Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 33
Конечно, все мы стали золотоискателями и трудились всё лето до первого школьного звонка. И про налёты забыли. Было не до них. Уставали, т.к. работали от темна до темна.
В работе золотоискателя много романтики, К тому времени мы уже прочитали Джека Лондона, Кервуда о золотоискателях Клондайка и заранее воображали себя бывалыми таежными волками.
Что же воображали эти дети?
Но, чтобы стать золотоискателями нам надо было сначала уговорить наших мам разрешить нам пойти на это благое дело.Сначала пошли к моей маме и рассказали ей всё на чистоту и куда думаем девать заработанные деньги. Мама одобрила наш план и помогла нам уговорить других мам.
Основное дело было сделано.
А работа была рядом. Переплывешь реку Жалун, перейдешь Жанлунский остров и на песчаных отмелях острова со стороны реки Зея стоят бутары старателей.
Артели старателей в то время (самый расцвет НЭПа) собирались стихийно.
Как правило, опытный золотоискатель (он же хозяин бутары) набирал себе артель из 5-6 человек. Никакого профсоюза у них не было. Работали как хотели и сколько хотели.
Намытое золото тоже хочешь сдавай в Торгсин или золотоскупку, а хочешь держи у себя и продавай китайцам. Никакого учёта не было. Была "полоса свободного предпринимательства", каждый зарабатывал, как мог. Государство, в то время, обеспечить работой всех не могло. На бирже труда было много безработных.
Делили добытое золото в артели так: старшему 3 пая (за бутару, за то что окончательно моет золото в лотке и за работу как все), остальным мужчинам по 1 паю, мальчишкам по 0,5 пая.
Бутара - деревянный ящик (вроде улья) прямоугольной формы, высотой 1,2-1,5 метра. Верхняя крышка бутары - решето (мелкая металлическая сетка), внутри ящика наклонные полки (как лестничные марши в высотном доме), устланные новыми ковровыми дорожками. Внизу ящика люк и металлический желоб, через который "вытекает" отработанный песок.
Работа на бутаре 1923 год.
Технология работы такая. Бутара стоит у уреза воды. Два или три человека грузят на тачки золотоносный песок с кос и отмелей, везут к бутаре и высыпают на решето.
Один человек скребком прогоняет песок через решето. Другой, ведром на длинной ручке черпает воду из реки и льёт на песок на решете. Мокрая масса песка, пройдя через решето, падает на наклонные полки и по ним стекает к люку и желобом вытекает из бутары, а тяжелое золото остается в ворсинках ковровых дорожек.
Через некоторое время работы, бутару вскрывают, золото и песок вытряхивают из ковровых дорожек в лоток (деревянный, долбленый, своеобразной формы).
Самое интересное наступало вечером. Работу заканчивали на закате солнца. Разводили костер. Последний раз, окончательно вытряхивали из ковриков золото и песок в лоток и старший, взяв лоток, идёт к реке и там, сидя на корточках у уреза воды, поступательными движениями лотка производит промывку золота. Всплывший песок выпускает в реку, золото оставляет на дне лотка.
Все сидят вокруг и наблюдают.
Промывка в лотке
Потом старший достает из загашника флакон с ртутью и пускает ртуть в лоток, чтобы она собрала золото. Идут к костру, отделяют ртуть от золота и аптекарскими весами начинают вешать золото и производить дележку.
При свете костра, глаза у всех сверкают алчно. Золотоискатели своё золото ссыпали в кожаные мешочки, которые у них висят на шее, мы свой золотой песок хранили в жестяной коробочке из-под конфет.
Коробку носил Тиша Савченко. Зарабатывали мало.
Осенью перед школой заработанный золотой песок отдали торжественно Толиной маме.
Этот вряд ли для мамы старался:)
«Переплывёшь реку Жалун, перейдёшь Жалунский остров, и на песчаных отмелях острова со стороны реки Зея стоят бутары старателей.» — где это? Где они могли Жалун переплывать?)
Действительно, любопытнейшее повествование.