Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ТАРАСОВ Ю.А.: О рождении Суражевки

ТАРАСОВ Ю.А.: О рождении Суражевки

Да, именно 115 лет назад, в отчёте о работе Амурской партии по образованию переселенческих участков за 1901 год, появилось сообщение, что «отвод земли в п. Суражевка не произведён благодаря тому, что только к осени выяснилось, что Суражевка не имеет вовсе отведённых в натуре границ и что имевшиеся на ту местность, где водворены суражевцы, плановые документы составляют лишь неинструментальный рекогносцировочный материал» (участок Суражевке официально выделят в 1903 году).

Таким образом, из процитированного выше отрывка следует, что в 1901 году Суражевка не только уже была зафиксирована в планах работ по отведению земельных участков, но и имела какое-то население из числа водворившихся в ней крестьян.

Когда именно это население «водворилось» туда, данный источник не сообщает. Нет таких сведений и в других известных на сегодняшний день архивных документах, имеющих отношение к основанию Суражевки.

Может быть, когда-нибудь в будущем дотошные историки-краеведы и обнаружат наконец в одной из бесчисленных архивных папок страны документ, чётко сообщающий: кто, когда и откуда впервые прибыл на землю нашего города в качестве переселенца. Пока же для выяснения этого важного с точки зрения истории села вопроса приходится довольствоваться лишь смутными воспоминаниями стариков-старожилов, лично тоже не заставших уже тех событий и в деталях довольно сильно противоречащих друг другу.

Но, может быть, эти противоречия лишь кажущиеся и можно как-то согласовать их между собой? Попробуем разобраться.

На сегодняшний день подробности основания Суражевки известны краеведам только со слов Василия Ивановича Шиманского и Евгении Фёдоровны Гордеевой.

Первый утверждает, что первопоселенцами Суражевки в 1898 году стали семьи Ильи Мехедова и Ерофея Пысь из деревни Калинки в окрестностях г. Сураж на Черниговщине.

Вторая же абсолютно уверена, что первыми жителями были здесь семьи её предков Спиридона Хомякова, Евстафия Жукова и Михаила Жерносенко, а также приехавших с ними Пысь, Добыш и Брякова. Все они, по её утверждению, прибыли в 1889 году из Каменец-Подольской губернии (нынешние Винницкая и Хмельницкая области Украины), причём Жерносенко и Добыш были наполовину поляками.

Итак, показания старожилов расходятся и по дате основания села, и по составу первопоселенцев. Лишь фамилия Пысь присутствует в обоих списках. Но есть ли возможность как-то проверить эти воспоминания? Обратимся за помощью к подлинному документу, хотя и более позднего времени, - Приговору крестьян деревни Суражевки от 3 февраля 1908 года. Среди подписавших его суражевцев присутствуют фамилии указанные в списке Шиманского, а вот фамилий из списка Гордеевой (за исключением Пысь) нет. Что это? Доказательство ложности свидетельств Гордеевой? Не будем слишком спешить с выводами.

Данный приговор был подписан 29 крестьянами Суражевки, а земельный надел её был рассчитан на 61 семью, из которых к 1 января 1909 года не водворилось только две. Таким образом, под этим документом могут отсутствовать подписи значительной части глав семейств села.

То, что предки Е.Ф.Гордеевой действительно жили в Суражевке частично подтверждает другой документ – «Список жильцов посёлка Суражевка, земледельцев, кои нуждаются в семенах для посева в 1918 году» (всего 67 человек). Помимо Мехедовых и Пысь, в нём отмечен и один из Хомяковых. Других, указанных Евгенией Фёдоровной семейств, там нет, но они могли тогда просто не нуждаться в семенах или же не были внесены в этот список из-за своей зажиточности, ведь шёл революционный 1918-й год.

Таким образом, найти доказательства абсолютной неверности или, наоборот, бесспорности какого либо из этих воспоминаний не удалось. Однако то, что они передавались из поколения в поколение, являясь частью семейной памяти, само по себе говорит о значительной степени их достоверности.

Но если оба воспоминания можно в основном принять на веру, то возникает вопрос: почему они так сильно противоречат друг другу и можно ли снять эти противоречия?Для ответа на этот вопрос важное значение имеет факт совпадения в обоих воспоминаниях фамилии одного из первопоселенцев – Пысь.

По свидетельству В.И.Шиманского, жёны глав семей первопоселенцев Суражевки (Ильи Мехедова и Ерофея Пысь) были родными сёстрами и его двоюродными бабками по матери. Историю основания Суражевки он услышал от их родного брата и своего дедушки Степана Колесникова, что почти исключает возможность грубой ошибки.

