Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ЛЕУН А.В.: Изба крестьянина–переселенца

ЛЕУН А.В.: Изба крестьянина–переселенца

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады приветствовать вас в нашем краеведческом музее!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили на амурской земле крестьяне – переселенцы. Мы находимся в избе - так назывался крестьянский дом издревле.

«Изба да клеть да меж ими сени» - так говорили о крестьянской избе. Двери с улицы вели в сени – небольшое помещение, которое предохраняло избу от холода. Для сохранения тепла были приспособлены и высокие пороги, низкие притолоки, маленькие окна со ставнями,

Другую часть дома - клеть использовали для хранения различной утвари, которая была необходима в обиходе: рабочий инвентарь, одежда, обувь. Нередко в тёплое время года в клети жили молодые семейные пары.

Главной частью любого дома была жилая комната, где стояла русская печь. Благодаря печи дом и называли избой, потому что слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Печь – это сердце всего дома. Она давала тепло всей избе и занимала четверть дома. Её топили дровами несколько часов и, нагревшись, держала она тепло в течение суток. В печи пекли хлеб, пироги, в чугунах варили кашу, кислые щи, тушили овощи, сушили грибы и ягоды, собранные в приамурских лесах, а также рыбу, пойманную в реке Томь. На печи спали старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. Обычно печь ставили слева или справа от входа.

Напротив печи было рабочее место хозяйки – «бабий кут». Кут – это старинное название угла, где всё было приспособлено для приготовления пищи. Здесь стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница, деревянная кадка, в которой хозяйка заквашивала тесто. Глиняные горшки хозяйка отправляла в печь ухватом. В ступе она толкла зерно, потом очищала его от шелухи.

В муку зернышки пшеницы или ржи перемалывались, в основном, детьми. Им нравилось крутить жернова. Помело и лопата были нужны для выпечки хлебушка. Помелом она подметала под печи и лопатой садила в него тесто. Испечённый каравай вытаскивался тоже лопатой. Его клали на рушник и несли к столу.

В «бабьем куту» на полках расставляли посуду, которую хозяин дома делал своими руками: различные чашки, туески, горшки, ковши, миски, ложки. Рядом с печкой обязательно стоял глиняный кувшин – рукомойник и висело полотенце.

Самое почётное место в избе находилось наискосок от печи. Это был красный угол. Здесь на полочке обязательно стояли иконы, горела лампада. В красный угол сажали только дорогих гостей, жениха и невесту в день свадьбы, а в обычные дни здесь сидел глава семейства.

Всякий гость, входивший в избу, кланялся образам, крестился и желал хозяевам достатка. Все крестьяне в старину были верующими. Слово «крестьянин» и произошло от слова «христианин».Угол слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под лавкой, в ящике, хранился инструмент.

Когда у хозяина было свободное время, он занимался мелким ремонтом различных вещей или делал новые вещи, например, вырезал из дерева ложки, плёл из бересты лукошки, а из лыка лапти. Лавки и скамейки он тоже делал сам. Лавки прикреплял к стене – на них можно было не только сидеть, но и спать. Скамейки же стояли вокруг стола. Именно стол считался главным предметом мебели. Поэтому он тоже стоял в красном углу. В обеденный час собиралась за ним вся крестьянская семья.

Одежду хранили в сундуках. А мастерили их тоже из дерева, иногда для прочности обивали железом. По количеству сундуков судили о достатке семьи. Очень часто сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в семье росла девочка, то с самых малых лет ей собирали приданое в отдельном сундуке.

Всё домашнее хозяйство вела жена хозяина. Она воспитывала детей, работала в огороде, ухаживала за скотиной. Замужняя женщина полностью зависела от воли мужа. Детей рожали столько, сколько Бог пошлёт. В семье обязанности строго распределялись между собой. Из поколения в поколение передавались трудовые навыки, нравственные устои. Девочки умели прясть пряжу, шить, вышивать.

Обратите внимание, что одежда наших предков была украшена орнаментом – вышивкой крестом. Холст, из которого шили одежду, ткали сами. Чтобы он не был грубым, его расстилали во дворах, чтобы солнышко его отбелило. Как только кукушка начинала куковать, сеяли лён, из которого и ткали холст.Когда распускалась берёза – сеяли овёс, как только яблони зацветали – сеяли просо. Сеяли только отборное зерно. Для сева выбирали безветренный, погожий день. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, гречиху.Самой капризной из злаковых культур была пшеница. Повезёт – будет добрый урожай, а нет – весь труд пойдёт насмарку.

Основной кормилицей переселенцев была рожь. На неё почти всегда был урожай, а значит, и чёрный каравай на столе. Удобно было иметь дело с гречихой. Если даже сеяли её на не удобренном поле, она всё равно давала урожай и поле собой же удобряла. Самая напряжённая трудовая пора была летом. Когда поднимались травы, начинался сенокос. Мало было траву скосить, нужно было её несколько раз переворошить граблями, а когда высохнет – сметать в стога.

Тем временем и хлеба поспевали. Наступала пора жатвы, на которую выходили все, кто мог. Кто серпом жал, кто снопы вязал. Снопы свозили в сарай для обработки зерна – на гумно. Если зерно было влажным, его просушивали в специальных сушильнях: в земле рыли глубокую яму, над ней устанавливали деревянный сруб с решётчатым настилом. На настил укладывались снопы, а в яме разжигали огонь. Подсушенные колосья обмолачивали тяжёлой палкой с толстым круглым концом.

