Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 57

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 57

Хвостанцев и его жена были дома. (Хвостанцев - бывший морской офицер, бухгалтер главного материального склада Уссурийской железной дороги, его жена Мария Гавриловна - домохозяйка, дочь бывшего морского офицера из Кронштадта).

Папа представил меня и оказал: "Вот я вам студента - нахлебника привел".

Приняли радушно, Мария Гавриловна начала хлопотать над самоваром, а Хвостанцев повел меня в свой кабинет, который предоставил мне.

Сели пить чай. Хвостанцев расспрашивал меня, почему я выбрал профессию механика и давно ли я её выбрал, как я подготовился к экзаменам, уверен ли, что выдержу, что думаю делать, если меня не примут в техникум и т.д.

Потом папа стал прощаться. Мы вышли с ним на улицу. Папа показал каким путем мне завтра ближе пройти к техникуму, пожелал мне счастья и, сказав, что он уезжает завтра утром и мы скоро не увидимся, попрощался и ушел.

Я вернулся в дом. Мария Гавриловна стелила мне постель на кушетке в кабинете. Но я не лег. Включил настольную электрическую лампу (в Суражевке у нас электричества не было. Оно было только в кинотеатре, на станции, в Управлении дороги и станционном поселке) и при отличном электрическом освещении стал готовиться к завтрашнему дню. Заснул поздно.

Луч света в темном царстве

Утром чуть свет встал, позавтракал и в техникум. Нашел сразу. Техникум - кирпичное двухэтажное здание с двумя парадными входами и черным входом со двора. На первом этаже в одном крыле - столярные мастерские, в центре - слесарная мастерская и металлообрабатывающие станки. В другом крыле - кабинет директора, преподавательская и квартира директора.

На втором этаже, в центре, актовый зал со сценой. В актовом зале во всю стену висят огромные чертежи паровоза, вагона и цистерны. Канцелярия. В правом и левом крыле - 8 аудиторий.

Паровоз.

Вагон

Цистерна!

В подвальном помещении - общежитие четвертого курса и электростанция, обслуживаемая старшими курсами. Во дворе, обнесенном металлическим решетчатым забором - одноэтажное с подвалом здание  физического и химического кабинета и общежитие третьего курса, кузница, спорт-городок, и маленькая березовая рощица.

На доске объявлений нашел свою фамилию и что я попал в первый поток. От всезнающей братии абитуриентов узнал, что конкурс будет на одно место - 4 человека. Первый экзамен сегодня по русскому языку. Всего сдавать надо было: по русскому языку, математике, обществознанию, физике, химии.

Экзамен по русскому языку начался в 9 часов. Принимала преподаватель Брянская и два ассистента. Писали сочинение. Потом устно делали разбор предложений и отвечали на вопросы.

Кончили поздно. Завтра, день подготовки, следующий экзамен по математике, послезавтра.

Утром сразу после завтрака я засел в кабинете повторять математику. Дверь в кабинет была открыта и мне было видно всё, что делается в квартире. После того, как Хвостанцев ушел на работу, к Марии Гавриловне пришел в гости "кум" с бутылкой водки. "Кум" был здоровый дядька с черными висячими, как у запорожца усами.

Сначала "Кум" и Мария Гавриловна сидели в столовой, пили и и мирно беседовали. Потом, когда опьянели, Мария Гавриловна встала из-за стола и подошла к двум большим портретам ( Хвостанцева и Марии Гавриловны, сфотографированных в молодости), висящим на стене и, показывая "Куму" на свой портрет, говорит: "Кум, посмотри какая я красивая была". Кум что-то промычал. А потом обращается к портрету Хвостанцева и кричит: "Подлец! Мерзавец!! Что ты со мной сделал? Какая красавица была?! Подлец!"

Василий Суриков "Сибирячка"

Кум её успокаивает: "Ладно, кума, ладно!". Я закрываю двери кабинета, чтобы не было видно этой некрасивой сцены. Кричала Мария Гавриловна ещё долго. Потом всё стихло.

Вечером приходит с работы Хвостанцев, принёс хлеб и продукты. Увидал спящую в спальне Марию Гавриловну, молча стал готовить обед. Приготовив обед, позвал меня кушать. Сели за стол вдвоем. Я растерялся, не знал, что мне делать.

Рассказать Хвостанцеву про "Кума" было стыдно. Молчать тоже было не хорошо.

Хвостанцев начал этот трудный разговор сам. Издалека. Молодым морским офицером в Кронштадте он встретил замечательную девушку Машу и влюбился. Маша ответила взаимностью. Решили обвенчаться. Незадолго перед свадьбой Маша уехала к родным на материк. Отдыхала, бродила в лес за грибами и отравилась какими-то ядовитыми грибами. Чуть не умерла. Потом долго болела. Поженились, Сначала были счастливы, но последствия отравления дали себя знать - у неё нет детей. Мария Гавриловна очень переживала, а потом на этой почве стала пить, особенно когда Хвостанцев был в плавании. И вот докатилась... Сейчас он Хвостанцев ей денег не даёт (всё пропьет). Поэтому все покупки делает сам. Но она или её находят вот такие “кумовья” и поят.

Так мы и жили. Утром, уходя на работу, Хвостанцев давал мне деньги на покупку хлеба и других продуктов, так как я приходил из техникума раньше его и шел мимо базара. Я заготавливал продукты, Хвостанцев готовил, а водку пила Мария Гавриловна с “Кумом”.

Прозрачная, как слезы...

Это была первая жизненная драма, которую я встретил в начале своего самостоятельного пути. Поэтому она мне так запомнилась.

Прожил я у Хвостанцевых неделю. Не вытерпел и ушел в общежитие. Вежливо объяснил Хвостанцеву, что мне от них далеко ходить в техникум, теряется много драгоценного времени, а общежитие рядом и с ребятами, которые помогают друг другу в зубрежке.

Поблагодарил, попрощался и, взяв свою “переметную суму”, ушел. Но Хвостанцев меня понял...

Источник - телеграм-канал "Записки деда Вити"

08:45
2401
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 1
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 7
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 2
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 3
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке