Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 151
Занятия проводил на стрельбище. Привел туда человек 500. Сначала на огневом рубеже коротко рассказал о боевых свойствах винтовки – гимн её славе, потом повел всех на 100 метров на линию мишеней, по которым буду стрелять: мишень №/5 круглая, два мешка с песком, стоящие друг за другом, кусок рельса, пять кирпичей, тоже друг за другом, 22 дюймовых доски, стоящие с промежутками 1-2 сантиметра, кусок бревна диаметром 30 сантиметров, стоящий вертикально, копна сена и контрольный щит за ней - грудная мишень.
Так примерно
Показал куда буду стрелять по каждой мишени и дал "пощупать" и убедиться, что в них нет пробоин. Потом увел всех на огневой рубеж, построил в колонну по 4, а сам лег перёд ними, приспособив упор для стрельбы - вещевой мешок, набитый опилками и давая пояснения, начал стрелять: "Смотрите сейчас, стреляю тремя патронами в мишень №5, сейчас стреляю в центр мешка с песком, сейчас, стреляю по рельсу, в тонкую её часть (на 100 м кусок рельса как карандаш), сейчас стреляю по кирпичу (на 100 м кирпич меньше спичечной коробки)" и т.д.
Когда дошел до грудной мишени, говорю: "Товарищи, сейчас я буду стрелять на скорость по грудной мишени. Вы помните, я вам говорил, что скорострельность винтовок 10-12 выстрелов в минуту?" Я кладу перед собой 7 обойм (по 5 патрон в обойме), заряжаю винтовку первой обоймой и обращаюсь к новобранцам: "Товарищи, у кого есть часы? У Вас! Хорошо! Вот вы, когда я скажу "к стрельбе готов!", скомандуйте мне - "Огонь !" и засеките время, через 1 минуту скомандуйте : "Отбой!". Посмотрим сколько выстрелов я сделаю за минуту!"
Изготовился к стрельбе и когда новобранец с часами скомандовал мне «Огонь!", начал стрелять. За минуту сделал 35 выстрелов.
Ребятам понравилось.
Повел их к мишеням, стали осматривать их. Я давал пояснения: "Мишень№ 5", Стрелял на меткость. Смотрите - три десятки.
А вот пуля пробила первый мешок с песком и застряла во втором. Значит, делать бруствер окопа или другое укрытие из мешков надо так, чтобы по ширине было не менее двух мешков.
Вот пуля пробила стальную рельсу (ее шейку 10 мм толщины). Значит, боковые стенки танкетки пуля пробьет.
Вот от 5-ти кирпичей остались только обломки.
Вот пуля пробила деревянное бревно диаметром 30 см. Смотрите какое входное отверстие и какое выходное с отколотой щепой. Значит, за дерево 30 см в диаметре не спрячешься - достанет. Да и деревянная стенка дома толщиной 22-25 см не спасет.
А вот я стрелял в копну сена. Смотрите, сзади копны стоит контрольный щит.
Пуля пробила копну и щит. Значит за копной тоже не спрячешься.
А вот по этой грудной мишени я стрелял на скорость. За минуту сделал 35 выстрелов. Давайте будем считать пробоины...
Насчитали 32. Ребята была в восторге.
Отвел их опять, на огневой рубеж и говорю: "Товарищи, это вы видели только огневую мощь винтовки. А у неё еще есть штык и приклад. Сейчас посмотрите грозную мощь ее штыка. Вот 4 учебных винтовки с эластичным штыком. Одну беру я, а три других пусть возьмут желающие проверить себя в штыковом бою. Спортсмены-фехтовальщики среди вас есть? Нет? Ну, просто спортсмены?"
И когда нашлось трое желающих и судей, я отошел с ними подальше от строя и говорю: "Теперь, вы идите на меня в штыковую атаку и постарайтесь меня заколоть. А я буду защищаться. Вперед!"
Натренирован в штыковом бою я был отлично и опасался только, как бы кто из них не зашел мне с тыла. Окружить себя я не дал и в считанные секунды «заколол» всех троих. Гром аплодисментов…
Тренировка по штыковому бою
Потом на чучеле для штыкового боя показал удары прикладом. Урок окончен.
"Товарищи! Вы видели, какое грозное оружие наша русская трехлинейная образца 1891/30 года винтовка, в руках хорошо обученного бойца. Надеюсь, что вы хорошо запомнили ее боевые свойства. Какие будут вопросы?"
Вопросов была целая куча. Когда ответил на все вопросы, говорю: "А теперь у меня несколько вопросов, как вы усвоили боевые свойства винтовки!" И, обращаясь к новобранцу, похожему на бурята, спрашиваю: "Вот вы, товарищ, скажите сколько весит винтовка?"
Он подумал, подумал и отвечает: "Сколко обыкновенный булка хлеба…"
Строй так и грохнул смехом.
Говорю: "Все ясно. Больше у меня вопросов нет. Вижу, что урок усвоили! Товарищ старшина, ведите личный состав в подразделение!"