Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

«МЫ ОТПРАВИЛИ ЧЕЛОВЕКА 78 ЛЕТ ПОЛЕТАТЬ НА КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ»

«МЫ ОТПРАВИЛИ ЧЕЛОВЕКА 78 ЛЕТ ПОЛЕТАТЬ НА КОСМИЧЕСКУЮ СТАНЦИЮ»

5 июня в студии «Первого Амурского радио» побывал IT-предприниматель и владелец одного из клубов виртуальной реальности Благовещенска Денис Рогов. Ведущий Никита Типайкин и Наталья Колечкина расспросили ультрасовременного бизнесмена про особенности дополненной реальности.

Денис Рогов рассказал, что сейчас VR используют многие корпорации для обучения персонала. Симуляторы работы оказались и одним из самых популярных видов игр. В благовещенском клубе подростки от них в восторге.

— Симулятор работы — дико популярная штука! Я сам до сих пор не понимаю причины популярности, но к нам приходят дети в возрасте с 8 до 15 лет, которые готовят в ресторане, работают на кухне или на автозаправочной станции, — рассказал Денис Рогов.

Основной костяк посетителей — молодежь примерно до 30-35 лет, но есть и совсем возрастные поклонники дополненной реальности.

— У нас самому старшему посетителю было примерно 77-78 лет. Человек был очень впечатлен. Говорил, что в его годы такого не было. Мы его отправили на Международную космическую станцию, полетать в космосе. Он сказал, что это была мечта всей его жизни. Человек, который застал еще Юрия Гагарина, увидел космос, — сказал Денис Рогов.

АСН24 публикует полную текстовую версию беседы.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас в гостях IT-предприниматель и хозяин одного из клубов виртуальной реальности Благовещенска Денис Рогов. Здравствуйте, Денис!

ДЕНИС РОГОВ: Да, всем привет, доброе утро, слушатели.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Доброе!

НИКИТА ТИПАЙКИН: Сегодня разговор пойдет о виртуальной реальности. В чем особенность такого способа потребления контента? Где VR находит свое применение? В чем отличие вашего клуба от тех же стендов в супермаркетах?

ДЕНИС РОГОВ: Это однозначно другая история, потому что стенды в супермаркете не предлагают такого глубокого погружения. Там неспециализированная среда. Представьте, вы идете, к примеру, по «Кэшке», набираете кучу продуктов, и тут бах — и видите стенды. И вы с пакетами собираетесь мочить орков. У нас все-таки более специализированная среда. Все подготовлено для нормального уединения, которое дает концентрацию на этом опыте, соответствующую атмосферу. 

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Как у вас вообще возникла такая идея — открыть клуб?

ДЕНИС РОГОВ: С технологиями виртуальной реальности я познакомился еще в 2012-2013 годах. Я следил за развитием данной технологии достаточно давно и смотрел, что она развивается и не стоит на месте. Когда я познакомился с последней версией Oculus Rift — так называется устройство, производителей которого в 2014 году купил Facebook, — я понял, что последняя версия стала достаточно интересной с точки зрения использования, и решил все это постепенно коммерциализировать.

Сначала я не понимал, как. Меня всегда интересовала сфера образования и обучения, но я понимаю, что сейчас проще монетизировать развлечения. Когда я был в Москве в прошлом году, я походил по разным клубам виртуальной реальности, посмотрел, как развивается этот рынок. Тогда я понял, что концепция клуба, по крайней мере, в наше время, самая актуальная.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Оборудование вам было сложно приобрести? Или оно доступно?

ДЕНИС РОГОВ: Все заказывается из-за границы — из США с помощью сервисов вроде Amazon или Еbay. Это возможно при должном уровне желания.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А насколько разнообразны игры, они подойдут любому — девушкам, детям и мужчинам? Вы представляете широкий спектр игр, либо они как-то ограничены? Грубо говоря, 50 дисков — я не знаю, диски это запускаются или нет.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Какие диски, Наталья! (смеется)

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Я еще далека от виртуальной реальности. (защищается)

ДЕНИС РОГОВ: Дисков нет, мы на кассетах работаем.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: По поводу количества игр?

