МИХАИЛ КАРПАЧ. БАМ: ПУТИ-ПЕРЕПУТЬЯ. ЧАСТЬ 4
…Я візьму той рушник, простелю, наче долю
Специальный поезд, следовавший по БАМу в дни празднования 45-летия начала строительства магистрали, в девять утра подошел к перрону станции Новый Ургал. Рядом с линией стояли «ПАЗики», чтобы доставить почетных пассажиров юбилейного поезда к Дому культуры. Впрочем, многие предпочли отправиться туда пешком, поднимаясь по лестнице, которая связывает станцию и поселок. Ступеньки этой лестницы воспринимались как вехи пути, начавшегося без малого полвека назад. В июле 1974 года вышло в свет постановление руководства страны о строительстве БАМа - в ноябре того же года Хабаровский край хлебом-солью встречал «Донбасс» - головной отряд «Укрстроя».
Что оставило в памяти четвертого ноября, когда триста двадцать строителей юго-востока Украины прибыли на дальневосточную землю? Может, бревенчатое строение 3-го разъезда линии Известковая-Ургал, потемневшее от времени, с резным карнизом вдоль покатой крыши? Может, неожиданное похолодание, которое вынудило посланцев Украины, где и зимой гораздо теплее, облачиться в овчинные полушубки?
Впрочем, малороссы или украинцы с середины XIX века осваивали Дальний Восток с русскими и белорусами. Хохлацкая слободка в Хабаровске, столице Приамурского генерал-губернаторства, выделялась садами, теплицами, ледниками, хранившими продукты месяцами. В пору социалистической индустриализации молодежь Украины строила Комсомольск-на-Амуре, в послевоенные пятилетки - Амурск, Горный, Солнечный.
БАМ стал невиданным интеграционным трендом. Станции восточного участка возводились Украинской, Молдавской, Таджикской советскими республиками, а также областями РСФСР.
«Донбасс», «Киев» и остальные
- Надо сделать так, чтобы те, кто придет после нас, сказали нам спасибо, - заместил на планерке начальник «Укрстроя» Николай Иванович Лукьяненко, которого рабочие и иэтэровцы между собой называли Лукой.
Речь шла о временном поселке, который предстояло возвести, пока прибывшие на 3-й разъезд квартировали в железнодорожных вагонах. Строительные нормы и правила исходили из минимума затрат. Иначе говоря, обрекали на барачное существование с сортиром типа МэЖо, как выражался незабвенный Лёлик из «Бриллиантовой руки». Лукьяненко настоял на своем: архитекторы и строители создали поселок «Укрстроя» не только со всеми коммунальными удобствами, но и нестандартным по внешнему виду, без каких-либо барачных линий. Скажу о собственных впечатлениях: более комфортной гостиницы, чем в «Укрстрое», я на БАМе не встречал.
Отряд «Донбасс» работал уже не один. Подъехали и впряглись в общую упряжку «Киев», «Харьков», «Карпаты». Численность трудового коллектива «Укрстроя» перевалила за тысячу человек. Открылись столовая и почта, детсад и школа. Это был деревянный поселок, но в нем не было намека на несовременность.
- Я приехала в Новый Ургал в 1975 году. Работала поваром, завпроизводством, - сказала мне Галина Ивановна Мухутдинова. - Столовая входила в структуру военторга. Но когда «Укрстрой» получал срочные грузы, на станцию к вагонам выходили все. Не потому что нас кто-то обязывал. Была поразительная атмосфера взаимовыручки, единения, коллективизма. Незабываемые дни!..
В 1978 году появились первые пятиэтажки жилмассива железнодорожников. Началось возведение школы на 1170 мест, больничного комплекса. Акт о его приемке госкомиссия подписала перед наступающим 1979 годом. Главврач Виктор Владимирович Левочко, прибывший с первым отрядом «Укрстроя», когда медпункту было отведено место в вагоне, проводил экскурсию по стационару на 150 коек и поликлинике на 400 посещений.
- Кислородно-вакуумная установка, - показывал он. - Операционных - две…
Хирургия и терапия, детское и родильное отделения удивляли простором и безупречностью отделки. Обращал на себя внимание украинский орнамент на фасаде больничного комплекса.
Почему «Укрстрой» неизменно получал знамена и вымпелы? Как часы работала его база - РБУ, котельная, мехмастерские, склады. В 1982 году мысли и чаяния трудового коллектива были связаны с вокзалом, выросшим в два этажа, отделанным гранитом, мрамором, керамикой. Впрочем, были и другие события.
Заявила о себе литературная студия «Багульник». Приезжал из Киева на гастроли Государственный ансамбль УССР «Думка». Состоялась выставка хабаровского художника Геннадия Павлишина.
«Укрстрой» и Новый Ургал жили насыщенно и увлеченно.
