Один из «золотых» учителей РФ Рамиль Каюмов:о школе, запрещенных частушках и семейных ценностях
Как обучать детей и закрыть дефицит учителей?
Детсад и школа должны стать органичным продолжением семейного образования, уверен учитель русского языка и литературы Михайловской средней школы им. В. Костенко (Михайловский район), а также её директор Рамиль Каюмов.
Язык народа
- Рамиль Зуфарович, мне вас представили как Виктора Александровича - как это понимать?
- Это русский перевод моего мусульманского имени - я родом из татарской семьи. У мусульман начальные буквы имён и отчеств должны совпадать с русским переводом. Скажем, Наиль - Николай, Закиря - Зинаида, Нафися - Нина. А мой перевод не совпадает. Родители назвали меня Виктор - «победитель». Кстати, и у отца русский перевод имени - Александр - не совпадает с мусульманским оригиналом - Зуфар.
Моё мусульманское имя Рамиль означает «волшебник, сотворяющий чудо», а Каюм - это 99-е имя Аллаха в значении «вездесущий, независящий ни от кого и ни от чего». Так что для друзей и близких я Виктор Александрович, а для учеников и их родителей - по паспорту.
- А как вы, мусульманин, стали учителем русского языка?
- В моей семье очень бережно относились к языку. Папа всегда привык быть среди русских, он был знаменитым токарем на своём станкостроительном заводе, орденоносцем, ударником, часто выступал на собраниях - только на русском языке. На нём же готовил многочисленные рацпредложения, несмотря на четыре класса образования.
Мама трудилась на тракторном заводе, была секретарём комсомольской организации, возглавляла культурный сектор. Благодаря ей всегда в челябинском посёлке Песочный Карьер, где я родился, бывали самые известные в те годы актёры, певцы, композиторы.
И ещё мои родители любили петь русские песни. А мама безмерно уважала русскую классику - вот и мне это передалось.
- У вас немало научных работ о русском фольклоре…
- Им я занимаюсь со студенческих времён. Именно фольклор даёт наиболее полное представление о величии русского характера, об особенностях быта жителей конкретной местности; обогащает новыми знаниями о языке, позволяет прикоснуться к самым редким образцам устного народного творчества. Сколько же самородков в нашей глубинке!
- У вас отдельное исследование - о частушках времён Великой Отечественной войны. Чем они вас зацепили?
- Эта тема очень важна для меня. Помню, в Песочном Карьере по соседству жили два молодых фронтовика - Яша и Аркадий. Они постоянно собирали всех взрослых на спевки под гармонь. И так мне в память врезались эти частушки и песни! Это образец патриотизма! В частушках всё: хронология войны, богатство языка, судьбы героев, их боль за страну...
Кстати, добавив к этому материалу найденные нами уникальные частушки времён Бородинского сражения и Первой мировой войны, мы с моей ученицей сделали исследовательскую работу о связи времён в народном творчестве трёх войн. Работа взяла 1-е место в области и 4-е в Москве.
По последним данным, в нашей базе более 700 частушек по 29 тематическим группам. В том числе 94 очень редкие военные песни, которых нет ни в одном сборнике.
Есть и особый раздел, неудобный для фронтовиков, но очень интересный для филологов: окопные частушки, запрещённые. Я, конечно, глубоко уважаю память бойцов, поэтому этот материал пока не издаю. Хотя всё это наша история, пусть порой и неприкрытая.
- Вы один собираете материалы?
