О хабаровском Фрейде стало известно больше
Швейцарский ученый, окончивший Базельский университет, треть своей жизни отдал Хабаровску.
С 1935-го по 1968-й годы он работал в мединституте (ныне ДВГМУ). Иван Борисович Галант - один из самых загадочных профессоров вуза, часть его дореволюционной биографии, возможно, вообще выдумана.
Что мы о нем знаем?
Иван Галант - ученик Эйгена Блейлера (известнейшего психиатра, описавшего шизофрению), друг Карла Юнга, Альфреда Адлера и 3игмунда Фрейда, которого в 1922 году из Швейцарии, где врач жил и работал, пригласил в СССР лично наркомом просвещения Анатолий Луначарский.
В Москве Галант преподавал в Первом Московском медицинском университете им. И.М. Сеченова, консультировал писателей Леонида Андреева и Максима Горького, важных персон партии и правительства. Его сам Сталин просил поставить диагноз, но он отказался и... оказался на Дальнем Востоке, в Хабаровске.
Здесь он считается основоположником научной психиатрии на Дальнем Востоке, основателем и первым заведующим кафедры психиатрии хабаровского мединститута с 1935 по 1968 гг. (с перерывом в 1938-1940 гг.).
В СССР Галант основал журнал «Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии)». Выходило издание с 1925 по 1930 годы в Свердловске. В сборнике публиковались работы психологов и психиатров.
Он основатель эвроэндокринологии - нового направления в психиатрии, изучающего гениальность. Поставил диагнозы Александру Пушкину, Сергею Есенину, Максиму Горькому, Чарльзу Дарвину, - по их трудам.
Вот что он писал:
«Метод исследования был, в основном, патографический, то есть использовались, главным образом, биографические и автобиографические материалы, а также произведения гениальных художников, литераторов, поэтов, философов для характеристики и объяснения проявления их таланта с точки зрения патологии.
Что касается изучения наследственности, то оно сводилось к составлению генеалогических таблиц, и о наследственной отягощенности судили по числу душевнобольных и психопатических личностей среди родственников различных поколений.
Я лично пользовался патографическим методом, а впоследствии создал «эвроэндокринологию», стараясь на основании произведений великих людей проникнуть в эндокринную их конституцию и объяснить эндокринологический характер и особенности их творчества...»
В 1937-1939 годах - Галанта арестовали, 26 месяцев он находился под следствием. Его обвинили в том, что он допустил халатность при подборе больных для лекционных демонстраций. В результате один больной рассказал на лекции контрреволюционный анекдот, а второй больной на вопрос: «Кого вы нарисовали?», назвал фамилию «врага народа».
В 1939 году Иван Галант обратился с жалобой в Верховный Суд СССР и был оправдан. Ему повезло, что картинка не была похожа на «врага народа».
В 1948 году Галант снова вступил на «черную полосу»: комиссия парткома вуза при проверке научной состоятельности обнаружила недостатки: сомнительную статью «Кретинизм в марксизме», а также переписку с Максимом Горьким, отраженную в монографии «Психозы в творчестве Максима Горького». В том же году кафедра психиатрии ХГМИ, которой руководил Галант, упразднена, остался лишь курс психиатрии при кафедре нервных болезней (кафедру восстановили только в 1955 году).
Ноябрьская демонстрация в Хабаровске, 1958 г. В колонне ХГМИ доц. А. И. Зеленский, доц. С. Ф. Суровцева, доц. А. В. Маслов, проф. В. С. Лянде, проф. Б. А. Темпер, проф. И. Б. Галант (первый ряд, слева направо) |
Под силой обстоятельств, в Хабаровске, Галант вынужден был отречься от своего учения.
Из его рукописи:
«Должен чистосердечно признать, что истинной науки здесь нет ни грамма, и я всецело отрекаюсь от созданной мной эвроэндокринологии, признавая ее спекулятивным мудрствованием. Патографию же я расцениваю как совершенно негодный метод для изучения гениальности.
В моей монографии «Психозы в творчестве Максима Горького» я анализирую с психической точки зрения описываемые в разных произведениях Горьким картины душевных заболеваний, доказывая, что эти художественные описания отличаются реализмом и соответствуют научным описаниям этих картин в учебниках психиатрии.
В те годы, когда я писал статьи о М. Горьком, я их посылал Горькому и состоял с ним в переписке (Горький находился тогда в Италии). Он проявлял большой интерес к моим статьям и отзывался о них положительно, одобряя нас к дальнейшей работе в этом направлении.
В монографии я цитирую некоторые из писем Горького, которые он мне писал по поводу моих работ, касающихся его родни и творчества. Горький прислал мне также несколько своих книг на память, которые опять-таки пропали вместе с моей библиотекой…»
Галанту во время Великой Отечественной войны объявлено две благодарности от председателя Государственного комитета обороны СССР (ГКО) Сталина за крупный денежный взнос и сдачу личных золотых и серебряных вещей в фонд обороны.
Он награжден тремя медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Выйдя на пенсию в октябре 1968 года, Иван Галант уехал в Гомель (Беларусь), к дочери Любовь Ивановне, увез и все свои тайны. В архиве ДВГМУ от Галанта осталось лишь небольшое личное дело.
Ученик Галанта, профессор ДВГМУ, доктор медицинский наук, психиатр Геннадий Колотилин вспоминал, что «на некоторых работах Галанта до 1928 года сказалось влияние фрейдизма». Получается, Галант популяризировал идеи австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда. Хотя, в письмах к Фрейду, Галант не боялся называть его «шарлатаном», которому удалось воспользоваться духовной пустотой в Европе после смерти королевы Виктории. Фрейд не обижался и писал тоже Галанту...
«В частности, Галант развивал психосексуальную теорию галлюцинаций, - слова Колотилина. - Впервые выдвинул теорию психофизиологии галлюцинаций. Если бы сейчас Галант написал книжку о фрейдизме, то его бы подняли на щит, как выдающегося ученого. А тогда его за это клеймили...»
В честь хабаровского Фрейда была названа Хабаровская городская клиническая больница, что по ул. Кубяка, 2. Имя Галанта она носила с 1996 года по август 2009 года, утратив именное название, в связи с тем, что вошла в состав краевой психиатрической больницы.
Известно, что Иван Галант в Хабаровске, в последние годы, жил в доме по ул. Карла Маркса, 43 (где стоят скульптуры львов). Но никакой таблички на здании до сих пор нет. Почему мы забыли ученого, которого когда-то знал весь мир, ведь он открыл нам психический мир?..
Теперь о Галанте стало известно чуть больше, благодаря статье в Википедии, которую мы написали.
Константин Пронякин