Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 109
Отцепились от состава, поехали в депо, развернулись, экипировались, сдали паровоз дежурному и пошли в станционный ресторан ужинать.
В ресторане посетителей нет. Только наша бригада. Буфетчик кричит на кухню: "Пришла паровозная бригада. Кормите!" Сели за стол.
Официант начал подавать блюда. Я съел два первых, три вторых, два компота. Ваня - два первых и 2 вторых с компотом. Никифор Карпыч ел нормально, как он говорил: "Хороший зверь много не ест".
Первое, второе и компот (реконструкция)
Официант носил нам блюда до тех пор, пока не закричали из кухни: "А сколько там бригад?"
-"Одна!"
Повар не поверил и вышел посмотреть на обжор, только головой покачал, а Никифор Карпыч смеется: “Ну ты Вавила силен! Наградил же меня бог бригадой!"
Работать с Никифором Карпычем было и тяжело, и легко, и радостно. Гонял он нас с Иваном здорово, спуску не давал ни в чём. Но зато каждая поездка была большой школой. Гонять нас Ларин начинал "от печки". Первое - чистота и порядок. Поэтому скребли и чистили паровоз каждую свободную минуту. И не только свободную минуту, а и на ходу поезда. А "медяшку" драили, как на военном судне. Чем только мы её не чистили! И мелким наждаком и тертым кирпичом,и пастой. Сверкала она у нас, как солнце.
Хром бы Никифору Карпычу понравился :)
Металлические поручни трапа и площадок сияли серебром. Котел всегда был протерт масляной тряпкой и блестел по-весеннему.
Машина сверкала. Н.К. говорил: “Чистота, это не только красота - это бдительность! Вот, например, дышло или кривошип заляпаны маслом. Что ты на нем увидишь? А когда он чист и блестит как зеркало, то на нём не только прилепившуюся волосинку углядишь, а и трещину в металле заметишь! И "ЧП" предотвратишь!"
По теории и практике "гонял" всю дорогу. Ну а весной,когда стал нас "шлифовать" перед экзаменом, меня на машиниста, а Ивана на помощника, тут уже и спать не давал.
... В оборотном депо приходим отдыхать в комнаты паровозных бригад. Устал. Только бы добраться до кровати. Раздеваюсь, ложусь, начинаю засыпать. С соседней койки Никифор Карпыч спрашивает: "Вавила, спишь?"
-"Нет ещё, но очень хочу спать!"
-"Ладно, спать потом будешь, а ты мне вот скажи... Зимой долго стоял на станции. Накачал воды полный котел. Выше верхнего краника. Стал трогаться с места, открыл регулятор, вода с паром устремилась в цилиндр, а помощник, разиня, продувательные краны не открыл и водой выбило переднюю крышку левого цилиндра .... Улетела вперед паровоза метров на 20! Как ты будешь приспосабливаться, чтобы паровоз ехал на одной паровой машине? А?"
Начинаю отвечать, Никифор Карпыч кричит: "Ванька, Спишь?"
-"Не!"
-"Слушай, как твой будущий машинист приспосабливает паровоз, ехать, одной машиной!" .
- "Слушаю!"
И так до тех пор, пока нас не вызовут ехать.
Но Ваньке не пришлось ездить со мной помощником. Весной 1931 года помощник машиниста Иван Кулагин был расстрелян за крушение пассажирского поезда и двух паровозов, происшедшего по его вине...
Как крушение могло произойти по вине помощника машиниста?