Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 117
На следующее утро меня вызвали в первую самостоятельную поездку.
Прихожу в "брехаловку", докладываю дежурному по депо о прибытии. Смотрю на доске нарядов моя карточка, еще не перекрашенная в красный цвет, стоит в графе машинистов. Помощник - мурзатый Вася Новиков (тот, который был со мной когда я вышиб ворота депо), кочегар Шура Башкир.
Дежурный по депо говорит: "Иди, принимай декапод Е-174, стоит у депо. Твоя бригада уже там."
Ожидания...
Выхожу из "брехаловки", меня останавливает старый машинист Брагин: "Виктор, не принимай этот паровоз, откажись. Это гроб, а не машина. У него трубы текут, конус болтается. Мне тоже предлагали ехать на ней, но я отказался. Если поедешь, много горя хватишь!"
Вот это да! А моя бригада уже его принимает. Пойду гляну. Если гроб - откажусь. Нашел паровоз. Познакомился с бригадой. С Васей Новиковым встретились как старые друзья. С Шурой Башкиром - впервые. Стал осматривать и принимать паровоз. Залез в будку. Открыл топку - трубы жаровые и дымогарные текут как решето, регулятор - заклинен на секторе самодельным деревянным клином (пружины и зубчатой собачки, удерживающей регулятор в нужном положении нет), машина разболтана, дымовые втулки разработаны и болтаются, у бандажей колес прокат около 8мм, дымовая коробка прогорела и конус болтается...
... Реальность
Говорю ребятам: "Братцы, вы тут покурите, а я пойду к дежурному, скажу, что на этой машине ехать нельзя, пусть дает другую!"
Прихожу в "брехаловку" и с этаким видом бывалого паровозника говорю дежурному: "Дядя Вася, на этом гробу с музыкой не поеду! Давайте другую машину. А эту надо в капитальный ремонт!”
И перечисляю ему дефекты. А дежурный, так грустно посмотрел на меня и спокойно говорит: "Что я тебе из кармана выну и дам паровоз?! Ты пойми, нет у меня паровозов! А за отказ от поездки я сниму тебя в помощники, вон и карточка твоя еще не перекрашена на машиниста. И не думай, что опять с Лариным будешь ездить. У Ларина есть помощник. Будешь вкалывать на товарных!"
Спесь мою как рукой сняло. Столько лет рвался быть машинистом, а тут в первую же поездку такая ситуация… И снимет опять в помощники и ничего ему не сделаешь... Махнул рукой и вышел.
Прихожу на паровоз и говорю ребятам: "Других паровозов нет. Заставляет ехать на этом!"
Приняли паровоз. Выехал на контрольную. Подходит главный кондуктор и кричит: "Механик! Поведем воинский в Тулун. Состав на 4-м пути. Давай к составу!"
Поехал под состав, а сам думаю: вот, наконец-то мне повезло. Воинские составы весом 500-600 тонн. Короткие по длине. Поведу легко, как пассажирский.
Прицепился к составу - артиллерия на конной тяге. Дали отправление. Ну, Ефимка, выручай!
Открываю, регулятор на малый клапан. Машина сразу застучала, загремела, как разбитая телега на каменной мостовой. За Удинским мостом, перед тягуном открыл регулятор на большой клапан и укрепил его деревянным клином чтобы держался. "Ефимка" стал стучать и греметь ещё сильнее, но тянет хорошо. Вспомнился наш красавец Су-99-88, как тот шел на этот подъём! Ни стука, ни грохота. Идет плавно, попыхивая насосом Вестингауза, только золотники работают как часовой механизм та-та-та-та... Вдруг паровоз "клюнул носом" и стал останавливаться...
Что такое? В чём дело? Смотрю, а это деревянный клин, зацепляющий рычаг регулятора, от вибрации выпал и регулятор закрылся...
Мне бы надо было подождать немного, пока сыграет гармошка буферов и состав растянется, а я в горячке сразу открыл регулятор и стал его укреплять клином. Получился сильный рывок. Глянул в окно на хвост состава Нет, не оборвался, следует за мной.
Воинские эшелоны мы водили без остановки на маленьких станциях. "От воды до воды". Проехали станции Хингуй, Кадуй. В Худоеланской остановка - берем воду. Поставил состав под гидравлическую колонку. Кочегар у колонки следит за набором воды. Помощник осматривает машину. Я остался на паровозе. Прокачиваю колосники, заправляю топку. Смотрю, к паровозу бежит командир, дежурный по эшелону, с наганом в руке. Подбежал к паровозу и спрашивает: "Где машинист?". А мы все трое как на одну колодку: все грязные, как черти, все толстомордые, у всех только глаза и зубы сверкают.
Командир эшелона, наверное, так их видел :)
Высунулся в окно и говорю: "Я машинист!" Командир взорвался: "Ах ты, туда - сюда, твою бога мать! Как ты состав ведёшь? Так дёрнул, что в последних вагонах четырем лошадям зубы выбил!" и суёт мне наган в морду. Я молча взял с лотка кувалду, которой разбивали куски.угля и держу ее наготове. Командир немного остыл и говорит: "Если ещё раз так дернешь,застрелю как собаку!" и ушел к эшелону.
Наган
Тронулись дальше. Настроение хуже некуда. И, как назло, когда ехали по "ломаному профилю", клин выскакивал еще два раза... правда рывки были слабые. Прибыли в Тулун. Только остановились, Васька и Шурка, вдвоем, за какие-то секунды отцепили паровоз и мы уехали в депо на поворотный треугольник от греха подальше.
Больше злого командира не видели.
Обратный рейс прошел нормально. Деревянный клин я выкинул и регулятор прикручивал проволокой к стойке манометра.
В родном депо, когда отдал паровоз, пошел к дежурному с челобитной: "Дядя Вася, очень прошу тебя, если хочешь, чтобы я остался жив, не назначай меня больше на воинские поезда!"