В пользу версии Шиманского говорит и происхождение первопоселенцев из Суражского уезда, что хорошо объясняет название основанного ими села.

Правда, в Трудах Амурской экспедиции (Выпуск 2. Том 6. «Железнодорожные посёлки Амурской области». Хабаровск, 1912. С. 91) приводится другая дата основания Суражевки – 1899 год, считающаяся на сегодняшний день официальной.

Однако официальные даты возникновения населённых пунктов не всегда совпадают с действительными. Решение об образовании Суражевки могло быть принято уже после появления на его территории первых поселенцев. То, что на момент их вселения Суражевки ещё не было, прямо сказано в воспоминаниях Шиманского, поскольку он описывает их приезд не в село, а к поселившемуся в этом месте раньше всех бывшему каторжнику Илье Мехедову. Чиновники же могли лишь зафиксировать в следующем году факт появления села и дать ему название по месту выхода первых семей.

Взяв за основу воспоминания В.И.Шиманского, можно объяснить и появление фамилии Пысь среди первопоселенцев по версии Е.Ф.Гордеевой. Дело в том, что, как пишет В.И.Шиманский, на следующий год после основания Суражевки туда приехали отец Ерофея Пысь, с двумя сыновьями, и группа других семей (каких именно, Шиманский не знает, а значит они, скорее всего, не были выходцами из д. Калинки).

Вот эта вторая группа и могла быть той самой, которую считает первопоселенцами Е.Ф.Гордеева. Несовпадение дат скорее всего является обыкновенной ошибкой на одну цифру (1889 вместо 1899). Историю основания Суражевки Евгения Фёдоровна узнала от своей бабушки – Анны Спиридоновны Жуковой (в девичестве Хомяковой). В царское время подавляющее большинство украинских крестьян, а тем более женщин, были безграмотными и, естественно, в датах разбирались крайне слабо. Метрические книги с записью дня рождения Анны Спиридоновны остались на родине. Рождение у неё дочери Василисы, которое произошло сразу после прибытия в Суражевку, не могло быть тогда зафиксировано, поскольку церкви и священника здесь ещё не было.

Несколько десятилетий спустя, когда у её грамотной внучки Евгении возникла потребность узнать точное время появления здесь своей семьи, дату пришлось рассчитывать, видимо, по бабушкиным рассказам, на глазок. Так и получилось превышение ровно на 10 лет.

Выходцы из разных регионов страны на новых местах в то время обычно селились на некотором отдалении друг от друга даже в пределах одного и того же поселения. Именно так произошло и в данном случае.

Если черниговские первооснователи Суражевки, как пишет В.И.Шиманский, поселились в центральной и северной части образованной ими улицы Набережной (которая в конце 20-х – начале 30-х годов была снесена под новые промышленные предприятия), то переселенцы из Каменец-Подольской губернии, по свидетельству Е.Ф.Гордеевой, разместились кучкой в районе будущей мельницы, то есть на самом южном (до 20-х годов) краю села, дав начало Клюевскому (ныне Юбилейный) переулку.

Между собой группы разного происхождения общались мало и поначалу друг другу не доверяли, чем, видимо, и объясняется отсутствие подписей каменец-подольских выходцев под суражевским Приговором 1908 года. При этом Анна Жукова действительно могла не знать (или забыть) о первенстве Мелеховых и Пысь в освоении Суражевки, ведь за год основательно построиться на новом месте было невозможно (дома строили обычно на третий год, из уже хорошо просушенных брёвен) и к моменту появления следующей волны переселенцев эти семьи продолжали ещё жить в тех же землянках, ничем не отличаясь по уровню своего благоустройства от новоприбывших.

А теперь подведём краткие итоги нашего исследования. Суражевка была основана, по-видимому, в 1898 году переселенцами из д. Калинки Суражского уезда Черниговской губернии. Земельный надел селу официально выделен только в 1903 году (на 61 семью). До этого суражевцы использовали под сельхозугодья просто ближайшие удобные места. К моменту наделения села землёй в нём, согласно Отчёту о работе Амурской партии по заготовлению переселенческих участков за 1903 год, успели водвориться 37 семей.

Источник

Видео предоставлено Игорем Русу

+2
20:30
4080
RSS
Гость
21:59
Вот так «итог»: «Суражевка была основана, ПО-ВИДИМОМУ, в 1898 году? Так, когда — в 1898, в 1899, в 1901 или может быть и вовсе позже? Не зачет ))
22:13
Первый поселенец в 1898 г, официальное основание посёлка — в 1899 г.