ДЕНИС РОГОВ: У нас контент достаточно разнообразный. Мы его изначально подбирали таким образом, чтобы все от мала до велика нашли себе что-то интересное по вкусу. Есть для совсем маленьких игры — какие-то рисовалки в объеме. Симулятор работы — дико популярная штука! Я сам до сих пор не понимаю причины популярности, но к нам приходят дети в возрасте с 8 до 15 лет, которые готовят в ресторане, работают на кухне или на автозаправочной станции.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Они пробуют, профессия подойдет или нет.

ДЕНИС РОГОВ: Да, да, да, они работают в офисе. Им это очень нравится. Плюс мы перенесли Minecraft в VR. Они там тоже могут залипать часами.

Для тех, кто постарше, у нас есть стрелялки, симуляторы, гонки — всякие такие интересные штуки. Я скажу так, у нас самому старшему посетителю было примерно 77-78 лет. Человек был очень впечатлен. Говорил, что в его годы такого не было. Мы его отправили на «Международную космическую станцию», полетать в космосе. Он сказал, что это была мечта всей его жизни. Человек, который застал еще Юрия Гагарина, увидел космос. Он был прямо впечатлен.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: В основном приходит молодежь, да? Она в этом плане продвинутая?

ДЕНИС РОГОВ: Ну, да, школьники и молодежь до 30 лет. В основном костяк с 15 до 25 лет. Этим людям работать с технологией легко. Детям — так вообще интуитивно. Я хочу продолжить тему — сейчас VR позиционируют как игрушки, как игры. Но появляется больше софта, который позволяет в этой среде работать, разрабатывать, проектировать, создавать какую-то новую индустрию. Это как в свое время с компьютерами. Школьники зарубались в какие-то игры, прогуливали школу. Их все винили, что они много играют, а сейчас эти школьники — высокооплачиваемые программисты, либо киберспортсмены. И зарабатывают очень хорошие деньги. С VR сейчас такая же история происходит, все больше софта из сферы дизайна, архитектуры, какого-то моделирования, конструирования. Они переходят в эту сферу, и те люди, которые осваивают этот инструмент, я думаю, они будут достаточно конкурентоспособны в экономике завтрашнего дня.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Какая-то подготовка нужна специальная? Вот вы упомянули вестибулярный аппарат. А если он у кого-то слабоват?

ДЕНИС РОГОВ: Вообще, человек — существо адаптивное. Я думаю, люди ко всему привыкают.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вообще продолжительность игры час, да?

ДЕНИС РОГОВ: Вообще мы продаем до полутора часов. Есть ребята-уникумы, которые по два часа там могут существовать, без проблем. Но я думаю, что это все дело привычки, дело эволюции очков. Может, через пару лет появятся еще более удобные гарнитуры, которые позволят и по два, и по два с половиной часа там проводить, может быть и больше. 

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну а минимальное время? Полчаса? Вот, допустим, я пришла, боюсь, что меня укачает. Сколько времени мне нужно, чтобы попробовать?

ДЕНИС РОГОВ: Обычно мы людям предлагаем минут по пять-десять. Попробовать, протестировать, понять, что это такое. Увидеть свои руки в виртуальной реальности — это…

НИКИТА ТИПАЙКИН: Бесценно.

ДЕНИС РОГОВ: Да, это людей немного шокирует, но в целом очень позитивно. Не было еще негатива, еще ни одного, я даже не могу припомнить, хотя мы, наверное, уже несколько тысяч человек пропустили. Помимо клуба, я работал на разных мероприятиях, во Владивостоке, в Москве очень было много людей, и все были довольны.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Сам клуб существует сколько уже?

ДЕНИС РОГОВ: У нас уже второй месяц пошел. 

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Молоденький.

ДЕНИС РОГОВ: Раньше мы работали в формате стенда, по торговым центрам, по мероприятиям. Потом я подумал, что формат клуба будет гораздо более интересным и привлекательным.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Вы озвучьте сразу адрес для наших слушателей.

ДЕНИС РОГОВ: Мы работаем за «Шоколадницей», Калинина 10. Литер А12. Заходите, слушатели, я думаю, если вы скажете, что вы пришли с радио, мы сделаем вам обязательно существенную скидку. Может, даже дадим бесплатно попробовать, чтобы вы поняли, что это такое, на своей шкуре все это дело ощутили. 

