Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 116
Пробную поездку нас сдавало сразу 4 человека. Принимал экзамен машинист-наставник на паровозе серии "О" (горный четырехцилиндровый “дуплекс-компаунд”).
Сразу, еще в депо, он распределил нас так: “Ты - машинист”, потом, указывая на меня: “Ты - помощник”. “А вы двое - в резерве, работаете за одного кочегара”. “Вот вам паровоз. Принимайте его и готовьтесь к рейсу.”
Приняли. Выехали на контрольную.
Паровоз серии "О"
Наставник сходил к дежурному по станции, пришел и говорит: "Поведем тяжеловес 1200 тонн (на нашем участке нормальный вес состава считался 1000 тонн), до Тайшета, толкача на перевале не будет. Выбирайтесь сами. А сейчас к составу. Наш состав стоит на 6-м пути!”
Пока мы с контрольной подъезжали к составу, один из кочегаров, самый пробивной парень, сбегал к кондукторам. и даванул им замечательную речь: “Товарищи, легаши! Нас четыре помогайло, сдаем пробную поездку . Очень прошу точно выполняйте все наши сигналы и особенно хорошо крутите тормоза на уклоне Ук-Камышет. За нами не пропадет!
Получили разрешение на отправление. Тронулись. Мне опять досталась самая тяжелая работа - топить на подъеме Курят-Ук. На перевал шли все время на большом клапане и машина пару жрала очень много. Попотел крепко. Но на перевал выскреблись с урчащей альфой и веселым настроением.
На станции Ук наставник говорит мне: "Теперь ты машинист! Веди состав!”, а моего машиниста поставил помощником.
Открыли выходной семафор. Свисток главного. Волнуюсь, даю гудок отправления и открываю регулятор на малый клапан. Тронулись и сразу ныряем на 9 тысячный уклон. Подождал пока весь состав зашел на уклон - закрываю пар. Постепенно состав начинает набирать скорость. Чтобы сбить скорость и не перегреть тормозные колодки, периодически торможу на переломах профиля пути, то одним паровозом, то вагонами, а то сразу и тем и другим.
Тормозной вагон
Скорость тухнет, но ненадолго, что значит 7 тормозных вагонов на 1200 тонн веса поезда?!
Проехал половину уклона. Чувствую, что состав начинает разносить… В голове все время сверлит мысль: только бы в Камышете входной семафор был открыт! На такой скорости я не остановлюсь и пролечу и семафор и станцию...
Впереди площадка с двухтысячным уклоном. Даю три тормозных гудка поездной бригаде и торможу паровозом. Кондуктора тормозят добросовестно - из-под тормозных колодок искры летят снопом.
Скорость сбиваю, но сигнала "отпустить тормоза" не даю, т.к. впереди длинный 9 тысячный уклон.
Перед станцией Камышет скорость опять начинает нарастать, но... помощник кричит: “Семафор открыт!"
Семафор
Когда поравнялись с входным семафором, командую помощнику: “Открой краны!”, отпускаю тормоз паровоза и даю контр-пар. Состав остановился, не доезжая метров 20 до гидравлической колонки.
Чувствую, что так по-снайперски, как Никифор Карпыч, я с составом к гидравлической колонке не подойду и еще могу состав порвать. Говорю "кочегару": "Отцепи паровоз, будем воду брать!”
Мы отцепились. Набрали воды. Я с помощником осмотрел машину и стали под состав. Машинист-наставник говорит: "Теперь вы будете в резерве за кочегара!", а бывших "кочегаров” поставил одного - машинистом, а другого - помощником. Поехали дальше. На станции Облепиха сменил машиниста с помощником, и благополучно прибыли в Тайшет. Из Тайшета в обратный рейс первым машинистом до станции Облепиха поезд вел я. Профиль пути легкий, участок знакомый, школу Никифора Карпыча прошел хорошую, поэтому состав провел "на уровне”. И так, меняясь местами, в обратном порядке привели состав домой.
В депо, когда уже сдали паровоз, машинист-наставник провёл разбор наших действий и в заключение сказал: "Пробную поездку, сдали все! И теперь вы - машинисты!!”
Я - машинист паровоза товарного парка мощных серий, но поделиться своей радостью не с кем.
Никифор Карпыч в рейсе с новым помощником, а Ганю в тяжелом состоянии положили в больницу. После пробной поездки я был у Гани в больнице. Ганя очень тяжело переживал свое нынешнее состояние. Был такой Геркулес и вдруг… поэтому, чтобы не расстраивать его и не травмировать его душу, рассказывал ему разные истории и случаи в пути, но о том, что выдержал экзамен на право управления паровозом и сдал пробную поездку - умалчивал. Уже при прощании Ганя спросил: “Есть ответ от Аси на твою телеграмму?" "Нет!"
Помолчали, и я ушел.