Из данного текста лично мне понятны откуда взялись мнения про 1901-й год, и 1889-й…

Очень тщательно отработаны фамилии первопоселенцев.

Работа проделана не за зачёт, лайк или класс.

Думаю, молодёжи будет интересна эта статья. Спасибо!
09:12
Дата 1898 год известна только из воспоминаний Шиманского. Гарантировать точность воспоминаний невозможно. Пока ясно только, что Суражевка появилась не позже этого года, но, возможно, и раньше.
10:45
Гарантировать на сто процентов, конечно же, невозможно — никто позади со свечкой не стоял.

Но, Галина, попробуйте проработать следующий автобиографический труд — найти нестыковки, неточности, несовпадения.

«ВЕХИ И ВЁРСТЫ» (автор Шиманский Василий Иванович)

И Шиманский В.И. и, уверен, Тарасов Ю.А. и я — вам скажем огромное спасибо.

Действуйте (т.е. критикуя — предлагайте)
Гость
18:10
Думаю, что такие «краеведческие» материалы, когда делают с умным видом «выводы», типа — по-видимому, возможно, кабы, наверно, предположительно и т.п., скорее вредны для молодежи… Коль делаете «ученые выводы», опирайтесь господа краеведы на документальную основу, а не ссылайтесь на устные предания через третьи руки и свои догадки… По крайней мере, учителям, да, думаю, и работникам музеев, подобные сомнительные изыски, лихо возводимые в ранг ИТОГОВ, только в минус… Садитесь, двойка! )
19:48
Галина, вы не будете помогать мне, как представителю этой самой молодёжи?..

Тарасов Юрий Анатольевич отталкивается в своём опыте исторического расследования от таких документов как:

— Отчёт о работе Амурской партии по образованию переселенческих участков за 1901 год
— Приговор крестьян деревни Суражевки от 3 февраля 1908 года
— Труды Амурской экспедиции (Выпуск 2. Том 6. «Железнодорожные посёлки Амурской области». Хабаровск, 1912. С. 91)
— Список жильцов посёлка Суражевка, земледельцев, кои нуждаются в семенах для посева в 1918 году

Все приведённые источники — указаны по тексту.

Шиманский Василий Иванович — использует для своего труда документы из семейного архива, свидетельства старшего поколения своей семьи (Колесниковых-Мехедовых-Пысь), в частности дневники-опросники Степана Ивановича Колесникова и Марии Антоновны Колесниковой (в девичестве Мехедова), а также карты родословных древ…

Зацепил нижеследующий абзац?..
Таким образом, найти доказательства абсолютной неверности или, наоборот, бесспорности какого либо из этих воспоминаний не удалось. Однако то, что они передавались из поколения в поколение, являясь частью семейной памяти, само по себе говорит о значительной степени их достоверности.


Хотите опровергнуть какой-либо вывод? Пожалуйста, присоединяйтесь цивилизованно к обсуждению.

Оценим ваш ум, тактичность и знания.
21:29
+1
Не хочу вмешиваться в спор. Просто немного пофилософствую.

На мой взгляд, работа историка сродни работе следователя или судьи. В обоих случаях необходимо выяснить ход событий, случившихся значительное время назад.

Историку сделать это сложнее, поскольку он, как правило, не может выслушать живых свидетелей произошедшего, так как с тех пор прошли многие десятки или даже сотни лет. Он вынужден опираться только на письменные воспоминания очевидцев и имеющие отношение к делу документы тех лет. Точность и того, и другого необходимо проверить другими воспоминаниями и документами того же времени.

Чем дальше во времени отстоит от нас изучаемое событие, тем труднее найти соответствующие документы и воспоминания. Их, обычно, не хватает для построения абсолютно бесспорного вывода.

Именно поэтому почти всё, что мы можем сегодня сказать о том, что было 100 и более лет назад, является в большей или меньшей степени предположением.

Чем логически безупречнее построена опирающаяся на известные факты аргументация историка, тем ближе его выводы к истине.
21:36
Неплохо было бы залить сюда фотоальбом из всех старинных фотографий города. Где-то в одноклассниках видел, в других ресурсах, может у кого ещё есть.
21:37
Юрий Анатольевич, на заметку (закладку):

Редкие или старые издания об Амурской области
Комментарий удален
23:15
пришло электронное письмо из Новосибирска

Шиманский Василий Иванович:

Алексей, я не собираюсь спорить о Суражевке и её образовании.
Мне 82-а года и этим вопросом я занимался с детских лет — расспрашивал бабушек и дедушек о прошлой жизни.