- Мы уже десятый год целые фольклорные экспедиции проводим со школьниками! Побывали уже в 29 сёлах района, встретились со 157 информантами. С этими материалами мы ездим на всевозможные научные конференции. Наши труды проходят научную экспертизу в Благовещенском педуниверситете, по результатам которой издаются книги. Большой честью было увидеть, к примеру, наш материал в «Энциклопедии литературной жизни Приамурья XIX - XXI веков». Особенно было приятно стать победителем регионального конкурса духовно-нравственного воспитания детей «За нравственный подвиг учителя» - за созданный мною учебник «Краеведческий текст как основа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку». Тираж сборника подготовлен для распространения по городам Дальнего Востока. Даже члены экспертной группы - заслуженные учителя РФ говорили о своём желании использовать эти тексты на конкурсах выразительного чтения. Сейчас на основе этого пособия я готовлю электронный учебник для учеников 9 классов для написания изложений…
Мы с ребятами не только учимся собирать материал, но и очень хорошо отдыхаем на природе. И желающих ехать с нами с каждым годом всё больше!
- Опять же одна из ваших научных работ - о важности детско-юношеского туризма. В чём эта важность?
- Огорчу вас: Центра такого туризма в области уже нет. А ведь мы всегда входили во всевозможные туристические объединения, моих детей даже брали на археологические раскопки. Сейчас всё ограничено проведением экспедиций и школьных походов по местам боевой и трудовой славы. Остались заочные конкурсы исследовательских работ, но без личного выступления мы не имеем полного представления ни о детях, ни о теме их работы. Да и сами дети должны ездить на областные турслёты, общаться друг с другом, приобретать навыки жизнеобеспечения в природных условиях - уметь хотя бы разжечь костёр или поставить палатку!
Нет живого общения и с педагогами по опыту каких-то наработок. Ежегодно проводимые августовские педконференции ограничиваются только школой. А подключить бы к процессу воспитания детей спортшколы, центры эстетического воспитания и краеведческой работы…
Ну а так каждая школа ищет свои возможности дополнительного воспитания детей. Мы, к примеру, поддерживаем отношения с амурскими писателями, композиторами, которые бывают у нас в школе, отсматривают одарённых детей. Так, путёвку в творческую жизнь получила наша выпускница Женя Бутова, ныне член Союза писателей России, лауреат Первого Всероссийского конкурса юных поэтов «Новые имена России». Кстати, среди наших выпускников три члена Союза писателей.
Наша школа взрастила Героя Советского Союза Павла Грищенко, совершившего подвиг при форсировании реки Одер, и первого в области Героя Соцтруда, преемника Стаханова - Ивана Каньшина. У нас учились знаменитые лётчики, спортсмены, медики… А кто только у нас в гостях не бывал! Так, в 2005 году у нас провели три дня участники российско-британской легкоатлетической эстафеты «Великий Русский путь» из Владивостока в Петербург. Прощаясь, спортсмены из Англии, Шотландии, Франции со слезами на глазах говорили: «Мы не хотим отсюда уезжать!» Последняя ночь была грандиозной: песни, танцы… На стихи шотландского спортсмена о лёгкой атлетике я буквально за час сочинил музыку, и в два часа ночи у нас была премьера гимна… По окончании эстафеты известный хоккеист, государственный деятель Вячеслав Фетисов прислал приветственную телеграмму, где упоминалось, что лучший приём бегунам оказали именно у нас.
Быть примером
- Сегодня существует противоречие в отношениях «родители - учитель»: обе стороны спорят, кто именно должен воспитывать ребёнка. А вы как считаете?
- Таких противоречий вообще не должно быть. Обучение и воспитание ребёнка - это кропотливый совместный труд: учительский труд профессионала и лучшие семейные традиции. В семье нужно восстанавливать принципы светского, гуманитарного воспитания. Огромную роль должно сыграть семейное чтение (обязательно с обсуждением прочитанного) книг - ненавязчивых, но воспитывающих духовность, формирующих мировоззрение ребёнка, расширяющих его кругозор.
Обязательно родители должны продумать и культуру досуга ребёнка. Один лишь компьютер не заменит экскурсий в музей, походов на спортплощадку, в выставочные залы, чтобы ребёнок с ранних лет впитывал духовную оболочку, формировался эстетически. Тогда детсад и школа станут органичным продолжением семейного образования. Тем более что учебная программа начального школьного звена всё усложняется, ритм учебной работы ускоряется.
