Михаил Рогов: Magister Ludi Борис Фёдорович Неймарк. Акт 4. ИГРА В БИСЕР
Окончание
Начало:
Михаил Рогов: Magister Ludi Борис Фёдорович Неймарк. Акт 1. РАССЛЕДОВАНИЕ
Михаил Рогов: Magister Ludi Борис Фёдорович Неймарк. Акт 2. ОТЧИЙ ДОМ
Михаил Рогов: Magister Ludi Борис Фёдорович Неймарк. Акт 3. ВОЙНА И МИР
АКТ 4. ИГРА В БИСЕР
КАРТИНА 1. «ШЛИМАН». КАМЕНЬ-НА-ОБИ, 1955-1968 гг.
Борис Фёдорович Неймарк поселился в Новосибирске по адресу Красный проспект, дом 30, кв. 68. Это огромное здание в центре Новосибирска (Дом НИИ-39 или "Дом под строкой" - там находились общежитие и квартиры работников секретного Института измерительных приборов (НИИ-39), построено в 1953. Под ним находится крупнейшее в городе подземелье (бывшее бомбоубежище).
Илл. 18. Дом НИИ-39 или "Дом под строкой". Фотография из интернета
Б.Ф. Неймарк преподавал школьникам художественное слово.
Илл. 19. Слева: Бывшая политехническая школа № 74 (Новосибирск, Красный проспект, д. 2), в которой преподавал Б.Ф. Неймарк. Класс художников-оформителей окончили художники: в 1964 году Бухаров Виктор Семёнович, в 1965 году - Михаил Омбыш-Кузнецов.
Справа: ДК "Авиаработников" был по адресу ул. Аэропорт, д. 88, там был кружок художественного слова, в котором преподавал Б.Ф. Неймарк.
Фото из интернета
Из воспоминаний Евгения Чайкина (записаны Роговым М.А. со слов Евгения Чайкина):
«Евгений был знаком с Неймарком примерно с пяти лет, его мама приводила его к Неймарку заниматься художественным словом, Евгений считает Неймарка своим любимым и важнейшим Учителем. Неймарк тогда преподавал в кружке художественного слова при ДК в аэропорту, а избранные ученики приходили к нему домой, туда же приводила маленького Женю мама. Неймарк очень хотел устроить Женю в школу для одаренных детей, но Жене не хотелось учиться играть на фортепьяно и он забросил музыкальную школу, но примерно в 10 лет он поехал в Москву и поступил в Военно-музыкальную школу Министерства обороны СССР, стал певцом с 1980 года, а сейчас уже 26 лет в Новосибирской филармонии, солист хоровой капеллы, занимается также звукорежиссурой, он казак. Евгений считает все это заслугой Неймарка - тот поставил ему речь, дикцию, привил чистый русский язык, был примером интеллигентности, резко отличался от окружающих, был выдающейся личностью, находиться с ним рядом было счастьем.
Неймарк очень мало рассказывал о себе, например, Евгений при том, что его семья тесно общалась с Неймарком, никогда не слышал о том, что Неймарк был в заключении, но знал, что он прошел войну и был младшим лейтенантом. У Неймарка никогда не было денег, он всю эту жизнь в Новосибирске работал руководителем кружков по художественному слову, актёрскому мастерству.
Неймарк рассказывал всякие смешные истории, например, как он с Бейбулатом Тоховичем Борукаевым пытались поставить какую-то смешную сцену, скакали по сцене со смешными гримасами, но публика не воспринимала, тогда они стали все то же самое делать с серьёзными лицами - и публика стала, наконец, смеяться.
Неймарк никогда не считал себя русским, считал себя евреем, любил подшучивать на эту тему и о себе, называя евреев "французами". Жил он в "Доме под строкой" на 6 этаже в коммунальной квартире в маленькой комнате, которая была, как музей, полна артефактов, среди которых наконечники стрел, костяные предметы, была какая-то экзотическая роскошная светло-серая форма, казавшаяся Жене удивительно красивой, огромное, красивое, расшитое золотой канителью седло какого-то явно офицера высокого чина, монеты... В комнате стоял большой красивый старинный шкаф, наверху были стеклянные дверцы, а внизу ящики, содержимое которых ему неизвестно. Отец Евгения принес Неймарку синиц в комнату для борьбы с тараканами…
Неймарк был абсолютно бескорыстен. Он ездил на раскопки и мать Евгения даже сшила ему палатку с москитной сеткой. Евгений помнит, что у Бориса Фёдоровича постоянно были трения с академиком Окладниковым, в кругу интеллигенции, сложившемся вокруг Неймарка, он нелицеприятно о нем отзывался, суть разногласий, кажется, была в том, то Неймарк считал, что нельзя рассматривать захоронения в отрыве от местности, от ее военно-стратегического (в историческом прошлом) значения.
