Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 16. Сельскохозяйственные промыслы. Часть 1

ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 16. Сельскохозяйственные промыслы. Часть 1

Часть 1.Пчеловодство

Пчеловодство являлось одним из самых процветающих промыслов нашего района. Его продукция не только заменяла сахар в меню обычной крестьянской семьи, но и всегда имела высокий, устойчивый спрос на рынках Приморья. 

Мёд охотно покупали кондитеры Владивостока, а воск – приезжие торговцы и монахи местного приморского монастыря (Меньшиков А. Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области.  Саратов, 1911. Т.4. С.419).  Цены на эти продукты постоянно росли (В 1908 году пуд мёда стоил 6 рублей, а воска – 14 рублей. (РГИА ДВ Ф.702. Оп.5. Д.205. Л.475)  В 1910 г., соответственно, 5 - 6 и 16 рублей (угловчане продавали мёд по 6 - 10 рублей, а воск - по 16-18 рублей) (Меньшиков А. Материалы по обследованию крестьянских хозяйств Приморской области. Саратов, 1912. Т.4. С.425).  В 1915 г. - 8 - 10 и 22 рубля. (Обзор 1915 года в сельскохозяйственном отношении. Владивосток, 1916. Л.179)).  Параллельно с ними росло его производство (Медосбор сильно зависел и от капризов неустойчивого приморского климата, испытывая значительные колебания по годам.  Холодные, дождливые весны 1909 и 1910 годов не способствовали цветению липы и, потому, пчеловодство в эти годы было непроизводительным. (Меньшиков А. Материалы… Т.4. С.419)) и число пасечников в ближайших к городу сёлах и деревнях (В 1906 году в Угловом, Кневичах и Кролевце было 13 пасечников (РГИА ДВ Ф.702. Оп.3. Д.302. Л.332-333), а в 1910 г. – уже 37. (Меньшиков А. Материалы… Т.2. С.96)), а также - количество ульев (В 1897 году в этих сёлах имелось лишь 8 ульев, в 1902 г. – 21(РГИА ДВ Ф.1. Оп.4. Д.2173. Л.8), в 1906 г. – 1200 (РГИА ДВ Ф.702. Оп.3. Д.302. Л.332-333), в 1909 г. – 1336 (и еще 35 – в Суражевке) (Данные экономического положения крестьянского населения Приморской области в 1909г. С.221), в 1910 г. – 1113. (Меньшиков А. Материалы… Т.2. С.96)). 

По данным приморской областной статистики, в Южном Подгороднем районе пчеловодством, среди старших возрастных групп населения, занималось в 1910 году около 25 % домохозяев (Приморская  область  в  сельскохозяйственном  отношении (очерк  по  материалам  основного  статистического  обследования  сельского  населения  Приморской  области).  Владивосток,  1913. С.20).

Первым освоил это занятие кто-то из жителей Углового ещё в 90-е годы позапрошлого века.  На 1 января 1897 года в нём уже было 22  улья (РГИА ДВ Ф.702.  Оп.5.  Д.576. Л.34).  Затем, пчеловодство в Угловом несколько лет подряд постепенно затухало, пока не прекратилось совсем (К началу 1898 года вУгловом было 8 ульев (Переселенческое и крестьянское дело в Южно-Уссурийском крае.  Отчёт о командировке чиновника особых поручений переселенческого управления А.А. Риттиха (с приложениями). СПб., 1899. С.128), а пять лет спустя осталось лишь пять.( РГИА ДВ Ф.1. Оп.4. Д.2173. Л.8)). 

Новое рождение оно, по свидетельству А.Меньшикова, переживает в 1905 году, когда несколько колод с пчёлами было куплено угловцами на станции Надеждинской у какого-то железнодорожного мастера (Меньшиков А. Материалы… Т.4. С.422).  Там же, пятью годами ранее, получили своих пчёл и кневичане (Там же. С.419).