Вот перед вами орудия крестьянского труда: соха, серп, коса, грабли. Зерно после обмолота сгребалось в кучу лопатой. Затем его провеивали и отделяли крупное зерно от мелкого. В этом помогали дети.

Детей к труду приучали рано. Девочка с шести лет осваивала прялку, а в десять уже работала серпом. К 12 годам она уже полностью осваивала домашнее хозяйство: воду носила, бельё стирала, корову доила, стряпала, присматривала за малышами. В 15 лет она работала наравне со взрослыми. А мальчики к 14 годам владели косой, топором, управлялись с рыболовными и охотничьими снастями. Любой мальчик мог заменить отца в случае надобности.

У каждой избы был и хозяйственный двор. Иногда его делали в два яруса: в нижнем держали скотину – коров и телят, лошадей и ягнят, а также домашнюю птицу – кур, гусей, уток; в верхнем – душистое сено для корма животных. Большую часть двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря – саней, телеги, бороны, сохи. И чем зажиточнее был крестьянин, тем больше был его хозяйственный двор.

Напротив окон избы ставили амбар, на который вешали замок. Ведь именно там, в больших ящиках – сусеках, хранилось самое главное богатство земледельца – зерно: рожь, пшеница, ячмень, овёс. Недаром пословица молвится: «Каково в амбаре, таково и в кармане».

- Отгадайте, какое животное было желанным гостем в амбаре? Для него даже в двери проделывали специальный лаз...

Крестьяне ели то, что добывали собственным трудом. Каких только поговорок не сложено о хлебе! Вот известные и очень часто употребляемые пословицы, дошедшие до нашего времени:«Хлеб – всему голова!», «Хлеб да вода – крестьянская еда!», «Худ обед, коли хлеба нет».

Хлебом да солью встречали дорогих гостей, а в день свадьбы приветствовали молодых. Резать хлеб считалось почётной обязанностью главы семьи. Пекли, в основном, чёрный – ржаной хлеб. А белый, выпеченный из пшеничной муки, считался лакомством, которое они могли себе позволить только по большим праздникам. Если хлеб родился плохо, то в муку добавляли даже кору деревьев и отруби. Так что слова о горьком вкусе крестьянского хлеба надо понимать в прямом смысле.

А пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола. Пироги пекли и маленькие, и большие, круглые и прямоугольные, открытые и закрытые. Начинка была тоже разнообразной: мясная, овощная, творожная, грибная, ягодная, гороховая.

Непременным украшением праздничного стола в каждой избе были пряники. В пряничное тесто добавляли мёд и пряности. Отсюда и название «пряники». Их делали фигурными, в виде какого - нибудь зверя, рыбы. Весну встречали «жаворонками» - пряничками в виде птицы. Колобок из русской сказки тоже пряник, только круглый. Его название произошло от древнейшего слова «коло», что означает – круг.

Наши первопроходцы любили говорить: «Щи да каша – пища наша. Многие их каши до сих пор не сходят с нашего стола: овсяная, пшеничная, гречневая, гороховая. Ежедневно хозяйки готовили щи. «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что щи варит» - поговаривали наши предки. Самыми распространёнными напитками были чай и квас. К еде и напиткам наши предки относились с большим уважением. За столом нельзя было разговаривать, баловаться, отказываться от еды. Хозяин строго следил за поведением детей за столом. Если кто-то нарушал правила, то получал в лоб хозяйской, самой большой ложкой.

Характерной чертой наших предков было гостеприимство. Гостей и поили, и кормили досыта. Гостеприимство оценивалось, прежде всего, хлебосольством. Умели наши предки не только работать, но и отдыхать. Следуя правилу «Делу время – потехе – час», отдыхали и развлекались в праздничные дни.

В праздник Рождества Христова со святками детвора со всех изб собиралась ватагами и ходила по избам колядовать. Остановившись под окном какой-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки – колядки, в которых желали хозяину и его дому и семье процветания и благополучия. За коляду они получали от хозяина что-нибудь вкусненькое. Молодёжь на святки устраивала гадания и игры ряженых.

Целую неделю праздновали проводы зимы – Масленицу.

Поклоняясь природным стихиям, праздновали день Ивана Купалы. На Купалу обязательно жгли костры и устраивали купание.

С этого дня, с 24 июня, у наших предков начиналось купание в реках и озёрах. Природе они придавали огромное значение. Берегли её. Земля для них была источником жизни. Отправляясь в дальнюю дорогу, они брали с собой горсть родной земли. Они верили, что эта землица будет хранить их на чужбине. Когда возвращались домой, то целовали землю, став на колени.

Родная земля считалась для них святой и была не только кормилицей, но и олицетворяла Родину, на которой человек рождался, жил и умирал.

Источник

+6
00:00
2986
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
ГОЛУБЕВ В.П.: Развитие торговли в Томской волости в начале ХХ века
«И.Я.Чурин и Ко», «Кунст и Альберс», «Эмери» ...
Анна Леун: "Мне край мой умножил силы"...
"Зеркало" блога Галины Одинцовой
К 23 февраля: С Днём защитника Отечества!
"Зеркало" блога Галины Одинцовой
МУДРОСТЬ И РАДОСТЬ ЖИЗНИ
1-й Фестиваль самодеятельного народного творчества «Лотос: красота, вдохновение, творчество» (с.Ивановка)