Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 58
Математику принимал профессор "дедушка" Миллер и два ассистента. По алгебре решали задачку, по геометрии и тригонометрии - устно.
Задачу решил одним из первых. А когда отвечал устно, дедушка даже спросил, какую школу я кончил. Я сказал, что М-Чесноковскую семилетку.
"О, это очень хорошая школа! Ну, тогда большому кораблю - большое плавание. Вот вам ещё вопросик."
Ответил. И по выражению лица "дедушки" понял, что ему понравилось.
Ну, вот, а я-то так боялся математики !
Вот так все примерно и было (а может и не так:))
Остальные экзамены пошли "веселей"!
Обществоведение принимал директор техникума - Сивер. Труды Кости Зайцева не пропали даром. Отвечал бодро.
Физику принимал инженер Ф.П.Канов с двумя ассистентами. Дорогой Семьяныч! Большое спасибо Вам за теплоту, свет, электричество и механику. (А Архимед-то был не дурак!) Сдал.
Химию принимал тоже Ф.П. Канов, но здесь или головокружение от успехов или недооценка: "подумаешь - химия" - "плавал" еле выкарабкался. "Вот горячка, подкачал!", - как сказал бы дядя Миша.
Экзамены кончились. Осталось ждать результата второго потока.
...
Свободного времени было много, а денег мало. Знакомился с ребятами и городом. Ребята, поступающие в техникум в основном были дети железнодорожников. Только несколько человек из жителей города Хабаровска были не железнодорожники.
Много ребят было с КВЖД (процентов 25), в основном из городов и больших станций (Харбин, Чжалайнор, Бужэхади, Цицикар, Муланьдзян, Мулин).
Основной "тон" задавали ребята с КВЖД. Они были лучше подготовлены, сплочены и лучше одеты, особенно Харбинцы. Все были в кожаных тужурках, дорогих костюмах, модных ботинках. Наши ребята выглядели против них бледненько. Наши - дети рабочих, а "Харбинцы" - дети ИТР и служащих.
Подружился с ребятами - Ганей Слесаренко и Витей Чугунцовым (оба со станции Облучье). С Ганей Слесаренко все экзамены сидели за одним столом и как-то "сошлись характером".
По городу бродили втроем, знакомились с достопримечательностями, были в парках, садах, Краевом музее.
Здание Краевого музея.
Музей очень понравился. Там и история и география, и флора и фауна, промышленность и сельское хозяйство, и транспорт. Особенно понравился исторический отдел. Макет крепости Толбозин, оружие и снаряжение казаков Хабарова и Пояркова и восковые фигуры малых народностей края и китаец, закованный в деревянные колодки, а по щекам у него бегут слезы, как у живого...
Макет если и не тот, то такой же)
Больше всего находились в парке на Амуре и загорали на утесе. Купались мало - вход на водную станцию был платный, ребята плавали плохо (Хинган - река горная, плавать было негде) и потом у Гани не было трусов. Плавал один я. Ребята караулили мою одежду и сапоги с портянками.
Первый раз поплыл так: сидели на берегу, недалеко от водной станции, сбросили рубахи, загорали.
Ганя говорит: "Смотрите идет Аврора и её квартеронка".
Мимо нас проходят две девушки. Одна русская блондинка, другая кореяночка. Обе стройные, красивые в одинаковых голубых купальниках (у нас девчата купались или в рубашках или нагишом, купальников не было).
Такие купальники были в моде в 1926 году совсем недалеко от Хабаровска:)
Проходя мимо нас, блондинка говорит: "Мальчики, почему не купаетесь?”
Витя Чугунцов отвечает: ”Плавать не умеем.”
-"Эх, вы!”
И убежали на водную станцию, залезли на ныряльную вышку и наблюдают. Меня "заело”, как же. Сбросил сапоги, галифе, и пошел по берегу, мимо утеса вверх по Амуру. Дошел до пристани, вошел в воду и поплыл. Не зная режима реки, заплыл далеко от берега, а потом лег на спину и плыл по течению, к утесу.
Утес вдается в Амур. Потом вся масса воды, ударяясь об утес, меняет направление течения к левому берегу. Напротив утеса меня стало сносить к левому берегу. Хватился поздно, унесло на середину Амура. Поплыл в "размашку” к правому берегу. Чтобы легче было плыть "поперек” реки не плыл, а плыл так, чтобы мне помогало течение реки.
Пока добрался до берега меня снесло далеко-далеко за водную станцию. А девчата все стоят на вышке и наблюдают.
Потом Витя с ними познакомился. Это были десятиклассницы из Ленинской школы 2-й ступени.