МИХАИЛ КАРПАЧ. БАМ: ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ. ЧАСТЬ 2
Сталин в Эвороне пережил Хрущёва
Юбилейный поезд, сформированный в Хабаровске и направляющийся в Тынду по Байкало-Амурской магистрали в канун 45-летия начала строительства, прибыл в Комсомольск-на-Амуре. И здесь играл духовой оркестр, с гордостью поднимали флаги и флажки с цифрой «45», ветераны БАМа и сегодняшние эксплуатационники получали почетные грамоты и знаки отличия из рук первого заместителя начальника ДВостЖД Геннадия Нестерука.
В преддверии памятной даты вокзал Комсомольска-на-Амуре, как и других узловых станций, украсили фотографии строительства легендарной магистрали. Немалые средства были вложено в обновление вокзалов и примыкающих к ним строений. К примеру, Комсомольск-на-Амуре получил более удобные и привлекательные посадочные платформы.
Впрочем, Российские железные дороги сделали для города, можно сказать, персональный подарок стоимостью в пол-миллиарда рублей. Это трехэтажный корпус эксплуатационного депо, который вырос на станции Комсомольск-Сортировочный, где формируются грузовые составы в хабаровском, совгаванском, тындинском направлениях. Сократилось время на доставку локомотивных бригад, которые прежде пребывали на станции Комсомольск-Грузовой.
Чтобы убедиться в других плюсах, надо побывать в новостройке, распахнувшей двери в конце первого квартала. В зоне управления кабинеты служб и руководства, конференц-зал. В зоне организации производственного процесса - технические классы, кабинеты машинистов-инструкторов, другие помещения, в том числе гардеробная машинистов и помощников.
Есть зона психофизиологического восстановления. В ней не только медики в кабинетах, но и тренажерный зал, сауна с бассейном. «Воду стираешь с мокрого тельца полотенцем, как зверь, мохнатым. Чтобы суше пяткам - пол стелется, извиняюсь за выражение, пробковым матом», - живописал почти по аналогическому поводу Маяковский.
Главный мост
Примечательно, что 45-летие Байкало-Амурской магистрали совпало с полувековым юбилеем начала строительства станции Комсомольск-Сортировочный и перехода через Амур, который прогремел на всю страну как главный мост БАМа.
Не лишне уточнить, что в Великую Отечественную проект завершающего участка БАМа от города юности к Татарскому проливу претерпел существенные изменения. Цель объяснима - удешевить и ускорить строительство. Было решено, в частности, отказаться от перехода через Амур, заменив его паромным сообщением.
Более четверти века грузовые и пассажирские вагоны перемещались на правый берег Амура-батюшки и обратно паромами, построенными корабелами города юности. В зимний период шпалы и рельсы укладывались на льду. Межсезонье, когда движение прекращалось, было самым сложным периодом как для железнодорожников, так и для портовиков. Станции и разъезды с обеих сторон забивались товарняками, грузооборот ведущего в Хабаровском крае морского порта падал.
В июле 1975 года я плыл на пароме вместе с другими пассажирами направлявшего в Совгавань поезда, вряд ли подозревавшими, что навигация для паромов - последняя. Об этом мне, тогда студенту отделения журналистики, еще зимой сообщил начальник мостоотряда №26 Николай Дмитриевич Сентюрин. Впрочем, главной темой интервью была не судьба переправы, а новый метод мостового строительства, еще не применявшийся в стране.
Вместо кессонов, представлявших собой пространства для работы под водой, как было на переходе через Амур у Хабаровска, использовались бетонные оболочки. Они монтировались в скальный грунт бурением.
В подводном пространстве главного бамовского моста появилось свыше трехсот заполненных бетоном оболочек. На них устанавливались плиты, одновременно возводилось шпунтовое ограждение, после чего приступали к сооружению тела опоры.
Последняя опора моста протяженностью без малого полтора километра встала в полный рост в октябре 1974 года. В сентябре 1975 года главный бамовский мост был открыт одновременно с завершением строительства станции Комсомольск-Сортировочный в тринадцати километрах от города.
