Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 115
Экзамен на право управлением паровоза принимала комиссия из Управления дороги.
Сдающих было 12 человек. Из наших ребят никого не было. Сдавал я один. Экзамен выдержал с честью. Меня, как техника, по устройству паровоза и теории спрашивали мало, в основном, о случаях в пути и правилах технической эксплуатации, но тут школа Никифора Карпыча была на высоте - экзамен сдал. Выхожу из кабинета комиссии и смотрю: в коридоре стоит в полной парадной форме дорогой Никифор Карпыч. Ждет. Волнуется.
Для любителей парадных форм :)
- “Ну, как?”
- "Сдал!"
- "Молодец, Вавила! Поздравляю! Ну вот, еще одного сделал человеком! Будете помнить старика Ларина! А теперь, пошли ко мне. Отпразднуем сдачу. Старушка там уже всё приготовила и ждет!"
Я поблагодарил Никифора Карпыча за заботу, за любовь и ласку и сказал, что мне сначала надо забежать на почту.
Узнав, зачем я иду на почту, Никифор Карпыч говорит: "Пойдем вместе! Для такого дела ног жалеть на приходится!"
На почте дал телеграмму Асе: "Приезжай. Ты очень нужна. Жду. Виктор."
А 1-го мая мы опять были в рейсе, вели скорый поезд до Красноярска и опять Никифор Карпыч не давал мне покоя, теперь уже перед пробной поездкой: "Вавила! Ну-ка садись на мое место! Как ты поведешь состав по этому ломаному профилю?!"
А ты бы как повел по этому ломаному профилю?
Я веду состав, Иван работает за помощника, а Никифор Карпыч стоит за мной и консультирует...
" ...Вот тут надо закрыть пар.. а тут тормознуть, а здесь, используя силу инерции состава, прокатиться “на шармачка""
Или идем по двухтысячному уклону с закрытым паром, впереди путевой знак: уклон девять тысячных. Никифор Карпыч говорит: "Перед, знаком тормози одним паровозом. Паровоз тяжелый, весит 120 тонн, а при переходе с 2-х тысячного уклона на 9-ти тысячный, клюнет носом как с обрыва и потянет за собой состав, толчок получится, а в товарном поезде может и обрыв получиться."
Или едем по уклону с закрытым паром, впереди небольшая площадка, а затем подъем. Никифор Карпыч спрашивает: "Где пар откроешь?"
Я говорю: "Перед подъемом, а по уклону и по площадке использую силу инерции состава, пусть себе катится…”
- "Нет, регулятор надо открыть, когда ещё по уклону идешь!" "Почему?" "Катясь по уклону с закрытым паром, паровоз в силу своего большого веса массы двигается быстрее легких вагонов и тянет вагоны за собой. А когда войдет на площадку, скорость его уменьшится и вагоны станут набегать на паровоз. Пружины буферов вагонов сожмутся как гармошка, а потом, под действием силы пружин, начнут разжиматься, тоже как гармошка, и вот, под действием разжимающихся пружин, вагоны как бы идут назад, а ты в это время откроешь пар и паровоз потянет их вперед... Получится сильный рывок и состав на расстоянии 1/3 от хвоста порвется...
А когда откроешь регулятор на уклоне перед площадкой, паровоз всё время будет идти быстрее вагонов и потянет их за собой в растянутом состоянии буферных пружин и состав "играть гармошкой" не будет, и никаких толчков не будет…”
Буфер вагона
Такая школа продолжалась до 16 мая, а 16 мая меня вызвали сдавать пробную поездку.