Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 108
Узнав у дежурного по станции где наш поезд, Ларин сообщил нам с Иваном: "Проследовал Ук, теперь под уклон прикатит быстро".
Пошли к гидравлической колонке - месту, где должен был остановиться паровоз, сели на свои железные дорожные ящики (“шарманки", как зовут их паровозники) и стали ждать.
"Шарманка"
Показался приближающийся поезд. Ларин поднялся со своей шарманки, как-то весь просветлел и улыбаясь говорит: "Вот он, наш красавец!"
Паровоз был действительно очень красив - мощный, новый, блестящий, окрашенный в светло-зеленую краску цвета весенней травы, с огромными красными.колесами. Медные детали сверкали как на солнце, особенно буквы и цифры на будке “Су 99-58”.
Красавец!
Прием и сдача паровоза проходили слаженно и быстро. Было видно, что спаренные бригады сработались. Никифор Карпыч познакомил меня с бригадой. Машинист второй бригады Ушанов был пожилой, степенный человек, в противовес нашему горячему Ларину. Помощником у него был Миша (фамилию не помню) -молодой парень, вроде меня, а кочегар - тоже был пожилой.
Паровоз принимали, не отцепляясь от состава. Машинисты осматривали машину, мы с Мишей заправляли масленки и крепили гайки и клинья, кочегары заправлялись водой и чистили поддувало.
На паровозах серии "Су" я еще не ездил, поэтому все для меня там было ново и интересно. Особенно нравилась мне будка машиниста - высоко расположена, большая, светлая, комфортабельная с удобным трапом, мягкими кожаными креслами для машиниста и помощника.
Будка паровоза серии "Су"
Пожелав нам счастливого пути, бригада Ушакова, сдав паровоз, ушла домой.
Три звонка станционного колокола, свисток главного кондуктора и, дав гудок отправления, Никифор Карпыч открывает регулятор. Поехали.
Первый "университетский” рейс начался.
Плечи пассажирских рейсов были в два раза длиннее товарных. На восток до станции Зима, на Запад до станции Еланская. Сейчас едем в “Зиму”.
Проехали мост через реку Уду, начался "тягун" подъем длиной 40 километров. Моё первое испытание на умение топить. Чтобы не ударить в грязь лицом, топлю в прихлопку.
Паровоз парует хорошо. Очень хорошо. Идет легко, урча как кот "Альфой" (предохранительный клапан, через который стравливается “лишний” пар) и попыхивая насосом тормоза Вестингауза.
Воздушный тормоз Вестингауза
Никифор Карпович молча ведет состав, слушает "музыку" альфы, изредка улыбаясь, посматривает на манометр. Стрелка манометра всё время дрожит на контрольной черте "13 атмосфер”. Видно, что доволен. Топлю хорошо.
Тягун кончился. Станция Худоеланская. Стоим 3 минуты. Еле успел обежать и осмотреть машину. Тронулись, Никифор Карпыч говорит: "На подъем выехали хорошо. Топить умеешь. А вот, что у тебя альфа всё время урчала - плохо. Много пару зря стравил. Экономь уголь. Топи так, чтобы и пару было 13 атмосфер к альфа не ревела. Ясно?"
Станция Тулун. Десятиминутная остановка. Берем воду. Под кран Н.К. ставит состав мастерски, с точностью до сантиметра. Не успел еще паровоз остановиться, соскакиваю со своей левой стороны и бегу осматривать машину. Осмотрел левую машину, перехожу на правую сторону. Смотрю, на передней правой подножке лежит коробка спичек.
Я взял её в карман, т.к. руки заняты ключом и масленкой. Осматриваю правую сторону. Машина в порядке Поднимаюсь в будку и докладываю машинисту: "Всё в порядке!"
Н.К. спрашивает: "В порядке? И ничего не заметил?"
Отвечаю: "В порядке. Вот на передней подножке спички нашел!" - и подаю ему коробок.
Н.К. улыбается: "Молодец! Глазастый! Это я тебе нарочно подложил!" (Пока я осматривал левую машину, Н.К. выскочил из будки с правой стороны и положил коробок на подножку с целью проверить мою наблюдательность и как я осматриваю машину).
Поехали дальше. За Тулуном профиль пути мне был незнаком, т.к. дальше Тулуна я не ездил. И тут у меня получился первый конфуз.
Переехали мост через реку Ия, промелькнули станции Нюра, Шуба, начался подъём.
Думая, что подъем будет длинный, крепко шуранул. Только кончил бросать уголь в топку - начался уклон и Н.К. закрыл регулятор.
Тяга прекратилась. Из-за неполного сгорания из трубы повалил черный густой дым (как на кинокартинах, когда хотят показать стремительность движения морских военных судов или активную работу заводов и фабрик).
Вот так наверное :)
Никифор Карпыч кричит: "Вавила, штаны горят!"
Я посмотрел на свои штаны. Когда кидал в топку уголь, стоял близко к огню, может и загорелись?! Нет. Целы. Отвечаю: "Нет, не горят!"
Н.К. показывает на трубу паровоза: "Вот, где твои штаны горят! Ты мне всех пассажиров задушишь! Они сейчас окна пооткрывают подышать свежим воздухом, а ты им в морду дым суешь!"
Оправдываюсь: "Я здесь профиль пути не знаю. Думал, будет длинный подъем, вот и нашуровал, а Вы пар закрыли!"
- “Ладно, на первый раз прощаю! А дальше топи так, чтобы ни одна черная дымина из трубы не вылетела! Ты знаешь, раньше на военных судах за такой дым кочегаров расстреливали за демаскировку!"
Так, в труде и учебе, рейс подходил к концу. Мелькали станции Шерагуль, Тулюшка, Мингатуй, Куйтук (остановка. 3 минуты), Кимельтей, Харин, Перевоз и - Зима. Приехали.
Зима - родина вот этого вот Евгения