Неймарка парализовало после инсульта, уже в 1972 году он был болен, так на подаренной Евгению книге (альбоме репродукций Русского музея) он едва написал свое имя. За ним ухаживала очень простая женщина лет тридцати в обмен на его комнату после смерти.»
Илл. 20. Скан предоставлен Евгением Чайкиным
Поселившись в Новосибирске, Б. Ф. Неймарк продолжил свои любительские раскопки и коллекционирование антиквариата. Он числится открывателем курганного могильника Раздумье-VII в Каменском районе Алтайского края, в 1961 он участвовал в раскопках под руководством крупного археолога А. П. Уманского под эгидой Алтайского краевого краеведческого музея, для которого была приобретена коллекция его находок, активно дискутировал с академиком А. П. Окладниковым.
А.П. Уманский писал в отчете о работе археологической экспедиции Каменского краеведческого музея в урочище Раздумье 1960 года: «Сведения о памятниках в урочище Раздумье впервые были сообщены в Каменский музей и автору в конце 1959 года новосибирским краеведом Неймарк Б.Ф., который произвел здесь летом 1959 года сборы и неквалифицированные раскопки разрушающихся погребений. Собранный Неймарком материал был приобретен у него Алтайским краевым музеем в октябре 1959 года, где и хранится в настоящее время».
Илл. 21. Обломки горшков (керамика) – с разнообразным орнаментом. Относятся к Афанасьевскому этапу бронзовой эпохи 2500-3000 лет до н.э. передал, Неймарк Борис Ф., 10.08.1959 г. Описание в инвентарной книге Каменского краеведческого музея «Археология. Том 1» (начата 03.05.1957 г.). Фото и описание предоставлено Каменским краеведческим музеем.
Илл. 22. Б.Ф. Неймарк с радиоприемником около палатки на раскопках у Камня-на-Оби, конец 1960-х - начало 1970-х. Фотография Б.Т.Борукаева. Скан фотографии представлен Григорием Борукаевым
Из воспоминаний Григория Борукаева:
«Я помню какие-то вещи, которые были важны для меня в детстве. Например, у него в квартире зимовала синица, случайно залетевшая. Она жила в рулонах бумаг на шкафу. Помню, что он сам делал вино в бутылках, которые лежали в ящиках письменного стола. Он почему-то перетянул себе палец на руке ниткой, и у него началось опасное воспаление... Вот такие мелочи. Мне запомнились в его квартире полковые знамёна и, кажется, парадные попоны лошадей […] миниатюрный портрет Наполеона Бонапарта из медальона, литой барельефный портрет Виктора Гюго [..]»
По сообщению доктора наук Дарьи Баров-Василевич в 1968 Библиотека им. В. И. Ленина приобрела у Б. Неймарка две рукописи, как минимум, одна из которых, происходит из Кёнигсбергской городской библиотеки (ф. 218, ед. хр. 1645: Privilegia civitatum minorum regni Prussiae и ф. 218, ед. хр. 1646: Сочинение по городскому и земельному праву в Пруссии).
КАРТИНА 2. MAGISTER LUDI, НОВОСИБИРСК. 1969-1978 гг. (звучит Хоральная прелюдия Баха)
Вокруг яркой незаурядной личности Неймарка, восхищавшегося романом Германа Гессе «Игра в бисер» (изданном в русском переводе в 1969), сложился неформальный кружок новосибирской интеллигенции, разделявшей идеалы ордена интеллектуалов, описанного в книге, возглавляемого магистром игры или школы (Magister Ludi).
Из воспоминаний Евгения Чайкина (записаны автором со слов Евгения Чайкина):
«Вокруг Неймарка сложился кружок интеллигенции, не диссидентский, а на почве любимой книги Неймарка - Гессе "Игра в бисер". Неймарк как высочайший интеллигент старой закалки привил Евгению понимание искусства, культуры - все, что в Евгении есть - это воспитание Неймарка, бескорыстного интеллигентнейшего человека. Ближайшими друзьями Неймарка были бабушка и дедушка Григория Таймуразовича Борукаева – Бейбулат Тохович Борукаев и Татьяна Гавриловна Борукаева (Маркова), вторым ближайшим другом Неймарка был Вадим Иванович Суховерхов, недавно умерший, театральный режиссер."