НИКИТА ТИПАЙКИН: Я вот слышал, что на западе с помощью виртуальной реальности тренируют военных. А чему еще можно научиться?

ДЕНИС РОГОВ: Слушайте, ну вообще тема обучения чрезвычайно перспективна, я не удивлюсь, если лет через 10 многие школьники будут практиковать это дело. Это внедрится в уроки химии — допустим, смотреть молекулы, формулы в виртуальной реальности, крутить их, взаимодействовать, совмещать. Представляете, какой уровень погружения в область химии.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Эх, мне бы такую химию.

ДЕНИС РОГОВ: Сейчас, допустим, у нас есть софт, который позволяет человеческий организм полностью рассматривать в виртуальной реальности, то есть в 3D. Вплоть до каждой мышцы, анализировать, что там и как работает. Смотреть какие-то болезни сердца, допустим, как они выглядят изнутри. Как работают клапаны, как кислород по организму у нас проходит. Также VR используют многие корпорации, «СИБУР» или тот же «Сбербанк», то есть реальные кейсы. Допустим, «Сбербанк» обучает сотрудников в виртуальной реальности. То есть они симулируют работу с клиентом.

НИКИТА ТИПАЙКИН: То есть как работать с клиентом?

ДЕНИС РОГОВ: Да, они симулируют разные ситуации: к ним приходит иностранец, к ним приходит пожилая женщина, которая не дружит абсолютно с электроникой. И они симулируют эти ситуации, сотрудники в них погружаются. Получают какой-то виртуальный опыт, который в целом потом переносят в реальную практику. 

НИКИТА ТИПАЙКИН: Вот вам и симулятор работы.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Не знала, что «Сбербанк» такой продвинутый. Так, по поводу детей, с какого возраста вообще можно пробовать виртуальную реальность?

ДЕНИС РОГОВ: Ну обычно к нам приходят с 7 лет. Младше мы стараемся не пускать. И плюс до 10 лет мы стараемся включать определенный контент, специализированный. В основном мультики, рисовалки.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вот по поводу дней рождения? Вы упомянули за эфиром. Как можно отпраздновать у вас день рождения?

ДЕНИС РОГОВ: Ну это достаточно просто. Люди к нам обращаются, заходят к нам на сайт или звонят, приходят и просто бронируют какую-нибудь площадку на определенное время. У нас там есть система онлайн-бронирования. Люди приходят, оставляют эту заявку, мы за ними закрепляем весь клуб, потому что, как правило, именинник не хочет, чтобы приходил там кто-то еще. Они приводят свою компанию, человек 7-8-10-12, берут пиццу, «колу».

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Сколько человек может играть одновременно?

ДЕНИС РОГОВ: Сейчас четверо могут играть одновременно, но, я думаю, мы в ближайшее время, в июле, расширимся до пяти-шести параллельных игроков. В будущем я вижу это еще более масштабным, то есть до 10-12 человек, это уже в формате такого следующего клуба. 

НИКИТА ТИПАЙКИН: Я слышал, что с помощью VR можно справляться с фобиями. Например, со страхом публичных выступлений или с боязнью высоты, шторма.

ДЕНИС РОГОВ: Это вполне реально. Это как с симулятором работы, только тут симулируются ваши фобии. К примеру, вот мы проводили эксперимент. У нас есть софт, который позволяет подняться на крышу небоскреба и пройтись по доске. Есть люди, которые очень боятся высоты.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну ощущения прямо вот реальные?

ДЕНИС РОГОВ: Да, достаточно реальные, плюс сейчас еще появились специальные дополнительные трекеры для очков, которые позволяют привести в VR не только ваши руки, но и ноги. И мы уже, допустим, сможем привести человека с ногами, то есть когда он сможет ступать по этой ноге. Сейчас он ног не видит. Ощущение присутствия есть, но все равно это не то. Представляете, когда это будет с ногами.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: А вот ветер, капли — вот этого нет?

ДЕНИС РОГОВ: Смотрите, есть специализированные тренажеры. Симуляторы, типа того. Когда вы, допустим, летите на дельтаплане, и перед вами специальная установка, которая дует на вас и симулирует капли. Есть такие. Но это уже специализированные аттракционы. В формате нашего клуба мы пока такое не предлагаем.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Водой никого не поливаете?

