал ехать рысью, не оглядываясь, по направлению к городу (7 км ). Солдат всё так же бежал сзади, как привязанный.
В конце октября японцы, боясь наступления морозов и партизан, стянули все свои подразделения гарнизона в одно место. Выбрали управленческий городок на станции Алексеевск (М-Чесноковская). Городок располагался обособленно на небольшой возвышенности. Здания обогревались паровым отоплением, освещались электричеством (внутри территории городка была электростанция). Японцы вокруг городка (по периметру) выкопали окоп полной профели ("С"-образной конфигурации), установили проволочные заграждения в 2 кола, для лучшего обстрела вырубили кустарник на расстоянии 200-300 м от окопов.
Окопы - сложная штука
Штаб располагался в 2-х этажном здании начальника дороги, подразделения - в зданиях Управления, (Управление дороги переселили в город в строящиеся здания). По нашим “соображениям” в гарнизоне размещался пехотный полк с артиллерией и кавалерийский эскадрон.
В одно хмурое холодное утро японский батальон, размещавшийся в Зайцевской школе, был поднят по тревоге и ушёл к новому месту дислокации. Также была освобождена и наша "Чуринская" школа. Начались школьные занятия.
Тот самый магазин Кунст и Альберс
Источник - телеграмм-канал "Записки деда Вити"
* Обратите внимание:
Тарасов Юрий Анатольевич (историк и краевед ДВ):
Детские воспоминания — вещь очень ненадёжная, поэтому в них часто попадаются неточности в оценке тех или иных событий.
В данном случае, одной из них является упоминание о партизанах, которых якобы боялись японцы в октябре 1918 года. Никаких партизан в это время на Дальнем Востоке ещё не было.
Партизанское движение начнётся здесь лишь весной 1919 года, а ему предшествовали крестьянские восстания в январе — марте этого года.
То же касается и размещения японского «батальона» в Зайцевской школе. Судя по воспоминаниям, школа эта была очень небольшой, поэтому разместить в ней целый японский батальон (около семи сотен солдат и офицеров) было невозможно. Скорее всего, речь идёт об одной роте. То же касается и Чуринской школы.
В данном случае, одной из них является упоминание о партизанах, которых якобы боялись японцы в октябре 1918 года. Никаких партизан в это время на Дальнем Востоке ещё не было. Партизанское движение начнётся здесь лишь весной 1919 года, а ему предшествовали крестьянские восстания в январе — марте этого года.
То же касается и размещения японского батальона в Зайцевской школе. Судя по воспоминаниям, школа эта была очень небольшой, поэтому разместить в ней целый японский батальон (около семи сотен солдат и офицеров) было невозможно. Скорее всего, речь идёт об одной роте. То же касается и Чуринской школы.