Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 39
Таежные реки свои талые воды несут в реку Зея поздно, в середине лета. В эту зиму в тайге выпали глубокие снега. Весна была жаркая, снега таяли дружно, и таежные реки одновременно выбросили в Зею свои снеговые воды. Река вышла из берегов и стала топить прибрежные поля, луга, деревни. НАВОДНЕНИЕ.
Была угроза затопления Суражевки. В городе была создана "тройка” по борьбе с наводнением”, которая решила мобилизовать всё трудоспособное население и транспорт (автомашин тогда не было, были только лошади) для возведения земляной дамбы вокруг Суражевки.
Вот так вот
Незадолго перед наводнением, в Суражевку приехал из Приморья старший сын Зайцевых - Константин - и поступил работать в милицию, милиционером.
И вот приходит Костя к нам и говорит: '‘Виктор, дай мне свою кобылу, я на ней буду ездить верхом, выполнять приказ о мобилизации. населения на борьбу с наводнением. Твою кобылку все равно мобилизуют и она будет выполнять тяжелую работу - возить землю, а у меня работа будет легкая.”
Потом Костя стал рассказывать, что он учился во Владивостоке в политехническом институте, потом был в партизанском отряде, где и научился ездить верхом, а последнее время участвовал в ликвидации банд царского полковника Пепеляева на севере Приморья.
Полковник Пепеляев
За бандами Пепелева гонялись по тайге тоже верхом на лошадях.
Я оседлал ему Кокетку, вывел из конюшни и передал поводья из рук в руки.
Открыл калитку ворот и Костя повел Кокетку за ворота на улицу. Я закрыл калитку, но сам остался во дворе и наблюдал, что получится дальше.
Кокетка видя, что меня нет и её ведет чужой, стала артачится. А когда Костя сел на неё верхом, встала на дыбы, а потом лягнула обоими ногами, высоко подняв круп и Костя полетел через её голову на землю. Ударился сильно. Кокетка убежала. Я выбежал за ворота, помог Косте подняться с земли, позвал Кокетку и та прибежала ко мне.
Говорю Косте: “Давай, садись еще раз, я её подержу."
А Костя: “А ну, тебя к чертовой матери с твоей кобылой, лучше бегать пешим.”
И я стал работать на дамбе на Северной окраине Суражевки в районе Ключика. Работали в 3 смены по 8 часов.
Так как двухосной самосвальной таратайки у нас не было, то я сбил большой ящик с ручками, который поставил на ходок и в нем возил землю на дамбу. Сваливать опрокидыванием ящик с ходка надо было четырём мужикам. Возни было много. Работающие на дамбе говорили: "Опять этот парень с ящиком идет!".
Работали полторы недели. Суражевку спасли. Вода в Зее, за дамбой была как на тарелке. Уровень её был выше окон домов улицы Набережная и Собачьего Ящика.
...
После наводнения, когда Зея вошла в свои берега, железнодорожники решили организовать лагерь летнего отдыха вблизи деревни Малая Сазанка на возвышенности, которая не затапливалась водой во время наводнения. Лагерь строили силами самих ребят. Устанавливали и оборудовали солдатские палатки, построили навес и скамейки в столовой, кладовую для кухни.
В лагерь мы с Мишей поехали на Кокетке. Ей там тоже нашлась работа - возила воду к умывальникам и на кухню.
Отдохнули хорошо все трое. День наш проходил так: подъём, зарядка, умывание, завтрак. После завтрака я с дежурным возил воду. К умывальникам - из реки Зея, к кухне - из колодца деревни. Потом до обеда купались (иногда брали с собой Кокетку, вот уже она была довольна), бродили по сопкам. Места там очень красивые. Белые "горы" отвесно нависли над рекой Зея. Смотришь с обрыва вниз, и пароходы и плоты, идущие по Зее, кажутся игрушечными.
Места действительно прекрасные
Бывали и в ущелье, в котором банда Митьки Сенотрусова ожидала пароход с золотом. Обед, мёртвый час, после которого мы с Мишей ездили в горы косить траву для Кокетки (пастись я её не пускал, чтобы не наелась топлянинной травы. Кокетка стояла на привязи у ходка в тени дерева, недалеко от нашей палатки). Потом опять с дежурными возили воду до ужина. Ужин. Беседы у костра. Иногда,по просьбе ребят, устраивал "цирковое представление ”. Верхом на Кокетке прыгал через канаву, скамейки, столы, через ходок и бочку с водой. Кокетка здоровалась со мной (давала ножку).
По команде ложилась, и я, укрывшись за ней, "вел огонь", бегала за мной, как собачка. Отбой !
Кокетка была любимицей ребят, они носили ей куски хлеба,картошку, кашу.
Через две недели отдых окончился, и мы уехали домой.