ДЕНИС РОГОВ: Водой никого не поливаем, вентилятором тоже никого не обдуваем.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Я видел такую штуку с авиасимулятором. Там такая капсула, она вращается во все стороны и имитирует полет.

ДЕНИС РОГОВ: Да, в сфере обучения пилотов это очень серьезная вещь. Сейчас эти профессиональные тренажеры стоят десятки миллионов. А для виртуальной реальности практически ничего не нужно, кроме кресла, которое будет под вами двигаться. Да, и есть обучение вождению. Те есть прямо полностью имитация дороги.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Руль, педали. Коробочка.

ДЕНИС РОГОВ: Да, да, да, ставится специализированный руль. И прежде чем выезжать на реальную дорогу, человек ездит виртуально.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Как вы помогаете определиться с игрой? Например, человек приходит, и он вообще не знает, что такое виртуальная реальность. И хочет попробовать, допустим, такой половозрелый, не про ребенка речь. Как вы им помогаете, у вас есть перечень игр, каким образом?

ДЕНИС РОГОВ: Ну это уже на уровне интуиции работаем. Смотрим на человека в первую очередь, какие у него интересы. Понятное дело, что если это 35-летний, крепкий мужчина, ему, скорее всего, будет интереснее пострелять по роботам, чем порисовать котиков в виртуальной реальности. Поэтому, мы смотрим на человека. Микроопрос проводим: что вам интересно, чем вы интересуетесь? Как правило, перечисляем различные варианты, может быть, вот это, может быть, вот то. Идентифицируем какую-нибудь потребность, что человеку интересно. Включаем, смотрим, как он себя там ведет. Если ему комфортно и нравится, то мы его там так и оставляем, если нет, то предлагаем переключить. Мы пробуем что-нибудь следующее, следующее и в итоге находим такое, во что человек залипает.
 
НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Были ли случаи, когда люди падали в обморок? Сильно пугались…

ДЕНИС РОГОВ: Были парни, которые у нас орали недавно. Просто очень, очень шумно. Хорошо, что у нас особо нет соседей. Бывало несколько падений, небольших, к счастью. Небольшие падения бывали, потому что люди не ожидали такой нагрузки на вестибулярный аппарат. Просто становились и поскальзывались. Пол у нас абсолютно не скользкий, но как-то вот так получалось у них. Будем с этим бороться. А каких-то там страхов… Было, когда на девушек прыгали пауки, они визжали и говорили снимите их, снимите, но потом через три минуты они продолжали, как-то принимали это, и все получалось.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Кстати, по поводу страхов. Есть множество любителей ужасов. Есть игры очень страшные, где резко вылетают вампиры или зомби?

ДЕНИС РОГОВ: Чтобы вы понимали, это очень страшно. Это не на фильм ужасов сходить в кинотеатр. Это действительно очень страшно. Особенно если это все происходит в тихой комнате, где вас не дергают, и вы сидите наедине с этим всем делом. Я как-то проходил хоррор в одного дома. Я не из пугливых, но это было жестко.

НИКИТА ТИПАЙКИН: А какой хоррор, если не секрет?

ДЕНИС РОГОВ: «Инфинити рум», что-то вроде того. У нас есть несколько, которые я тестировал. Ну есть всякие еще игры, вроде «Дума» или «Халф лайфа».

НИКИТА ТИПАЙКИН: «Дум», скорее всего, веселый, мне кажется.
ДЕНИС РОГОВ: Ну для кого как. Если девочке одеть на голову шлем и погрузить в «Дум», ей будет не очень весело.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Кстати, по поводу девочек. Какие есть вот такие нейтральные — не гоночки, не стрелялочки. Вот, например, я пришла, я не люблю ни стрелять, ни гонять. И зомби тоже не люблю. Что бы вы мне предложили?

ДЕНИС РОГОВ: А рисовать любите?

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну это уже больше из детского разряда. Нет, я имею ввиду, что-то типа шопинга, что-то гламурное, 

НИКИТА ТИПАЙКИН: Симулятор работы.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Да, симулятор, работы продавцом. В магазине сумочек.

