ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 428. Всё идёт своим чередом. 1983-1984 года
В январе 1983 года моего зятя Сергея военкомат направил на переподготовку, как офицера запаса, на это время дочь Галина с сыном Димой переехали жить к нам.
Весной Сергей окончил политучёбу и вступил в ряды КПСС. Галина окончила Университет политпросвещения, но, получив второе высшее партийное образование, вступать в КПСС не стала.
Летом Сергей с Галиной и сыном Димой, как и в прошлый год, с отрядом школьников поехали на уборочную урожая в Краснодар. Диме исполнилось пять лет, поэтому Сергей решил его готовить к школе, научив считать до десяти. Однажды в Краснодаре он купил три арбуза, принёс их домой и спросил Диму: «Дима, ты можешь посчитать сколько я принёс арбузов?» Дима не раздумывая, выпалил: «Три!» «Молодец! А если мы сейчас съедим арбуз, сколько арбузов останется?» - спрашивает Сергей. «Два» - отвечает Дима. «А если мы съедим ещё один арбуз, сколько теперь останется арбузов?» - продолжал Сергей урок арифметики. Этот вопрос поставил Диму в тупик, он немного помолчал и выдал: «Надо снова бежать за арбузами».
***
Мой двоюродный брат, Сергей Никифорович Кравченко, хорошо учился в школе, с отличием окончил механическое отделение техникума, был честным и справедливым человеком, А его жена работала инструктором в Горкоме ВЛКСМ города Свободный.
Ко дню восьмого марта всем работникам Горкома выдали по рыбине кеты, которая в то время была большим дефицитом, и её можно было достать только по большому знакомству. На заводах, где труд рабочих был гораздо тяжелее, чем в Горкоме, людям к праздникам ничего не выдавали.
Когда жена в обед принесла домой рыбину, Сергей отдыхал с ночной смены, но он не поленился встать, взял эту рыбину и с ней направился в Горком. Там он без разрешения мимо секретарши ворвался к первому секретарю Горкома КПСС и, подойдя к нему вплотную, начал этой рыбиной тыкать ему в лицо, спрашивая: «Почему горкомовцы едят кету, а рабочие нет?» Сергей высказал ему всё, что думал. «На! Жри её, пока сидишь в этом кресле! Может, подавишься!». Бросив рыбину на стол первого секретаря Горкома КПСС, вышел из кабинета. Он думал, что его задержит охрана, но всё обошлось. До дома он добрался благополучно, только там жена закатила ему скандал, и он вынужден был уйти жить к матери, где прожил месяц, а ночью девятого апреля одна тысяча девятьсот восемьдесят третьего года накинул на себя петлю и повесился.
Тётя Валя – мать Сергея, в беседе со мной говорила: «Сергей всегда был робким и очень боялся темноты. Видимо, мой страх после «бузуяна» передался ему. Он всегда чего-то боялся и постоянно прижимался ко мне. Откуда у него появилась такая смелость, я не знаю! Видимо, допекли!».
***
Ещё одна проблема встала передо мной. На БРАЗе началась передача системы «Алюминий-3» в Братский пусконаладочный участок, который подчинялся городу Ревда, Свердловской области. Перед электрослесарями встал вопрос о переводе в подчинение Ревде или оставаться на БРАЗе.
Если переходим в БПНУ, в таком случае остаёмся на своих рабочих местах, а на БРАЗе будем состоять только на профсоюзном учёте. Если оставаться на БРАЗе, надо будет переходить на другие неприкрытые на заводе дыры, как газоочистка и другие.
Начальник БПНУ Виталий Перекрёстов, начальник участка Сергей Рыков, главный инженер Князев, прораб Лысцов и другие начальники обещали нам золотые горы в том случае, если мы работать перейдём к ним. В то время они панибратски хлопали нас по плечу и вели себя, как друзья.
Так я, Юрий Валентинович Агафонов, Владимир Ряполов и Николай Наделяев стали работниками «Уралцветметавтоматика». Этот переход произошел в марте 1984 года. Мы остались на своих местах и всё пошло своим чередом, кроме записей в трудовых книжках.
***
Наша младшая дочь Елена окончила десятый класс и подала документы в Новосибирский энергетический институт – НЭТИ и поступила. Ей предоставили место в общежитие университета, которое расположено по улице «Космическая» двадцать один.
Я выезжал в Новосибирск, где останавливался у сестры моей тёщи Таисии Ивановной Грызловой. Так через двадцать лет после моего брака с её племянницей Эльвирой состоялось наше знакомство. Как мне показалось, мы оба остались довольные друг другом. Это та Таисия Ивановна, с которой в далёком прошлом говорила моя будущая тёща по телефону, называя меня мастеришкой с восьмью классами образования.
Осенью сестра нашего зятя Сергея Ольга Трофимова выходила замуж, поэтому меня и Эльвиру сваты пригласили к дочери на свадьбу. В Иркутске мы встретились с будущим Ольгиным мужем Сергеем Никаноровым и его родителями. Новая родня нам очень понравилась, свадьба тоже. После свадьбы я вернулся в Братск, а Эльвира одна поехала к своим родителям в город Свободный.