Только не делайте Восточный крайним
Самое глупое, что сейчас может произойти – космодром Восточный в народной молве закрепится как «гиблое место». Целый день после информации о том, что новый метеорологический спутник «Метеор-М» не вышел на орбиту, я слышу разные вариации на тему: «В-о-о-о-т, два пуска всего-то с космодрома были, и оба с проблемами».
Любим мы себя не любить, причем круто и сладострастно.
На самом деле давайте разберемся на холодную голову (тем более, что сейчас на Восточном -17 и создать такой режим для мыслительного аппарата не сложно).
Итак, мы построили первую часть самого умного и современного космодрома в мире (сколько при этом украдено государственных денег и сколько косяков обнаружилось – вопрос не менее важный, но в данном случае не о нем речь).
Почему это самый крутой по оснащению космодром? Здесь впервые между монтажно-испытательными корпусами есть трансбордер - это такая огромная галерея, которая позволяет соединять ракету и полезную нагрузку – спутники и корабли, не вывозя их из чистой зоны.
Здесь буквально на днях заработал Восточный командно-измерительный пункт, который теперь поддерживает связь с Международной космической станцией, ведет по орбитам наши спутники.
Ракету, поставленную на стартовую позицию, боевые расчеты проверяют в специальной мобильной башне обслуживания. Аналогичная (но нашей же конструкции) есть на французском космодроме Куру.
На Восточном башня более современная и удобная.
"Союз" уходит за облака. Фото: АЛЕКСАНДР МИЛКУС
Башня, похожая на гигантский скворечник, наезжает на нацеленную в небо ракету, створки закрываются. И даже при -28, на пронизывающем ветру, специалисты могут спокойно, в тепле, работать с узлами и системами. Расчетам на Байконуре об этом приходится только мечтать.
Прекрасные дороги (на Байконуре автобус с космонавтами час плетется от гостиницы до монтажно-испытательного корпуса, где происходит надевание скафандров, по позорно разбитой дороге). Казахи ее не ремонтируют потому что «А зачем это нам?», россияне не вкладываются - мы же арендуем космодром, значит, дорожную инфраструктуру должен поддерживать владелец.
В поселке ракетчиков Циолковский строят дома с просторными квартирами, отделывают и завозят мебель – молодой специалист получает ключи – и пожалуйста, живи. (Да, я знаю, что на днях за взятку задержан глава администрации городка).
Восточный - это не просто космодром. Это точка для развития Дальнего Востока как продвинутого региона. В Амурском госуниверситете конкурс на космические специальности в пять раз превышает количество мест.
Поэтому, когда вспоминают первый пуск в апреле прошлого года, мол, за несколько секунд до старта автоматика отменила запуск, и приговаривают: «Опозорились», я перебиваю – да хорошо, что именно так поступили, не скатились к рискованной показухе! Правильная автоматика, надёжная. И хорошо, что, несмотря на присутствие первых лиц государства, не стали суетиться, всё проверили, нашли сбойный кабель, заменили. Ракета на следующий день успешно пронзила небо.
И 28 ноября боевой расчет сработал на отлично. Все три ступени модернизированной ракеты-носителя «Союз 2.1 б» отработали как положено, штатно. Что случилось с разгонным блоком «Фрегат», который придумали и собирают в подмосковных Химках на НПО им. Лавочкина, еще будут выяснять. Думаю, выяснят.
Лавочкина лихорадит не первый год. (А вот у соседей по Химкам – НПО «Энергомаш» - за все сложные годы ни разу сбоев не было, и не только наши, а и американские ракеты продолжают летать на энеромашевских двигателях, что доказывает – если управлять предприятием вдумчиво и умело, можно и в кризис проскочить все мели и рифы).
Торжественное построение боевых расчетов. Фото: АЛЕКСАНДР МИЛКУС
Конечно, потеря нового метеорологического спутника «Метеор-М» (а он нам очень нужен был на орбите) – это весьма печально и невероятно обидно. И так Россия теряет коммерческие заказы на выведение спутников на орбиту – конкурентов переманивает низкими ценами и надежной ракетой частник Илон Маск. Теперь заказчики десять раз подумают, прежде чем заключать с нами договор, и нам придется серьезно доказывать, что российская космическая техника надежна. Но всё бывает. У нас за плечами странные 90-е и 2000-е, когда, как оказалось, на Воронежском механическом заводе, где делают не матрешки, а космические двигатели, можно запросто втихаря заменить технологию, и плевать на то, что вывозимый этой ракетой груз имеет высокие шансы не добраться до орбиты.
Сейчас на Воронежском заводе наводят порядок – стали больше платить рабочим, туалеты отремонтировали (важная, между прочим деталь).
Но не хочу быть пророком – космическую отрасль еще долго предстоит приводить в чувство. Она так и не научилась себя контролировать. Зато живет умением выцыганить госзаказы и отчитаться, почему стоимость работ в процессе производства существенно возросла. Она громадная, много лет была без присмотра, и проблем накопилось море. Падение спутника – лишь видимая часть.
Мобильная башня обслуживания. Фото: АЛЕКСАНДР МИЛКУС
На этом фоне стоит ценить, что нам – да, с трудом и под присмотром прокуратуры и Следственного комитета – но удалось построить всю сложную инфраструктуру для пуска на Восточном ракет «Союз». Мы впервые за сорок лет построили почти что с нуля космодром. И где? Аж на Дальнем Востоке. Весной следующего года там начнут работы по созданию еще более мощного комплекса под тяжелую ракету «Ангара А5». Потом собираются и под среднюю новую ракету «Союз 5» строить позицию.
Восточный развивается. Пройдет еще немного времени, и ракеты с него станут запускать успешно, и спутники будут выходить на штатную орбиту. Главное, не причитать: «Шеф, все пропало…». И делать из неудач правильные выводы.
АЛЕКСАНДР МИЛКУС,
обозреватель КП отдела образования и науки