Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы
A- A A+

БИЗНЕС ПАХНЕТ?

БИЗНЕС ПАХНЕТ?

Пока одни предприниматели страдают от действий недобросовестных перевозчиков жидких бытовых отходов, другие разоряются на вывозе мусора.

 

Как говорится, бизнес не пахнет. Вот только предприниматели, занимающиеся вывозом жидких бытовых отходов, с этим вряд ли согласятся. Неприятный душок веет от нелегалов, которые мешают работе честных бизнесменов. Проблему обсудили в ходе круглого стола представители надзорных органов, «Амурских коммунальных систем» и предприниматели.

На две трети в тени

- К нам обратились предприниматели, которые большей частью оказывают услуги по вывозу жидких бытовых отходов населению в Благовещенске, с жалобами на недобросовестную конкуренцию со стороны других участников рынка: граждан - либо не зарегистрированных как предприниматели, либо являющихся предпринимателями, но не оформивших лицензии на данный вид деятельности, - рассказывает председатель по экономическому развитию и экологии Общественной палаты Амурской области Борис Белобородов. - Страдают как лицензированные предприниматели, так и потребители, которые в случае некачественного оказания услуг не могут даже пожаловаться на исполнителя. Кроме того, невозможно осуществить санитарный контроль за такими перевозчиками - они сливают отходы в не предназначенных для этого местах. По примерным подсчётам сумма не уплачиваемых ими налогов составляет около двух миллионов рублей.

По подсчётам специалистов, этот рынок на две трети находится в тени. Нелегалы не платят за лицензии и сброс отходов, не перечисляют налоги и отбирают хлеб у честных бизнесменов. Проблема очевидна, но вот решить её быстро и эффективно практически невозможно. Причина этого - лазейки и разночтения в законе.

Не пойман - не вор

Самое трудное в этом вопрос - доказать, что нарушение действительно было, а водитель ассенизаторской машины действительно бизнесмен-нелегал. Дело в том, что сливать бытовые отходы в сливную яму, находящуюся в ведении АКС, могут все: и сами коммунальщики, и предприниматели, занимающиеся вывозом ЖБО, и обычные потребители, самостоятельно откачивающие септик со своих участков. Чаще всего под видом последних отходы сливают и нарушители. Определить, кто именно подъехал к сливной яме - нелегал или мирный горожанин, невозможно, а добровольно в нарушении не признается никто. Лицензиаты оплачивают слив отходов по договору за месяц вперёд, простые потребители ежемесячно по квитанциям ЖКУ, нелегалы не платят ничего и никому.

Законодательство не дает чёткого ответа даже на такой простой вопрос: чем считать содержимое септика - сточными водами или жидкими бытовыми отходами.

- Всё зависит от способа удаления отходов. Если отходы везут на станцию очистки и в последующем они очищаются и сбрасываются в реку, это сточные воды. Если их сливают где-то на полигоне, тогда это отходы, и это уже нарушение. Получается, что бочка одна, содержимое одно, а классификация разная, - разводит руками начальник отдела разрешительной деятельности управления Росприроднадзора по Амурской области Дмитрий Чугайнов.

Но чтобы установить нарушение, перевозчика необходимо поймать с поличным во время слива отходов в неположенное место, а это не так-то просто.

Как быть?

Разгневанные потерей прибыли предприниматели-лицензиаты считают, что нелегалам необходимо перекрыть доступ к сливной яме. 

- Предлагаем талонную систему сделать, как на водозаборе. То есть чтобы те же самые нелегальные перевозчики, у которых нет лицензии, не смогли туда заехать. Поставить дополнительно человека от АКС, который будет пропускать или не пропускать машины. Тем самым мы стабилизируем цену и качество наших работ, - говорит предприниматель Михаил Ворушило.

Коммунальщики же категорически отказываются от таких мер.

- В городе нет больше подходящих мест для слива бытовых отходов. Да, наша сливная яма не отвечает всем санитарным нормам. Сливная станция, отвечающая всем требованиям законодательства, будет построена к 2022 году и будет располагаться далеко за городом. Но, по крайней мере, подъезд к нынешней сливной яме забетонирован, что предотвращает эрозию почвы.