С трудовой победой строителей, благодаря которым в полтора с лишним раза возрастали провозная и пропускная способности завершающего участка БАМа, поздравил генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. На митинге тогдашний глава Хабаровского края Алексей Черный сформулировал задачи для мостоотряда №26 - переходы через Амгунь, Бурею, Зею. Возведение главного направления БАМа уже стартовало.
Через пару лет в сборно-щитовой конторе мостоотряда я снова встретился с Николаем Сентюриным, награжденным за амурский мост орденом Октябрьской революции. Он посоветовал отправиться на амгуньский участок мостоотряда, где ожидалась установка первой опоры моста.
…С подписью «БАМЛаг»
Под тушь в исполнении духового оркестра бульдозерист восстановительного поезда Виталий Шарапа получал ведомственную награду. Как только он отошел от замначальника дороги, вручившего почетный знак Российских железных дорог, я едва ли не силком отвел его за угол вокзала, где музыка не мешала разговору.
- Служил в Новом Ургале и Февральске, отсыпал полотно на «Магирусах», - вспомнил Виталий Иванович семидесятые годы. - Полтора десятка дембелей из нашего батальона осталось на БАМе. И я в том числе…
Устроился в Средне-Амгунький леспромхоз - ведущее предприятие поселка Березовый Солнечного района Хабаровского края. Работал на новой технике, взял в жену коренную жительницу Березового. Но наступили девяностые годы, когда в лесной промышленности, прошедшей разгосударствление, упали зарплаты. Виталий Иванович перешел на железную дорогу: работал помощникам машиниста тепловоза, обслуживал пассажирские маршруты. В последние годы - в восстановительном поезде. Причем там же, в Березовом, который в железнодорожной версии фигурирует как станция Постышево.
Взглянув на фасад желдорвокзала Комсомольска-на-Амуре, украшенного цифрой «45», Шарапа неожиданно заметил:
- Мы же не отсюда уезжали на БАМ! Помнишь вокзал на Втором Комсомольске, откуда поезда отправлялись в Березовый?
- Конечно же, помню. И одноэтажное строение барачного типа в районе птицефабрики, и вагоны поезда с настенными узорами - линкрустом, - отвечал я, признавшись Виталию Ивановичу, что больше всего меня поразили не свечи в купе на случай отключения электричества по причине изношенности вагонных аккумуляторов, а памятник Сталину в привокзальном сквере станции Эворон.
Пронеслось почти два десятка лет, как его сменщик Хрущёв взялся разоблачать культ личности. От Москвы до самых до окраин поснимали статуи и бюсты. В 1964 году лишился должностей сам Хрущёв, а памятник Сталину в Эвороне стоял непоколебимо еще две пятилетки. Но почему изваяние вождя на двухсоткилометровой ветке сохранили?
Об этом я спрашивал в Хурмулях, где размещалось локомотивное депо, в Березовом, где еще не было вокзала, построенного «НовосибирскстройБАМом», а рельсы и шпалы заканчивались тупиком. Смысл ответов, которые невозможно было публиковать, сводился к следующему: товарищ Сталин много сделал для развития сети железных дорог в СССР.
Но разве это неправда? Ответвления на север от Транссиба, с которых для воинских нужд сняли шпальную решетку, были восстановлены, и там загудели паровозы. Возобновились работы на главном ходе. В 1951 году пошли поезда на линии Тайшет-Братск-Усть-Кут на западном участке. На восточном участке заработала упомянутая ветка до Березового.
Ни для кого ни секрет, что в довоенные и послевоенные годы Байкало-Амурскую магистраль строили заключенные. В Тынде им поставлен памятник, который представляет собой исполненную в металле тачку с грунтом, киркой и лопатой. Рядом с инструментом кепка с надписью «Бамлаг».
Парадоксально, но факт: мои давние собеседники из бамовской глубинки не связывали вождя и репрессии. По опросам уже постсоветского времени Сталин - самый популярный глава государства ХХ века.
В Ясном после полуночи
У тупика в Березовом, куда я прибыл после напутствия в конторе мостоотряда, ждал вахтовый автобус. «Два часа хода при наружной температуре минус пятьдесят пять - это не шутка», - заметил парень, передавая кружку с водкой.