У моей бабушки (в детстве Мехедовой, а в замужестве Колесниковой) была отменная память. Она в свои 89 лет знала имена, фамилии 31-го космонавта, их жен и детей (1971 г.) Свою родословную она знала на 5.

Екатерина и Матрёна (Мехедова и Пысь) в девичестве Колесниковы. Они родные сёстры моего дедушки Степана Ивановича. Из первых уст я слышал их рассказы о прошлом и по этому вопросу не собираюсь спорить ни с кем.

Ещё Н.И. Попову рассказывал о том, что, к примеру, Цацура не мог быть первым жителем Суражевки, потому что он приехал в Суражевку в 1902-ом году и дом свой построил на улице Миллионной, который был уже тогда под номером 30.

Первым жителем был Илья Мехедов (уличная фамилия — Каторжный). Его внучка — Любовь Ивановна (по мужу Денисенко) была директором школы №4.

Пишу от первых уст, а не из соображений.

Архивных материалов о том времени (конец 90-х гг. позапрошлого века) не может быть, т.к. не было посёлка и администрации. Они появились лишь после 1902-го года, когда Суражевка была объявлена деревней.
Гость
23:38
+1
ну и я скажу слово. а вот мой прадедушка рассказывал, что первым жителем Суражевки был Герасим Петрович Ивашов и он никак не мог ошибиться. память у него была просто отменная и он говорил, что суражевка образовалась в один год с веденовкой в 1890 году поэтому прошу верить только моему прадедушки и мне )))))
08:39
Никола, если это не шутка, то прошу Вас рассказать поподробнее. Тут важна каждая мелочь.
09:07
Лично для меня такая «мелочь» как скобка-«улыбка» в комментарии Николы в количестве пяти штук — это не мелочь, а говорит, в данном случае, о несерьёзности и обыгрыше-шутке.

Разубедите меня, если сможете. Все читающие данную тему только выиграют от нашей дискуссии.
19:41
Спасибо. Алексей, что просветили. Честно говоря, для меня скобки в конце комментария до сих пор представляли загадку. Теперь буду знать.
23:54
+1
Важность вопроса года основания Суражевки ещё в том, что по правилам, с этого года должен считаться и год основания г.Свободного (по самому старому району города).
09:08
Согласен, Дмитрий. Уверен к 2018-му (2019-му ?..) году вопрос встанет окончательно «ребром»…

Хотя с равной долей вероятности может и перевесить точка зрения, что нужно оставить год 1912-й — как год основания города Алексеевск (с 1917 г. — г.Свободный)

Ведь изначально д.Суражевка — была отдельно от города со своим укладом, немногим позже, когда её-таки включили в состав города — переименовали в пгт Алексеевский, а затем окончательно закрепилась в документах как микрорайон нашего города Суражевский (= п.Суражевка)
09:25
Андрей, смотри, вслед за 105-летием в 2017-м наступит 120 в 2018-м (2019-м) ))))

«Алексеевск — Свободный. 105 лет со дня основания»
Валентина
01:36 (отредактировано)
+1
Уважаемые историки, краеведы, интересующиеся!

Доброго времени суток. Нужна Ваша помощь в установлении точной даты основания начальной школы на ЦБУ (центральное береговое управление). Из исторического очерка о г. Свободном Н. И. Попова «Наш город» известно, что эта начальная школа была перенесена в посёлок ЗСК, образуется школа №15. А когда она была открыта, сведений нет.

И ещё вопрос: «В какой школе учился Пётр Павлович Днепровский, самый молодой Герой Советского Союза, погибший в 1943 г. при форсировании р. Днепр?»
09:59 (отредактировано)
Валентина:
… Из исторического очерка о г. Свободном Н. И. Попова «Наш город» известно, что эта начальная школа была перенесена в посёлок ЗСК, образуется школа №15. А когда она была открыта, сведений нет.


За ответом обратился к труду Падалко А.Е. «Краткий словарь. Город Свободный и его окрестности»:

Школа № 1
Находится на ул. Кручинина, 6.
1 октября 1940 г. на бывшей Сталинской улице открыта средняя школа № 52. Впоследствии она несколько раз меняла номера: была школой № 187 и № 22, а в 1982 г. для неё было построено новое 3-этажное здание, и она стала называться средней школой № 1.

В 2004 г. в связи с закрытием школы-интерната № 17 ученики последней перешли в МОУ «СОШ № 1», а в 2005 г. в неё влились и ученики бывшей школы № 15, открывшейся в 1940 г. в Залинейном посёлке (пос. ЗСК).