ДЕНИС РОГОВ: У нас есть разный контент, есть то, что девочкам очень нравится, и не только девочкам, но и мальчикам тоже. Есть программы, вроде «Travel VR», которые позволяют путешествовать по планете. Вы одеваете очки, перед вами крутится наша планета Земл, вы выбираете точку, куда вы хотите переместиться — ну, к примеру, Сан-Диего. И перемещаетесь, вы можете посмотреть Сан-Диего с высоты птичьего полета. А можете прямо спуститься на улицы Сан-Диего. И как в Google Maps можно передвигаться по улицам, вы можете походить по улицам Сан-Диего.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Ну будут люди там, и они будут рисованные.
 
ДЕНИС РОГОВ: Они будут не рисованные, это будет фотография. Фотография в 360, кем-то когда-то сделанная. 

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: То есть это реальные здания, такие, как есть, как оно есть на самом деле?

ДЕНИС РОГОВ: Ну там есть некоторые запоздания. Допустим, эта фотография была сделана четыре месяца назад, то есть это не реал тайм.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: То есть, теоретически, если я была в Таиланде в Паттайе, например, то я могу переместиться в Паттайю и воочию увидеть, что как на самом деле и есть? Вспомнить свои впечатления.

ДЕНИС РОГОВ: Даже скажу больше. Вы, прежде чем в следующий раз поехать куда-то в отпуск, можете съездить туда на виртуальную разведку. Понять, где интересно, где красивые пляжи.

НАТАЛЬЯ КОЛЕЧКИНА: Это прямо здорово, меня это заинтересовало.

НИКИТА ТИПАЙКИН: А как вы видите развитие технологий в будущем? Вот, например, нейроинтерфейсы слышал, что разрабатывают. Ждет ли нас что-то типа «Матрицы»?

ДЕНИС РОГОВ: «Матрицы»… Вы людей не пугайте. Мы и так в ней. Нейроинтерфейсы, я скажу даже больше. Мы уже заказали несколько таких нейроинтерфейсов, достаточно примитивных, скорее ориентированных на игры, чем на реальное взаимодействие с компьютерами. Но в любом случае, технологии сейчас очень быстро развиваются. И честно скажу, что через пару лет мы будем совершенно в другой Вселенной уже, наверное, жить. А нейроинтерфейс… Сейчас все топовые нейроинтерфейсы, которые существуют на рынке, они выпуска 2008-го, максимум 2010 года. И это получается устаревшая история. И нейроинтерфейсы в ближайшем будущем ждет огромный шаг вперед. К примеру, та же самая корпорация «Фейсбук», плюс есть компания Илона Маска, они сейчас занимаются разработкой интерфейсов, которые позволяют, допустим, писать текст на компьютере силой мысли. Уже есть такие разработки. Это было показано еще в 2017 году — когда человек просто смотрит на смартфон, думает там: привет, сегодня отличная погода, пойдем гулять. Просто думает. И у него идет набор текста. Понятное дело, чтобы внедрить такие технологии в массовое использование, потребуется время. Но то, что это существует, это факт. То, что мы сможем с помощью мысли управлять компьютерной мышью и открывать разные программы, как-то с ними взаимодействовать, это тоже факт. Я считаю, что на стыке нейроинтерфейсов и VR есть огромные перспективы.

НИКИТА ТИПАЙКИН: Можно просто будет делать очень быстро какую-то работу.

ДЕНИС РОГОВ: Да, 100 %. Когда мы будем взаимодействовать с миром силой мысли. К примеру, Илон Маск пообещал, что в течение 10 лет он сделает не просто нейроинтерфейс. А мозг, мозг, когда мы сможем напрямую с другими людьми взаимодействовать. Телепатия.

Источник - asn24.ru

06:30
1616
RSS
11:43


Прям научная фантастика оживает через создание и использование новых приборов!

Наше поколение ещё не знало мобильников в детстве ))
Загрузка...
|
Похожие статьи
Павел Баканов: Прямо как в фильме «Кин-дза-дза» - по штанам определяют статус человека!
Регион сложный - стало понятно, когда обзванивал населённые пункты. Много отказов по всевозможным причинам
ДЕТСКОЕ ПЮРЕ «СПЕЛЕНОК» ОТПРАВИЛИ В ЧЕРНЫЙ СПИСОК РОСКОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ЖАЛОБ ОТ МАМ
В кабачковом пюре нашли крахмал, который маленьким детям нельзя