Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 46
Последняя зима школы I ступени пролетела быстро.
”Безответная любовь”, занятия в спорткружке, вечерами часов до 2-3 ночи читка совместно с Тишей Савченко Джека Лондона "Сердца трёх”, ”Мартин Иден", Д.О. Кервуда ”Золотая петля”, "Казан”, "Сын Казана”, а также Марка Твена и О.Генри, поездки по воскресеньям за сеном и дровами, и ... зимы как не бывало.
А весной я и все мои суражевские друзья - Тиша Савченко, Шура Новгородцев и суражевские девчата - Мила Кузнецова, Маруся Пегова, Лёля Сильченко, Надя Опойкова, Тася Берестова успешно сдали экзамены и закончили 7-й класс М-Чесноковской железнодорожной школы I ступени.
Попрощались с родной школой, преподавателями и шагнули на 2-ю ступень в Свободненскую городскую школу.
Весной с первыми пароходами наша старшая группа АСЧ: Паша Логинов, Сережа Лазарев, Ваня Муравьев, Ваня Дрыгин уходили в путешествие вверх по реке Зея.
Проводы устроили торжественные с речами и музыкой (на заслонках и расческах). Отъезжающие стояли на верхней палубе и оттуда "давили” речи по очереди. Провожающие отвечали тем же, стоя на берегу. Команда парохода и пассажиры хохотали, глядя на нас. Речи были приблизительно такие:
Отъезжающие:
"Товарищи! Мы уезжаем от вас далеко, далеко (насколько денег хватит на билеты), куда зовет нас дух бродяжничества, но, дорогие товарищи, сердца наши всегда остаются с вами, на этом милом берегу! (музыка играет туш)
Ответ с берега:
”Дорогие товарищи ! Отправляйтесь хоть к чёрту на кулички! Скатертью вам дорога ! Товарищи ! Мы каждый день на карте будем отмечать ваш героический путь и следить за вашими успехами! Наши сердца тоже всегда будут с вами ! Гип-гип ура первопроходцам и бродягам!"
(туш)
Ребята шли на пароходе около 3-х суток, добрались до Мазаново (дальше уже не было денег на билеты. Высадились. Бродили по селу целый день. Вечером на окраине села услышали гармошку и пение. Пошли туда, попали на вечерку. Парни встретили неприветливо и чуть не учинили драку. После вечерки вернулись на берег Зеи, украли самую лучшую лодку из стоявших на берегу, и, гребя досками и палками, ушли вниз по Зее. Была погоня на двух лодках. Ребята открыли стрельбу из дробовиков, и - преследователи отстали.
Добирались домой вниз по течению около недели. Доберутся до какого-нибудь красивого места или острова, сделают остановку, наловят рыбы, сварят уху, отдохнут и дальше...
Дома, купив краски, перекрасили лодку (чтобы не узнал хозяин). а на носу лодки учинили надпись: "Самотоп". Ходили на ней по Желуну всё лето.
А осенью перед ледоходом, наложили на лодку дров, сложились по 5 копеек - купили керосина, вылили на дрова, подожгли и оттолкнули горящую лодку от берега. Она медленно шла по Желуну, а мы сопровождали её по берегу, играя траурные марши. Потом лодка попала в быстрое течение реки Зея и отправилась вниз, горящим факелом освещая ночные берега...
Поступили как настоящие викинги:)
...
Начались весенне-полевые работы. В этом году Кокетка и я поехали, первый раз.
У нас было два огорода, на одном за станционным поселком в кустах, садили картошку и тыкву, на втором у ручья Криничка - всю мелочь.
Пахали оба участка сохой, садили и огребали картошку тоже сохой, которую сделал папа ещё при Белогривке.
Пахать плугом легко. Отрегулировал на нужную глубину, он идет ровно, поддерживай только за рукоятки, чтобы он не упал.
Опрокидывать нужно только в конце борозды. А соху нужно всё время держать в руках на весу, на определенной глубине, а то она залезет в землю, что её и не вытащишь. Тяжело. Вот в этом году, почувствовав силу, я упросил папу, чтобы он дал мне пахать самостоятельно. И у меня дело пошло быстрее, чем у Кокетки. У неё пахота не получалась. Привыкла ходить иноходью, а с сохой иноходью не пойдешь. Нужно тянуть тихо, спокойно, а она рвёт и мчится. Мучились долго.
Но потом, посмотрев на нашу работу, папа всё же сказал: “Эх, вы, мои дорогие! Золотые! Бриллиантовые пахари! А ведь у вас получается!"