Следующую ночь я провел в звене Николая Шабанова. В третью смену монтажники завершали бетонирование ригеля - верхней части первой опоры моста через Амгунь. Рядом подрастало шпунтовое ограждение. Звено бурильщиков Петра Бойко на моих глазах приступило к сооружению второй опоры.
К утру, когда у горизонта появилась алая полоска зари, заливка бетона в ригель была завершена. Монтажники мастерками выравнивали поверхность - наводили шик-блеск.
- До паводка мы должны завершить строительство опор правобережной части, - уточнил на следующий день начальник участка мостоотряда №26 Альберт Авакимов. - Первый поезд пустим по мосту в декабре.
Оторвавшись от чертежей на стене кабинета, Альберт Арамович неожиданно резюмировал:
- Пора на обед. По дороге в столовую поселок покажу…
Поселок мостостроителей, названный Ясным, появился в березовой роще неподалеку от Амгуни в зиму 1975-1976 годов - иначе говоря, год назад. Дома, магазин, клуб и, конечно, столовая. Не стану скрывать, выкладка меня ошеломила. В ресторанах краевого центра не встречал такого разнообразия первых и вторых блюд, не говоря о выпечке.
… Юбилейный поезд миновал памятный мост через Амгунь меньше чем за полминуты. Мне стало грустно от того, что знакомых мостостроителей в вагонах поезда я не повстречал.
Что не устраивает молодых
Начальник станции Постышево Владимир Воронцов - можно сказать, ровесник БАМа: не так давно он справил 45-летие. На его глазах поселок Березовый с деревянным жилфондом леспромхоза пополнялся двух- и пятиэтажными домами, в которых получали квартиры железнодорожники. В микрорайоне, построенном «НовосибирскстройБАМом», распахнули двери детский сад и школа, торговый центр. Завершающим аккордом обновления Березового стал вокзал станции Постышево, выделяющийся тремя мансардами. Сочетание крыши, характерной для средневековья, и кладки из красного кирпича с оштукатуренными и выкрашенными белым оконными проемами, причем, небольшими, как было принято опять-таки в старину, принесло проекту новосибирского архитектора Владимира Авсетюка победу во Всесоюзном конкурсе «Лучший вокзал на трассе БАМа» и звание лауреата премии Ленинского комсомола.
Будущий начальник станции Постышево первую зарплату принес домой в пятнадцать лет: со сверстниками полол траву у железнодорожных путей. Похоже, тогда же решил, где будет работать после школы. Начинал составителем поездов, без отрыва от производства получил среднее специальное образование.
- Не так давно через станцию Постышево проходило четырнадцать пар поездов. Сегодня - в два с лишним раза больше, - отметил Владимир Леонидович.
Мы общались в зале ожидания: нежданный ливень не оставил сухого места на перроне. Не смотря на это, музыканты, прибывшие на юбилейном поезде, не сворачивали концерт. Им дружно аплодировали промокшие до нитки зрители.
В ответ на пожелание перечислить лучших работников станционного коллектива были названы составители поездов Вячеслав Валентинович Баранкин и Константин Павлович Кузнецов, приемосдатчик Тамара Ивановна Збарская.
- Надо полагать, это ветераны. А как с закреплением молодых? уточнил я.
- Приезжают, но не задерживаются, - отвечал Владимир Воронцов, между прочим, депутат совета депутатов поселения, формулируя пояснения как вопросы. - Вы бы остались тут с детьми, когда зимой за трехкомнатную квартиру надо выкладывать по восемнадцать тысяч рублей, когда в больнице почти не осталось врачей, как и действующего оборудования?
Кстати, участковая больница в Березовом - единственное лечебное учреждение на пятисоткилометровой ветке от Комсомольска-на-Амуре до Нового Ургала.
- Я поставлю в известность министра здравоохранения Александра Витько, - сказал мне министр транспорта Валерий Немытов, представлявший правительство Хабаровского края в поездке по БАМу. - Знаю, что у Александра Валентиновича нужды жителей глубинки на особом контроле.
Ливень прекратился. Юбилейный поезд тронулся. Жители станции Постышево помахали нам с надеждой на лучшую жизнь.
Михаил Карпач
Продолжение следует