На острие строительства
Георгий Алексеевич Калищук приехал в Новый Ургал из Душанбе в октябре 1979 года с опытом прораба и начальника участка, а также взаимодействия с органами Гостехнадзора. Последнее, видимо, оказалось решающим для Анатолия Николаевича Забары, возглавлявшего здешнюю группу заказчика дирекции строительства, который после ряда вопросов, заданных Калищуку, оставившего чемодан на вокзале, подытожил: «Мы вас принимаем». Потом добавил: «Берите машину и отправляйтесь за вещами. Для начала даем комнату на Киевской, 2…»
Группы заказчика дирекции строительства Байкало-Амурской магистрали также функционировали в Северобайкальске и, конечно же, в Тынде. Георгий Калищук был принят инспектором по качеству и приемке.
- Первым моим объектом был железнодорожный вокзал. Прежде всего я обращал внимание на скрытые работы, где отступление от норм и правил чревато серьезными последствиями, - рассказывал он в купе юбилейного поезда. - При строительстве вокзала использовалась кольцевая кладка. Возводились кирпичные стены, а между ними было пространство для утеплителя. Его привозили из Украины, распиливали, устанавливали. Я убедился, что работа была выполнена безупречно.
На строительстве локомотивного депо объектом пристального внимания были смотровые канавы, где нижняя плита формировалась из монолита. Поскольку бетонирование шло в круглосуточном режиме, Георгий Алексеевич не ограничивался восемью часами собственного рабочего времени и приходил на объект ночью, чтобы проконтролировать процесс затвердения, удостовериться в наличии температурных датчиков. Это не было перегибанием палки: при несоблюдении технологии бетон превращается в труху.
Столь же последовательно контролировалось строительство склада дизельного топлива, пункта технического осмотра вагонов, станционного поста управления. В соседней Алонке, которую возводил «МолдавстройБАМ», кроме вокзала, Калищук принимал детсад, торговый центр. Из станционных объектов - объединенный ремонтно-эксплуатационный пункт, ТП-35.
- Я бы не сказал, что мне чинили препятствия, что процветали нетребовательность и халтура, - сказал Калищук. - Начальник «МолдавстройБАМа» Панов, главный инженер Ярчук, главный механик Кожакин, прораб Гроссу были опытными и требовательными руководителями. Как и первые лица «Укрстроя» - начальник СМП Лукьяненко, главный инженер Желобнюк.
Когда дирекция строительства БАМа прекратила существования, поскольку магистраль была построена, Георгия Алексеевича пригласили в отдел капитального строительства ДВостЖД. При этом он по-прежнему жил и работал в Новом Ургале, где продолжалось создание инфраструктурных объектов. После перевода в Хабаровск возглавлял сектор экспертизы проектно-сметной документации ОКСа ДВостЖД.
Двадцать лет работы на БАМе для него - незабвенное время. Стремительное, многосложное, на острие строительства.
Ургальские украинцы
В Доме культуры Нового Ургала, сохранившим ведомственную принадлежность, после торжественного собрания в честь бамовского 45-летия состоялся большой концерт самодеятельности. Зал был полон, хотя кое-кто из награжденных, в основном, руководителей, был ограничен временем и направлялся к выходу. Свою задачу я видел в том, чтобы остановить такого человека и расспросить.
- В локомотивное депо Нового Ургала отработал двадцать семь лет. Учился в ГПТУ на помощника машиниста тепловоза, и после армии, в 1988 году, сомнений не было, куда устраиваться на работу. Прошел все ступеньки, полтора десятка лет был начальником депо, - услышал я от Анатолия Геннадьевича Максияна, работающего теперь в восстановительном поезде.
Самыми лучшими для депо он считает 2012-2013-е годы, когда рост перевозок достигал сорока процентов. Но разве забудешь 2008-й год, падение всех показателей, сокращение тарифных ставок на четверть ради сохранения коллектива?
Анатолий Геннадьевич попросил назвать деповские династии - Александра Самуиловича Юста и его сыновей, братьев Магеровых, которые трудолюбием пошли в отца.
Владимир Петрович Афанасьев, начальник пункта технического обслуживания Комсомольского вагонного депо, родился на Украине. Впрочем, таких людей в Новом Ургале, построенном «Укрстроем», немало. После срочной службы как устроился вагонником, так и работает вагонником до сих пор. Правда, вагонное депо в Новом Ургале, как и БамЖД с Ургальским отделением, пережили разукрупнение.
- Поезда идут, движение не прекращается, - философски заметил Афанасьев.
Особенностью последних лет он считает заметное обновление парка. Вагонов с аббревиатурой МПС почти не встречается. Операторские компании предпочитают подвижной состав нового поколения, который надежней. Естественно, совершенствуется подготовка персонала, действующего и принятого.
Под началом Владимира Петровича трудится больше ста человек. Он называет лучших - это старший осмотрщик вагонов Константин Алексеевич Сивухин, это Анатолий Маркович Тимченко, ушедший на пенсию, но приглашенный поработать еще, поскольку в текущем отцепочном ремонте он - спец №1.
