Лучший педагог Амурской области: «Нынешние ученики не сильно отличаются от прежних. Отличаются родит
После Всероссийского конкурса «Учитель года-2016» победитель регионального этапа Ирина Каменева рассказала о том, как работается в школе современному педагогу
Случайные люди в школе не задерживаются, а те, кто остаются, полностью посвящают себя любимому делу, считает учитель из Белогорска Ирина Анатольевна Каменева.
Сложности не страшны
- Ирина Анатольевна, если не ошибаюсь, ваш стаж - около 20 лет? Легко ли было начинать в 1996 году работать, когда в стране была полная разруха?
- Да, действительно, мой стаж работы 20 лет. В школе всегда работы хватало, поэтому не помню, чтобы положение в стране как-то повлияло на выбор профессии. После школы я окончила Благовещенский государственный педагогический университет, с 1995 года начала работать учителем русского языка и литературы.
- За 20 лет, понятно, стало и оборудование лучше, и зарплаты педагогов стали достойными, но чего в образовательном процессе мы так и не достигли? А может, что-то важное упустили...
- К сожалению, за последние годы так и не удалось привлечь достаточное количество молодых специалистов, особенно мужчин. Еще не хватает современных больших школ, чтобы была возможность работать в одну смену.
Воспитывать себя
- Вы были призером конкурса «Воспитать человека». А как его воспитать, чтобы стыдно не было?
- Действительно, в 2012 году я стала призером первого областного конкурса «Воспитать человека». На мой взгляд, самое действенное средство воспитания – личный пример. Поэтому соглашусь с высказыванием: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Дети все равно будут похожи на вас». Это касается не только родителей, но и учителей, особенно классных руководителей.
- Ваш отец всю жизнь гордился, что у дочери такая благородная профессия. А вы сами считаете её благородной?
- Несмотря на постоянные обсуждения нашей профессии, особенно в различных ток-шоу, считаю ее достойной. Случайные люди в школе не задерживаются. А те, кто остаются, полностью посвящают себя любимому делу. А обучение и воспитание будущего поколения нашей страны – это и есть дело во благо.
Дети не изменились
- Школьники и родители 20 лет назад были несколько другими, нежели сейчас?
- Не скажу, что нынешние ученики сильно отличаются от прежних. Возможно, они стали в какой-то степени свободнее высказывать свои мысли. А вот молодые родители, конечно, отличаются от тех, кто был воспитан в советское время. К сожалению, именно с их стороны все чаще наблюдается неуважительное отношение как к учителю, так и к школе вообще. Мне же повезло и с учениками, и с родителями. За все время работы в школе не было ни одного случая, который заставил бы меня разочароваться в выбранной профессии. В первую очередь, спасибо родителям моих выпускников, понимающим, отзывчивым, готовым всегда прийти на помощь.
- Более 6 лет вы возглавляете школьный драмкружок. Как умудряетесь заинтересовать детей? Они же все современные... Не кажется ли театр чем-то древним и скучным?
- Я же учитель литературы, поэтому театральные постановки – это результат связи преподаваемого предмета и внеурочной деятельности. Еще в 2009 году, когда я только пришла в школу №4 нашего города, мы с ребятами поставили одну небольшую пьеску. Затем выступили на городском конкурсе «Да здравствует театр!» и победили в номинациях «Лучшая роль», «Лучший костюм». Воодушевленные, ребята подхватили идею о создании театрального коллектива, который получил название «Балаганчик». На протяжении шести лет состав коллектива почти не менялся.
Несмотря на то, что дети современные, они с удовольствием участвуют в театральных постановках. И, как ни странно, чаще мы ставим классику. Вносим небольшие изменения, добавляем музыкальное сопровождение, - так произведение становится новым и современным. Трое из ребят нашего коллектива параллельно продолжили работу в молодежной группе народного театра имени А.И. Уласовец города Белогорска.
Думаю, что театр не может стать древним и, тем более, скучным. Ведь игра актеров на сцене, эмоции, которые они передают во время постановки, не заменят даже самые лучшие спецэффекты.
Выбор истинного пути
- Задают ли современные школьники какие-то неудобные вопросы или такие, которые ставят в тупик? Как вы с ними справляетесь?
- Честно, мне ребята не задают неудобных вопросов. Возможно, нужно себя вести так, чтобы подобных вопросов не возникало. Да, могут сказать, что заметили изменения в прическе или внешнем виде, но к таким замечаниям я всегда отношусь с юмором.
- Возникают ли у старшеклассников вопросы, вроде, что у меня за страна, что в ней происходит, каково мое место в обществе? Может ли ребятам помочь пример какого-то литературного героя?
- Даже если подобные вопросы и возникают, всегда стараюсь воспитывать у ребят любовь к городу, стране, в которых они живут. Да, перемены в стране всегда пугают, но главное, быть верным себе, своей семье и тому месту, где ты родился и живешь.
Примером сложности выбора правильного пути, на мой взгляд, является Григорий Мелехов, который, к сожалению, в поисках себя теряет почти всё: родных, любимую. Судьба этого героя позволяет увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.
- А вы сами ощущаете актуальность классики? Можете привести пример?
- Классика передает нам вечные ценности, знания о любви, верности, преданности, долге и чести. Поэтому многие классические произведения остаются актуальны и сегодня. Например, роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир», на мой взгляд, будет актуален во все времена. Взаимоотношения в семье, отношение к родине, любовь – эти проблемы возникают всегда, независимо от времени.
Уважать язык
- Как вы считаете, зачем сегодня изучать великий и могучий русский язык, если бешеный темп жизни требует быстрых, отрывистых, односложных фраз?
- Да, общение на страницах соцсетей изменило русский язык до неузнаваемости, но я уверенна, что в современном обществе всегда будут цениться грамотные люди, ведь речь человека – это, на мой взгляд, его визитная карточка. А односложные фразы, обрывистая речь – показатель неуважения к языку.
- Не так давно губернатор просил учителей оформить наказы для нового министра образования РФ. Что вы можете ему «наказать»?
- Конечно, волнуют вопросы и о новом стандарте «Педагог», и об изменениях, вводимых в ЕГЭ, в первую очередь, по русскому языку. Если же быть ближе к школе, то последнее время беспокоят школьные учебники, перечень которых постоянно меняется. Все чаще содержание учебно-методического комплекса возмущает и удивляет не только учителей, но и родителей. Создается впечатление, что их составлением занимаются те, кто далеки от практики. Поэтому, мой «наказ» – усилить проверку содержания рекомендуемых учебников, чтобы не было кардинальных расхождений в изложении материала в учебно-методических комплексах разных авторов.
О конкурсе
На федеральном этапе конкурса «Учитель года», к сожалению, наш учитель в «пятнашку» финалистов не вышла.
- В этом году в приоритете молодежь, особенно мужчины. Во втором туре все участники, не вышедшие в финал, стали членами учительского жюри. Именно на этом этапе удалось посмотреть все мастер-классы, проекты, выступления на педагогических советах. В рамках конкурса участники встречались с О.Ю. Васильевой, министром образования РФ, - рассказала Ирина Каменева.
Фото из архива Ирины Каменевой
Автор: Виктория Телепнёва