Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 42
Летом 1924 года старатели в северной тайге области на реке Томмот обнаружили сказочно богатые золотые россыпи.
Томмот в наше время.
Весть об этом распространилась по поселкам и городам. Началась золотая лихорадка. Люди сотнями устремились на далекий Томмот за золотом, за счастьем. Эта золотая лихорадка .захватила и моего старого друга Васю Курносова. В компании с таким же парнем, как и он, купили плохонького коня, сани, снаряжение, запаслись продовольствием, одеждой и как только стала Зея, по ледяной дороге тронулись в путь за своим счастьем. А путь был далекий и тяжелый. Дорог не было и их никто не знал. Двигались замерзшими руслами рек, хребты сопок пересекали, где кому казалось лучше. Последним из Суражевцев Васю видел наш сосед татарин Беляй.
Лихорадка как она есть.
Беляй - коновал, контрабандист, мародер, не брезгующий пристукнуть кого-нибудь при случае, один из первых "амурских волков” раньше других пронюхал о золоте Томмыша. Зная как делать "деньги” среди голодных золотоискателей, снарядил две подводы продовольствия и со своим дядей, по первому снегу поехал в Томмыш.
На Томмыше уже в то время был голод. Беляй продал своё продовольствие и одну лошадь за золото по высокой цене и на одной оставшейся лошади с дядей, возвращался домой.
Амурские волки не такие опасные, как их тезки-люди.
Спускаясь с одной из сопок Беляй встретил Васю Курносова и его компаньона, поднимающихся на сопку. Лошаденка у них была плохая и воз на сопку вывезти не могла. Вася с компаньоном половину поклажи разгрузили и оставили у подножья сопки, а с половиной воза поднимались на вершину.
На вершине сопки разгрузились, компаньон остался охранять груз, а Вася вернулся за второй половиной воза. Со слов Беляя, он рассказал Васе обстановку на Томмоте, о том, что там тысячи людей голодают по 12 фунтов муки на дорогу и прогоняют с прииска домой. Поговорив несколько минут они расстались.
А дальнейшая Васина судьба сложилась так: поднимаясь на одну из многочисленных сопок, лошадка от чрезмерной натуги пала.
Компаньоны поругались, обвиняя друг друга в случившимся. Потом отрубили каждый себе по окороку от павшей лошади, взяли продовольствия кто сколько может унести и разошлись, как враги.
Компаньон пристал к русской партии золотоискателей, а Вася к партии корейцев из 18 человек.
Корейцы заблудились в тайге, блуждали несколько дней, съели Васино продовольствие, мясо, а потом и самого Васю.
Тайга...
А когда истощенные, чуть живые корейцы добрались до прииска, заявили, что дорогой к ним пристал русский парень, который потом от истощения замерз и они его съели. Их заявлению не удивились, Случаи людоедства голодающими на приисках были не единичны. Корейцев не судили. Сняли показания, дали на дорогу по 12 фунтов муки и выгнали с прииска.
Так погиб мой первый друг.
Не верю заявлению корейцев, что он умер от истощения и его съели умершего.
Вася был сильный, выносливый, здоровый человек. И почему из 18 корейцев никто не умер от истощения, хотя они еще до встречи с Васей несколько дней бродили по тайге и были истощены, а съели одного Васю.
Просто его убили и съели.