- Каждый год объем работ увеличивается примерно на десять процентов. Причем, на всех направлениях - тындинском, комсомольском, тырминском, - подытожил начальник ПТО.
Линию на Тырму два десятка лет обслуживает бригада путейцев Романа Ярославовича Костива, опять-таки украинца по национальности, выросшего в Верхнебуреинском районе, когда его главным делом была угледобыча.
По словам Костина, бригада укомплектована полностью, чего не скажешь о других бригадах тырминского направления. Причина - отсутствие инфраструктуры на станциях, где базировались предприятия объединения «Ургаллес». Прекращение лесозаготовок вызвало отток населения и, как следствие, сворачивание социальной сферы.
Украина, точней, Донецк - родина Геннадия Адольфовича Савонина. В 1980 году его мама приехала строить Новый Ургал. В молодости Геннадий бороздил морские пути, сегодня он ведет отсыпку верхнего строения железнодорожного пути на автоматизированной машине. БАМ совершенствуется на его глазах, прирастая грузооборотом, разъездами, двухпутными вставками.
«Терапевт Матвей Мудров» приказал долго жить
Для Нового Ургала, как и для Постышева, беспокоящая всех болезнь - отток кадров из местной больницы, невозможность получить квалифицированную помощь на месте. Министр транспорта Валерий Немытов, представлявший правительство Хабаровского края в специальном поезде, сказал мне, что все претензии к лечебным учреждениям железнодорожной глубинки лягут на стол министра здравоохранения Александра Витько.
Ради справедливости надо заметить, что дефицит медицинских кадров - острейшая проблема и в других регионах. Причем, вне зависимости от того, где живут люди - в сельской местности или городе. Сбор подписей за отставку Витько, профильного министра в составе трех правительств, возглавляемых разными губернаторами, вряд ли прибавит терапевтов, педиатров, не говоря уже об кардиологах, окулистах, других узких специалистах.
Кадровые бреши в отечественном здравоохранении возникли с начала девяностых годов, когда отменили распределение. Гайдаровские кадры были убеждены, что распределение, другими словами, работа не по желанию, а по принуждению, нарушает права человека. Понятно, что имелись в виду выпускники вузов. Перспективы для населения, которое оставалось без пополнения учреждений здравоохранения и образования, похоже, не озадачивало младореформаторов.
За три десятка лет много изменилось. Недавно в ходе «прямой линии» президент констатировал, что либералов в правительстве страны не осталось. Но ведь никуда не делись либеральные подходы, например, перевод высшего образования на коммерческие рельсы. Ясно, что специалисты, выучившиеся за деньги, не поедут трудиться в Новый Ургал. Возникает вопрос: что делать железным дорогам, персонал которых, включая ветеранов и детей, остается без должного медобслуживания?
По крайней мере не убирать с линии такие передвижные консультативно-диагностические центры как «Терапевт Матвей Мудров», который совершил десятки выездов на станции и разъезды ДВостЖД. О том, что железнодорожная глубинка ждала его как манну небесную, говорили мне в администрациях села Кенай Комсомольского района, села Уська-Орочская Ванинского района. Глава администрации поселка Сулук Верхнебуреинского района Сергей Рябов не постеснялся признаться, что если бы не «Терапевт Матвей Мудров», врачебный персонал и медобороудование, жизнь его закончилась бы.
Но передвижной консультативно-диагностический центр, который размещался в восьми вагонах и входил в состав поликлиники станции Хабаровск-1, расформировали. Причина - техническое состояние. Действительно, он комплектовался в девяностые годы «бэушными» вагонами.
Видимо, принималось во внимание заявление Елены Жидковой, руководителя центральной дирекции здравоохранения РЖД. Выступая на Восточном экономическом форуме, она сообщила о создании передвижного инновационного центра медуслуг. Как я понял, «Хирург Николай Пирогов», «Терапевт Матвей Мудров», другие рожденные на Воронежском вагоноремонтной заводе центры расформировывались. Их решено заменить составом не с «бэушными», а с новенькими вагонами и самым совершенным оборудованием.
Но где заявленный инновационный центр на колесах? Почему не проследовал в Тынду на 45-летие БАМа? Видимо, возникли сложности. Тогда позволю себе вопрос: не поторопились ли со списанием «Терапевта Матвея Мудрова»?
Вообще выступления в Тынде главы РЖД Олега Белозерова в части социалки были достаточно общими, вызывающими скорей разочарование. То же чувство превалировало при знакомстве с цифрами и фактами, приведенными в буклете, который получили пассажиры юбилейного поезда. Двухквартирные дома в Тырме, Постышево, Февральске, 18-квартирный дом в Юктали, 27-квартирный дом в Верхнезейске - и это годовая программа РЖД применительно к БАМу!?. Не слишком ли скромно, учитывая невиданный прирост грузооборота?
Юбилей, как формулировал первый председатель советского правительства, - это не повод для восхваления, но серьезные основания для осмысления упущенного. Разве неправ был Ильич?
Михаил Карпач
Продолжение следует