Из воспоминаний Григория Борукаева:
«Около Неймарка сложился кружок интересных друзей. К сожалению, сейчас я уже многих не назову по имени. Там были инженер Борис Петрович Силаев, Екатерина Васильевна Звёздкина, преподаватель обществоведческих предметов в медицинском институте, оба они фронтовики, участники обороны Ленинграда. Была интересная женщина с редким именем Рогнеда Николаевна (Зацепина, она работала в отделе иностранной литературы в центральном книжном магазине на пл. Ленина), которая рассказывала, что родилась в Британской Империи (где-то в Индокитае)... Женщина по имени Тамара Олеговна...»
Илл. 23.
Слева Бейбулат Тохович Борукаев (1906 – 1989) актер, режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, дедушка Григория Борукаева. Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/activist/464346/bio/
В центре Вадим Иванович Суховерхов (1935-2018) – сооснователь, руководитель и режиссер Самодеятельного театра сатиры (СТС), клуба «Старая пластинка», видный деятель культуры Новосибирска 1960-90 гг. Источник: https://newsib.net/kultura/im-memoriam-vadim-ivanovich-suxoverxov.html
Справа Екатерина Васильевна Звездкина (1921-1995). Она окончила исторический факультет Ленинградского педагогического института им. Покровского, всю войну работала хирургической и процедурной сестрой в ленинградском эвакогоспитале №57, где познакомилась с мужем Борисом Петровичем Силаевым, контуженым при обороне на Пулковских высотах. В 1952-1977 проработала старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма (затем философии научного коммунизма) в Новосибирском медицинском институте. Награждена орденом Отечественной войны и медалями «За оборону Ленинграда». Б.П. Силаев, ставший санитаром того же госпиталя, награжден орденом "Отечественной войны" II-й степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".
Источники: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:T1RT4MyJ2_wJ:ngmu.ru/department/1825+&cd=11&hl=ru&ct=clnk&gl=ru и
https://www.moypolk.ru/soldier/silaev-boris-petrovich
Илл. 24. В конце 1950-х годов в здании Облпотребсоюза открылся большой книжный магазин «Центральный дом книги», просуществовавший до 1997 года, в магазине был отдел иностранной литературы «Дружба». Источник фото: http://wikimapia.org/11781763/ru
Илл. 26. Дарственная надпись, сделанная Б.Ф.Неймарком для Т.Г.Борукаевой (Марковой) к празднику 8 марта 1970.
В 1970-72 гг. Борис Фёдорович Неймарк перенес инсульт и после продолжительной болезни 2 апреля 1978 года умер, оставив комнату и имущество молоденькой медсестре, которая за ним ухаживала. За его могилой на Заельцовском кладбище Новосибирска ухаживали, пока могли, его близкие друзья Бейбулат Тохович и Татьяна Гавриловна Борукаевы.
В сентябре 1978 года Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) приобрел у Нины Илларионовны Смирновой «коллекцию Неймарка» (см. Автушкова А.Л. Коллекция Неймарка в археологическом собрании Новосибирского государственного краеведческого музея. // Декабрьские диалоги: материалы конф. Вып. 13 / ; Омск. обл. музей изобразит. искусств им. М.А. Врубеля, Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии МК РФ, Омский филиал Ин-та археологии и этнографии СО РАН. - [Б. м.]: Наука, 2010. —358 с.), включавшую помимо археологических предметов вещи его матери Надежды Николаевны Неймарк.
Илл. 27. Предметы из «коллекции Неймарка» в НГКМ
Слева: Фигурка антропоморфная – ушебти.
Справа: Манишка женская
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области "Новосибирский государственный краеведческий музей"
Любительские раскопки Б.Ф. Неймарка навредили археологии как в Калининграде (см. Кулаков В. И. История Музея «Пруссия» - Калининград: Калининградский ПЕН-Центр, 2011. - с. 16), так и на Алтае (см. Демин М. А. Археологические исследования А. П. Уманского на Алтае (1956-1963 гг.).// Известия Алтайского государственного университета, 2016 №2(90) с. 200-205). Но шансы на спасение найденных им фрагментов манускриптов были бы минимальны, если бы он их не нашел и не сохранил.
Одними из важнейших аспектов деятельности интеллектуалов, описанных в любимом Неймарком романе Гессе, являются воспитание и «игра в бисер», то есть, своеобразный способ освоения эстетических и интеллектуальных ценностей.
Попробуем сыграть и мы с читателем и признаем, что сложный, но плодотворный жизненный путь Бориса Фёдоровича Неймарка приоткрывает портрет настоящего Magister Ludi...