Мы регулярно обрабатываем всё хлоркой, чтобы не допустить распространения кишечных инфекций. Если мы закроем въезд к сливной яме для всех, сливать начнут в других, не предназначенных для этого местах: в районе тюрьмы, молокозавода, в Бурхановку, в Чигиринку. Город утонет в сточных водах, как это было около десяти лет назад. Экологическое равновесие будет нарушено. К тому же, представьте, сколько заразы развезут на колесах по городу! - объясняет главный технолог АО «Амурские коммунальные системы» Галина Курочка. 

Городские власти же считают, что в этой сфере нужна новая реформа.

- Мы год переходили на новую систему вывоза твёрдых коммунальных отходов, теперь у нас есть региональный оператор, который занимается вывозом мусора. Я думаю, с жидкими бытовыми отходами путь должен быть такой же. Мы должны понимать, кто перевозит, что перевозит, куда и когда. Необходимо все это упорядочить. А для нелицензированных перевозчиков ввести серьёзные штрафы, - говорит начальник управления ЖКХ города Сергей Казанцев.

 

Душат тарифы

Между тем в сфере вывоза твёрдых бытовых отходов, где есть региональный оператор, тоже не всё гладко. После реформы в апреле 2019 года плата за вывоз мусора стала рассчитываться исходя из площади помещения. По закону бизнесмены, чьи офисы находятся в многоквартирных жилых домах, могут либо установить свой отдельный контейнер и оплачивать вывоз фактического объёма мусора, либо, если такой возможности у них нет, платить по нормативу. Как рассказал на заседании круглого стола один из предпринимателей, занимающихся ювелирной торговлей, по факту его бизнес отходов не производит, но в квитанциях ему начисляют плату за тонны отходов в год.

Ранее федеральные нормы позволяли устанавливать только пять баков наодной площадке, но с этого года вступили в силу правила, дающие послабления в этом вопросе.

- По новым правилам, количество контейнеров рассчитывается исходя из количества человек, которые будут пользоваться этими контейнерами. То есть на одной площадке может быть установлено уже больше пяти контейнеров, если в этом возникнет необходимость, - объясняет начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Амурской области Евгения Сергеева.

Это может решить проблему некоторых предпринимателей, но далеко не всех. На первых этажах многоквартирных домов порой располагается с десяток всевозможных магазинчиков, офисов и салонов, поставить отдельный бак для каждого физически невозможно. А потому бизнесменам придется и дальше оплачивать счета за несуществующие тонны отходов, рассчитанные по нормативам.

 

Нечестные нормативы

 

К слову, к самим нормативам, исходя из которых устанавливались тарифы, у бизнес-сообщества тоже масса вопросов.

- В ведении министерства ЖКХ находится очень важный процесс: процесс определения нормативов накопления отходов. Осенью прошлого года на заседании проектного офиса выяснилось, что министерство ЖКХ получило от муниципалитетов сведения об объёмах накапливаемых отходов и на основании этих сведений разработало нормативы. Когда региональный оператор все эти нормативы умножил на тарифы, затраты на вывоз мусора возросли в разы, - обрисовывает ситуацию Борис Белобородов. - То есть количество отходов не увеличилось, а затраты на их обработку. Вернусь к нормативам. Оказалось, что не все муниципалитеты смогли вспомнить, когда они проводили замеры. По бумагам у нас все чётко, министерство отчиталось. Из-за того что нормативы были завышены по некоторым видам деятельности, было принято решение в 2019 году провести замеры повторно, минимум один раз в квартал в течение года. Но потом выяснилось, что по какой-то причине решено было эти замеры не проводить. Отсюда возникает вопрос: в 2020 году мы снова будем вынуждены использовать завышенные нормативы?

В министерстве ЖКХ области подтвердили, что замеры в 2019 году действительно не проводились, но на это были объективные причины. 