На каких-то совместных занятиях с детьми взрослые должны быть не сторонними созерцателями, но непосредственными участниками.
- Вы сами находили время на воспитание своего ребёнка?
- Я, наверное, плохой отец, своего единственного сына воспитывал в спартанских условиях. Поскольку я сам гуманитарий, я честно сказал: «Это моё любимое занятие, если ты разделяешь мои взгляды, подхватывай эстафету». Да, мы с Артёмом занимались ночами - готовились к конкурсу чтецов, зато он и становился победителем всевозможных российских конкурсов выразительного чтения. С различными исследовательскими работами занимал призовые места на областных и региональных конференциях. Шесть лет ездил со мной в фольклорные экспедиции, став в итоге соавтором первой книги о военных частушках. И с этими материалами с отличием защитил диплом. Так что я с полным правом горжусь своим сыном.
- Каково вообще работать в сельской школе?
- Конечно, есть плюсы и минусы. Мы живём в таком селе, где люди приучены к труду на земле. И среди детей я не видел ни одного, кто не умел бы что-то делать. Вот сегодня законодательство диктует: не привлекать школьников к уборке в классе, к работам на пришкольном участке. А я за прививание навыков трудового воспитания!
Ещё плюс - детей в классе не так много, поэтому знаешь их способности, есть возможность больше заниматься индивидуально.
Также, поскольку мы живём на природе, то и детей на природу выводим чаще, чем это возможно в городе. Иначе как, скажем, писать сочинение о природе, если знаешь её только с чьих-то слов?
Есть, конечно, и сложности: не доходят деньги на капремонт школы, мало педагогов, и они не меняются, средний возраст педагога в коллективе нашей школы - 53 года. Но работать на селе можно!
- Нужно ли возвращать систему распределения выпускников - медиков, педагогов?
- Однозначно! Иначе зачем тогда вообще студентов учить, тратить огромные государственные деньги? Мне кажется, вообще нужно делать так: отучился, по распределению отработал обязательные три года - и только потом вручать диплом о высшем образовании. Иначе систему не поменяешь. Учительский резерв сейчас держится только на последних кадрах советской педагогической школы. Уйдут они - и в школе работать некому. Возвращать нужно и работу педагогических классов - это перспектива подготовки своих кадров в родной школе. И эту практику в своём селе нужно обязательно закрепить договором (так же, как и распределение на три года). Даже если по этой линии из шести студентов вернётся в родную школу хотя бы один, уже будет большая победа. Нужно хоть как-то закрывать дефицит педагогов. Потому что приходится, скажем, математикам переучиваться и вести вдобавок русский язык, а учителю иностранного языка брать в довесок историю. А это качественного образования не даёт.
- Ещё одно противоречие: школам дано право становиться автономными и зарабатывать самим, чтобы не висеть у бюджета на шее. С другой стороны, началась погоня за деньгами и образование стало сферой услуг…
- Школа - это госучреждение, а не коммерческая лавка, поэтому и образование - приоритет государства, а не частных лиц. Поэтому школы обязательно должны финансироваться государством. Да, многих учителей осуждают за поборы в школах - а кто в этом виноват? Мол, вам государство выделяет деньги, но это только на бумаге, об этом больше разговоров. Да и выделяют гроши.
Я не отрицаю, некоторые элементы автономии должны быть. Школа должна сама выращивать сельхозпродукцию, проводить различные благотворительные акции, оказывать помощь фермерам, участвовать в благоустройстве села и на всём этом хоть как-то зарабатывать. Но это не должно быть приоритетом. Эти деньги могут пойти на благоустройство класса, на поощрение одарённых детей. Причём это зарабатывание должно быть очень гибким, должна быть своя нормативная база, свой хороший бухгалтер… Но перекладывать всё финансирование на школу… это, в конце концов, несправедливо.
Автор: Иван Зубарев