Что же касается Кролевца, то данные Меньшикова здесь опять расходятся с более ранней статистикой.  Меньшиков пишет, что ульи сюда были, сначала, завезены со станции Надеждинской в 1904 году (Там же. С.425).  Статистика же утверждает, что 10 ульев там стояло, как минимум, за два года до указанной даты (РГИА ДВ Ф.1. Оп.4.  Д.2173. Л.8).  Думаю, последнее выглядит значительно убедительнее.  К 1909 году имелись пасечники и в селе Суражевке (Данные  экономического  положения  крестьянского  населения  Приморской  области  в  1909 г. С.22).  

Первые пчёлы в наши края были завезены переселенцами с Черниговщины, поэтому все названия, применяемые в этом промысле, оставались украинскими.  Ульи, например, называли колодами, причем в самом прямом смысле этого слова.  Их выдалбливали из толстой деревянной чурки, шириной не менее 80 сантиметров и длиной около полутора метров.  Сбоку, в нем устраивалось удлиненное прямоугольное отверстие (должея или колозня) размером, примерно, 60 на 15 сантиметров, которое закрывали куском дерева такой же длины и ширины, в свою очередь прижатым широкой доской на деревянных гвоздях.  Сверху такой улей накрывали берёзовой, липовой или еловой корой и досками.  Колоду можно было ставить или ложить, откуда и произошло другое украинское название улья – лежень.  Мёд из колоды можно было добыть, только уничтожив находящихся внутри пчел (Зеленин Д.К.  Восточно-славянская этнография.  М., 1991. С.111).

Самые первые рамочные ульи, имевшие значительно большую производительность и позволявшие сохранять пчелиные семьи, появились в Приморье только в 1900 году. 

В 1909 году инструкторами по пчеловодству был проведен инструктаж по их применению среди крестьян.  С этого времени они появляются повсеместно (Беликов В.  Животноводство в приморских условиях // Советское Приморье. 1925. № 1 – 2. С.55).  У нас первыми освоили их тоже пчеловоды Углового. 

К началу 1911 года у них было уже 42 таких улья из 294-х. 

Тогда же появился первый рамочный улей и в селе Кневичи (Меньшиков А. Материалы… Т.2. С.96).  Дольше всех упорствовали в приверженности к дедовским методам кролевчане, но и они вскоре освоили новую организацию пчелиного хозяйства.  

Первые соты принято было вырезать в один из праздничных летних дней.  Обычно, это был Ильин день (20 июля), 1-й Спас (1-го августа) или 2-й Спас, Преображение Господне (6 августа).  Мёд из сотов крестьяне удаляли, как правило, самотёком, разлаживая их в специальных помещениях (медовых банях) на решетах, под которыми находились широкие корыта.

Пустые соты затем растапливали и, ещё горячими, закладывали в воскобойницы – деревянные приспособления для выбивания воска. Такое оригинальное название было дано не случайно.  Воск действительно выбивали, заколачивая в зазоры деревянные клинья и сжимая, таким образом, две установленных внутри устройства толстых деревянных доски, между которыми и помещался мешок с воском (Зеленин Д.К.  Восточно-славянская этнография... С.112). 
Зимой пчёл хранили в специальных помещениях – омшаниках, имевших вид полуземлянок, хорошо защищенных от сырости и стужи.  Они находились, обычно, в задней части двора домохозяина – пчеловода.  Там же, во дворе, весной расставлялись улья перед вывозом на лесную пасеку (Меньшиков А. Материалы… Т.3. С.64).

Сегодня известны имена лишь немногих пчеловодов того времени.  К сожалению, это только угловцы.  В 1908 году ими были Лука Иванович Чубреев, Степан Демидович, а также Степан и Николай Степановичи Калиновские, Семен Семенович Нестеренко, Андрей Максимович Алексенко, Георгий и Иосиф Петровичи Ерковец–Ерченко, Петр Андреевич Корявцев (по другим спискам – Корявец) (РГИА ДВ Ф.702. Оп.5. Д.205. Л.475). 

По другим селам таких данных нет.

Свидетельство о публикации №212013000333 ​

Источник - www.proza.ru

+1
13:05
3093
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|