Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 71
Весна. Сдана последняя сессия. Едем на вторую практику. Теперь уже на Забайкальскую железную дорогу.
В Чите в управлении дороги нас опять рассортировали по разным депо, не знаю по какому принципу. Мы с Ганей просились, чтобы нас послали в одно депо, а нас разбросали: меня и третьекурсника Бориса Васькевича в депо Верхнеудинск, а Ганю в депо Петровский Завод.
Приезжаем в Верхнеудинск. Идем к начальнику депо. У дверей кабинета начальника депо я говорю Васькевичу: "Ты иди первым, ты старший."
А сам имею ввиду следующее: Васькевич третьекурсник, ему практику нужно проходить "езда на паровозе помощником машиниста", а мне второкурснику - работа слесарем по ремонту паровозов. И может быть после Васькевича начальник депо "по ошибке", меня тоже пошлет на паровоз.
После того, как вышел из кабинета начальника Васькевич, захожу я: "Здравствуйте!" И подаю свои документы начальнику депо. Пока он читает документы, набираюсь храбрости и говорю: "Пошлите меня, пожалуйста, на маневровый паровоз!!".
Прочитав моё направление, начальник депо говорит: "Да ведь тебе надо слесарем поработать на ремонте!"
Я: "У себя в техникуме в мастерских, я целый год работал слесарем. Имею 2-й разряд."
"Очень хочешь на паровоз?" - и улыбается.
- "Очень!"
Начальник пишет на двух бумажках и отдает их мне. "Вот эту отдать нарядчику бригад в депо. Он тебя поставит помощником машиниста на маневр. А эту отдашь проводнику вагона №1 который стоит на запасных путях. Общежития у нас заняты. Будешь пока жить в вагоне".
Говорю: "Спасибо!" и на крыльях вылетаю из кабинета. Мечта сбывается! Буду ездить на паровозе !
Мечты сбываются
Оформились с работой и жильём. Бросили свои чемоданы в купе вагона и пошли знакомиться с городом. Верхнеудинск - столица Бурятии на реке Селенге. Городок понравился. Своеобразный. Весь в сосновом лесу.
Рано утром прихожу в нарядную ( "брехаловка", как зовут её паровозники). Ищу глазами на доске нарядов свою фамилию. Нахожу в разделе - "маневры", в графе машинистов красную табличку машиниста " Корженевский ", и рядом в графе помощники синяя табличка - "Спригуль". Ага, значит, у меня машинист Корженевский. Жду.
Приходит высокий старик с висячими седыми усами и получает путевку (все старые машинисты кончают свой последний рейс на маневрах).
Нарядчик говорит ему, указывая на меня: "Вот твой помощник. Практикант.”
Машинист протягивает мне руку: "Здравствуй! Как тебя зовут?”
-"Виктор.”
-”Пошли, Виктор, на паровоз.”
Дорогой расспрашивает кто я, что я, откуда. Подходим к паровозу. Старый пассажирский паровоз серии "К" на нем бригада (на маневрах 2 человека - машинист и помощник), которая должна сдать нам паровоз.
Паровоз серии "К"
Машинисты поговорили между собой, сдающий сказал : "Машина в порядке. Под утро нам делать было нечего и мы заправились углем, водой, смазкой, почистились, осмотрели и смазали машину. Тебе делать нечего. Бывайте здоровы". И ушли.
Остались мы вдвоем. Пока не пришли наши составитель и сцепщик вагонов, Корженевский осмотрел машину, а потом залез на паровоз и, попробовав как вращается реверс, говорит мне: ”Сбегай, дай маслица на камень, а то реверс что-то туго ходит!"
Я взял в руки масленку, стою и смотрю на машиниста (мне подумалось, что он хочет меня "купить”, мне вспомнились случаи, которые рассказывали старшекурсники, как их новичков заставляли мешать воду в тендере резаком, как ложкой в кастрюле, ”чтобы лучше инжектор качал" и т.п.).
На какой "камень” полить масла? В седьмом классе по физике мы изучали паровые машины. Но там нигде "камня” не было. Потом до меня дошло, что старый машинист серьезный человек и это не травля. Значит надо признаваться, что я ничего незнаю и не умею. И я говорю: ”Петрович, у нас в техникуме паровоз изучают с 3-го курса, а я второй курс и паровоз не знаю." Петрович: ”Совсем не знаешь?"
Я: ”В школе семилетке по физике паровые машины изучал. Принцип работы знаю.”
-”Эх, горе моё!"
Слез с паровоза, подвел меня к кулисному механизму и, показывая, говорит: ”Вот это кулиса! А вот это кулисный камень. Когда камень в кулисе внизу - паровоз идет вперед, а когда камень вверху - паровоз идет задним ходом. А вот в середине камня раззенкованное отверстие - это масленка. Ливни туда масла."
Кулисный механизм:1 — приводной вал; 2 — ведущее зубчатое колесо; 3 — ведомое зубчатое колесо; 4 — рычаг; 5 — резец; 6 — шарнирное соединение кулисы и рычага; 7 — прорезь кривошипа; 8 — палец кривошипа; 9 — ползун (кулисный камень); 10 — кулиса; MN — рабочий ход; NM — холостой ход
Потом залезли в будку паровоза и Петрович показал мне, то, что я должен делать постоянно - как топить топку паровоза Черемховским углем, как "подрезать” колосники резаком, как закачивать воду в котел инжектором.
К паровозу подошли составитель и сцепщик. Оба пожилые, оба в брезентовых плащах с фонарями в руках и свистками во рту.
Петрович кричит: "Гренадеры, почему опаздываете?" Составитель,не вынимая свистка изо рта, говорит: "Понимаешь, со старушкой побаловался и проспал!" И делает непристойный жест.
Мне стыдно, я отворачиваюсь. Петрович говорит: "Ну, старые греховодники, что сегодня делать будем?" Также, не вынимая свистка изо рта, составитель объясняет план работы сегодняшней смены. Потом, поставив свои фонари на переднюю площадку паровоза (днем фонари не нужны), составитель и сцепщик, став на подножки паровоза, один на переднюю, другой на заднюю и крикнув "Поедем на шашнадцатый!", составитель дает свисток: "вперед!".
Первый день работы на паровозе начался...