Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 111
Зимой для пассажирских паровозных бригад была введена “турная езда". Суть её заключалась в следующем: на паровозе две закрепленные бригады, которые непрерывно ведут паровоз дальними маршрутами, сменяясь на ходу и отдыхая по очереди в служебных купе мягких вагонов поезда. Сделав 2000 км, паровоз становится на промывочный ремонт.
Практически наши бригады ездили так: из Нижне-Удинска до Иркутска, там разворачивались и из Иркутска мимо дома до Красноярска.
В Красноярске разворачивались и домой, в Н.Удинск, где ставили паровоз на промывочный ремонт на 24 часа. И опять в рейс...
Архитектура Красноярска и Красноярского края
Вид площади Революции по плану 1930-х годов
Если "обезличка” вывела из строя паровозы, то “турная езда” измотала паровозные бригады. Отдыха почти не было. И рейс продолжался около недели.
Сменишься “на ходу" (на станции, где забор воды и стоянка 10 минут) и идешь в служебное купе мягкого вагона. В туалете вагона вода холодная, поэтому свою мазутную грязь с лица и рук не смоешь, а только размажешь. Идешь в вагон-ресторан покушать. Там всегда все места заняты. Пока покушаешь проходит час и более. Идешь спать. Разделся, мазутная одежда тут же воняет в купе. Только уснул, время вышло, надо вставать и идти на паровоз сменять товарищей... И во время ремонта паровоза не отдохнешь
Какая же уважающая себя бригада будет сидеть дома, когда делают промывку и ремонтируют её паровоз?!
Промывочный ремонт
...
На станции Иланская сменились и сейчас ведем скорый поезд до Красноярска. Ночь. Мороз страшный. Всё в тумане, всё скрипит. Никак не могу держать пар. Открою поддувало, холодный наружный воздух через колосники, попадая в топку, охлаждает ее. Закрою или прикрою поддувало - уменьшается доступ воздуха, неполное сгорание...
Как только Никифор Карпыч откроет регулятор на большой клапан, при каждой закачке воды в котел, стрелка манометра неумолимо ползет вниз...
Проследовали Канск, Никифор Карпыч молча посматривает на манометр и на меня и качает головой. На подъеме до станции Солянка выбрались еле-еле. Стрелка манометра упала до 7 атмосфер. Чего у меня никогда не было. Никифор Карпыч, показывая на манометр, говорит: "Красивая цифра, на кайлу похожа. Этой бы кайлой да тебя по башке, чтобы топил лучше!” Настроение хуже некуда.
Мороз лютый
Последнее время и Иван стал что-то задумываться. Станет посреди будки и стоит, как статуя. Глаза открыты, а ничего не видит. Если мешает мне кидать уголь в топку, сам не отойдет в сторону, пока не отведешь его рукой. Куда оттолкнешь, там и продолжает стоять.
А когда воду берем, заведет рукав колонки в горловину тендера, слезет с тендера, откроет воду поворотами вентиля колонки и стоит, задумавшись. Тендер наполнится полный, вода начинает хлестать через край на землю, только тогда схватится и начинает закрывать вентиль...
При трогании с места, прежде чем открыть регулятор, Никифор Карпыч кричит: "Где Ванька?" И, убедившись, что Иван на паровозе или бежит к нему, только тогда открывает пар.
… Проследовали станцию Камала, скоро должна появиться станция Заозерная. Заозерная расположена в котловине среди сопок, и в нее всегда несет по инерции при закрытом регуляторе.
По местности Заозерная уже должна быть, а семафора все не видно. Никифор Карпыч сбавил скорость. Смотрим в оба. Семафор выплыл из тумана неожиданно. Крыло поднято вверх значит открыт, а сигнального огня нет.
По правилам “ТБ” - непонятный сигнал - остановка! Никифор Карпыч тормозит, и останавливается у семафора. Дает три гудка остановки. Из тумана появляется проводник с разрешением въезда на станцию. Въезжаем на станцию с проводником. Станция в темноте, не горят даже стрелочные фонари. Светится только одно окно дежурного по станции.