Сегодня это самая большая по численности учащихся школа в городе (более 1300 человек).

Источник — Город Свободный и его окрестности. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ. ГЛАВА 17. Учреждения образования: начальные и средние школы, гимназия, школы-интернаты
10:24 (отредактировано)
Следующий вопрос пока без окончательного ответа.
Валентина:
В какой школе учился Пётр Павлович Днепровский, самый молодой Герой Советского Союза, погибший в 1943 г. при форсировании р. Днепр?

Попробую связаться с родственником Днепровского, по моей информации проводившего изыскания по родословной ветке — Ягелевым Олегом Михайловичем.

Пока же предыстория для наших пользователей и гостей ресурса:

Днепровский Петр Павлович ГВАРДИИ СЕРЖАНТ. История солдата

Родился в 1921 г. в с. Ceмиoзepкa Ивановского района Амурской области в семье крестьянина. Русский. Окончил начальную школу.

Работал шофером в МТС и мотористом катера 3ейской сплавной конторы.

В 1941 г. был призван в армию и отправлен на фронт Участвовал в обороне Ленинградa, к начале 1943 г. был ранен.

C июля 1943-го — командир саперного отделения на Воронежском фронте. При форсировании Днепра в районе с. Семище Черкасской области был командиром дежуpнoго понтона, сделал более 300 рейсов. Будучи ранен, не покинул своего поста. 19 октября 1943 г. пал смертью храбрых.

Звание Героя Советского Союза присвоено 24 апреля 1944г. посмертно. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды. Похоронен в Черкасской области. В честь Героя в г. Свободном названа улица, на доме установлена мемориальная доска.



Фотоколлаж, так как звание Героя Советского Союза присвоено 24 апреля 1944г. посмертно.
17:47
Поддержим!

17:50 (отредактировано)
Валентина:
В какой школе учился Пётр Павлович Днепровский, самый молодой Герой Советского Союза, погибший в 1943 г. при форсировании р. Днепр?


Валентина Алексеевна, хоть Петр Днепровский и родился в Семиозерке, но школьные годы провел по изысканиям родственников — в начальной школе сплавной конторы, примерно в годовалом возрасте вместе с родителями покинув с. Семиозерка.

1955 г. — Суражевская лесоперевалочная база соединена со сплавной конторой и организована Зейская сплавная контора (ЗСК) (согласно материалам Попова В.И.) — значит, сплавная контора и посёлок при ней существовали и до 1955 года.
08:27
Городское самоуправление под давлением трудящихся в апреле 1917 года переименовало Алексеевск в город Свободный. 3 июня 1917 года новое название города было утверждено Временным правительством.
В июне 1920 года железнодорожная станция Суражевка была переименована в Михайло-Чесноковскую, а Гондатти – во Владимиро-Шимановскую (ныне город Шимановск).

А Свободный рос и развивался вместе со всей страной. Прежде всего развивалась деревообрабатывающая промышленность.

В 1923 году была организована сплавная контора и в 1930-1932 годах – перевалочная база. Через несколько лет были пущены лесозавод и шпалозавод. К 1936 году Свободный стал крупнейшим центром деревообрабатывающей промышленности Амурской области.



Сплавная контора города Свободного

Развитие судоходства на реках Амурского бассейна вызвало спрос на суда. В 1932 году была сооружена судостроительная верфь имени В.В. Куйбышева, выпускавшая вначале деревянные, а затем композитные несамоходные баржи. Верфь строила также катера, пароходы, дебаркадеры, причалы, брандвахты, ремонтировала суда. Всего за первые 25 лет своего существования она выпустила 450 единиц плавсредств.

К 1935 году в Свободном насчитывалось 9 крупных предприятий; на них работало 2010 человек. Важнейшие из этих предприятий – вагоноремонтный завод, судостроительная верфь, лесопильный завод и мельница.

В 1941 году в городе началось автобусное движение...


Источник — www.amurobl.ru
Загрузка...
|
Похожие статьи
ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 9. Короли Артёмовских углей. Часть 2
Подрядчик Скидельский. Строитель и меценат. Гибель династии
ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 9. Короли Артёмовских углей. Часть 1
Компаньон Шевелева. Братья Старцевы. Его помнят угловчане
ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 10. Колонисты из Восточной Азии. Часть 1
Манзы. Начало колонизации. Самоуправление по-китайски. Переселение корейцев. Условия аренды. Корейские деревни Артема
ТАРАСОВ Ю.А.: Артём на заре своей истории. Глава 10. Колонисты из Восточной Азии. Часть 2
Переселение корейцев. Условия аренды. Корейские деревни ...