- По нормативу замеры необходимо делать четыре раза в год, каждый сезон. Но область вступила в реформу с 1 апреля, а замеры понадобились уже в мае. То есть в 2019 году мы никак не могли уже сделать зимние замеры. Мы не смогли бы ими воспользоваться даже с юридической точки зрения. Поэтому было принято решение начать с 2020 года. Причём проводить замеры будет не министерство. Было принято решение привлечь к этой процедуре Академию коммунального хозяйства им. К. Д. Панфилова, с тем, чтобы ни у кого больше не возникло сомнений в честности результатов. Также в области создано государственное бюджетное учреждение «Экология», которое будет этот процесс организовывать. В состав рабочих групп войдут также предприниматели, - анализирует ситуацию министр ЖКХ Амурской области Сергей Гордеев. - Что же до возросших расходов на вывоз мусора: увеличение платы не всегда необоснованное. У нас есть населенные пункты, где люди всю жизнь брали горячую воду из теплоносителя и никогда не платили за это. А потом установили приборы учёта, им стали приходить счета. Конечно, они были недовольны и считали, что плата необоснованно высока. Но это не плата выросла, это они просто не платили. Так и здесь.

 

Таким образом, новые нормативы будут выведены лишь в конце 2020 года, а новые тарифы заработают с 2021. Но вопрос в том, будут ли они актуальны к этому времени. В 2021 году область должна перейти на раздельный сбор мусора. То есть из общей массы отходов необходимо будет вычесть пластик, бумагу, стекло и другое вторсырьё, объём фактических отходов снова изменится, но плата будет производиться без учёта этого вычета. Министерство же обязано при замерах строго следовать федеральным нормативам, которые изменения будущего года пока не учитывают.

 

Раздельный сбор

Раздельный сбор мусора сейчас набирает популярность среди предпринимателей, и не только в силу их ответственного отношения к экологии. Увидев в счетах крупные суммы за вывоз отходов, бизнесмены стали искать способы сэкономить и вспомнили о возможности перерабатывать вторсырье. В Благовещенске компаний, занимающихся переработкой, наберётся с десяток. Они готовы принимать любое вторсырье. Правда, их деятельность осложняет отсутствие в области заводов по переработке. Всё собранное вторсырье им приходится отправлять в другие города и терпеть немаленькие транспортные расходы.

К слову, попытка раздельного сбора мусора в Благовещенске уже предпринималась, но не совсем успешно.

- Несколько лет назад компания «Балтика» вышла на нас с просьбой об установке контейнеров для стеклотары. Первый год работы был достаточно динамичным, далее ситуация по каким-то причинам изменилась, частота вывозов сократилась, и сейчас мы рассматриваем вопрос об уборке этих контейнеров, - вспоминает начальник управления ЖКХ Благовещенска Сергей Казанцев. - Сейчас вместо них стали появляться другие, сетчатые контейнеры. Их устанавливает региональный оператор опять же для сбора стеклотары. Если у «Балтики» контейнеры были закрытые и люди бросали туда всё что угодно, то сейчас видно, что лежит в сетках, и людям проще сориентироваться, какой мусор туда выбрасывать. Соответственно, постепенно мы придём к раздельному сбору.

 

Пока в сетчатые контейнеры горожане выбрасывают не только стекло, но, по мнению властей, ситуация изменится после проведения просветительской работы среди населения.

А КАК У НИХ

Провал на старте

Владивосток и весь Приморский край присоединился к мусорной реформе с 1 января 2020 года. С этого дня отходы из контейнеров должен был вывозить региональный оператор и его подрядчики. Практически на следующий день город буквально завалило мусором. Оператор просто не справился с объёмом производимых горожанами отходов. Подстегнуть работу не смогли ни многомиллионные штрафы, ни угрозы расторжения контракта, ни прокурорские увещевания.

Властям пришлось призвать на помощь и управляющие компании, и перевозчиков, не выигравших конкурс. Худо-бедно в городе удалось навести порядок. Теперь компании, не справившейся с уборкой мусора, грозят серьёзные санкции вплоть до расторжения контракта. Между тем местные власти разбираются, в чём причина провала реформы уже на старте.

- На год был отсрочен переход в крае на новую систему обращения с отходами, за это время нужно было отладить весь механизм. По факту мы видим - этого сделано не было. Сейчас нужно тщательно разобраться, что сделано не так, где были упущения, кто виноват, потому что реформа только стартовала и мы не можем допустить повторения этой ситуации впредь, - заявил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Автор: Ольга Новосельцева

Источник - 2x2.su

14:00
401
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|