ПОЧЕМУ АМУРСКУЮ МОЛОДЁЖЬ НЕОХОТНО БЕРУТ НА РАБОТУ
Не так давно представители Заксобрания Севастополя попросили амурских депутатов поддержать инициативу создания законопроекта о дополнительной помощи в трудоустройстве молодёжи.
Платное сгубило
Севастопольцы отметили, что сейчас высок уровень безработицы среди людей в возрасте 20 - 25 лет. В том числе актуальна тема обеспечения первого рабочего места выпускникам профучебных заведений.
Сейчас по закону о занятости населения государство помогает тем, у кого проблемы с работой, в том числе первой, и у кого возраст от 18 до 20 лет. Но так как период учёбы в средних учебных заведениях от 2 до 4 лет, гарантии по содействию занятости молодых специалистов в значительной степени не используются, потому что с проблемой поиска первого рабочего места молодёжь сталкивается позже. А выпускники вузов (возраст в среднем 22 года) и вовсе ограничены в вопросе законодательного закрепления госгарантий содействия в трудоустройстве.
Поэтому предлагается увеличить возраст претендентов на господдержку в трудоустройстве на первое рабочее место до 25 лет.
Что же это за госгарантии и почему, собственно, молодёжи трудно найти работу, мы спросили у преподавателя правовых дисциплин кандидата философских наук Ларисы Ромадовой.
- Органы службы занятости дают направление выпускникам на временное трудоустройство, но это, естественно, не решает проблему трудоустройства молодёжи, - комментирует Лариса Александровна. - Как ни странно, проблема трудоустройства молодёжи своими корнями уходит в те годы, когда в нашей стране появилась возможность получить образование платно. В советское время школьники шли учиться не только в вузы, потому что многие понимали, что туда они не поступят - не хватает знаний, ну и поступали в ПТУ обучаться рабочим специальностям. Когда появилась возможность получать образование платно, многие потянулись в сторону вузов, выбирали обучение популярным профессиям - юриста, бухгалтера, экономиста. О рабочих специальностях напрочь забыли. Вот и переизбыток рабочей силы популярных, но невостребованных профессий.
Поэтому решение проблемы трудоустройства не в выдаче направления на временную занятость. Нужно реально увеличить рабочие места, а это даст только эффективно работающая экономика. Увы, предприятий мало, производство не развивается. Да и в торговых центрах юристы и экономисты не нужны.
Системы советского распределения выпускников по рабочим местам уже нет, и искать работу приходится в первую очередь самому. Конечно, это очень плохо, что государство тратит немалые средства на обучение, а выпускники не обеспечиваются работой - выходит, обучали зря.
Опыт и знания
Другая проблема - откровенно слабая подготовка молодых специалистов (и они сами, бывает, это чувствуют). Хотя всегда есть учебные заведения, хорошо себя зарекомендовавшие. Конечно, работодатели предпочитают брать выпускников с опытом. Но где его взять, когда на работу не берут? Я бы рекомендовала студентам на старших курсах подрабатывать именно по своей специальности. Это будет реальный опыт, хоть и с небольшим заработком. Но студенты ищут более высокой зарплаты - в других сферах.
Действующее трудовое законодательство во многом сохраняет черты советского трудового права, во многом ориентированного на государство в качестве основного работодателя. Поэтому и для работодателя должна быть справедливость в трудовых отношениях. Ведь работодателю, чей экономический интерес пострадал от неопытности принятого на работу молодого специалиста, будет сложно уволить такого работника - Трудовой кодекс РФ запрещает устанавливать испытательный срок для молодых специалистов, впервые поступающих на работу по полученной специальности, в течение года после окончания учебного заведения. Такая норма вчерашнего выпускника защищает, а работодателя ставит в уязвимое положение. И обязывать последнего принимать на работу всех выпускников подряд было бы несправедливо.
Кстати
Как быть в этой ситуации? Во-первых, молодёжи нужно лучше учиться. Рынок труда предполагает выбор, и каждый работодатель стремится найти уникальный «товар». Работодателям можно посоветовать проверять профессиональные и деловые качества потенциального сотрудника: один лишь диплом - не показатель профподготовки. Также можно протестировать на способность к дальнейшему обучению и развитию - в современный век знания постоянно обновляются и способность к высокому саморазвитию должна очень высоко цениться.
Автор: Иван Зубарев