Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

С чего началось развитие пароходства на Амуре

С чего началось развитие пароходства на Амуре

Пароход "Благовещенск", начало XX века

«Амур чрезвычайно интересный край. До чертиков оригинален. Жизнь тут кипит такая, о какой в Европе и понятия не имеют. Берега до такой степени дики, оригинальны и роскошны, что хочется навеки остаться тут жить», - писал Антон Павлович Чехов в 1890 году, путешествуя по нашим краям на борту парохода.

В те времена в условиях бездорожья это был чуть ли не единственный приятный способ путешествия. Неудивительно, что еще в конце XIX века пароходство на Амуре развивалось большими темпами.

На днях в Амурской областной библиотеке прошла научно-практическая конференция, посвященная в том числе 145-летию Амурского пароходства. По ее итогам в библиотеке подготовят сборник о прошлом и настоящем Амурского пароходства, который сможет почитать любой желающий любитель истории. Ну а мы публикуем несколько интересных фактов о том, как началось развитие судоходства в наших краях.

Они были первыми

Первые пароходы и баржи бороздили воды Амура еще в те времена, когда заселялся левый берег пограничной реки. Иркутский купец и золотопромышленник Кузнецов в 1850 году пожертвовал 100 тысяч рублей серебром «для устройства пароходов по реке Шилке». Такой возможностью поспешил воспользоваться Николай Николаевич Муравьев, названный впоследствии Амурским. И первым пароходом, построенным на реке Шилке, притоке Амура, стал «Аргунь».

Первый сплав по Амуру с его участием состоялся 14 мая 1854 года. Он прошел до низовьев Амура, доказав, что река судоходная. Первый рейс «Аргуни» продолжался тридцать дней, экспедицией командовал капитан первого ранга Александр Сгибнев. Второй сплав прошел уже летом 1855 года, с которым на Амурскую землю пришли переселенцы из центральных областей России.

Но, конечно, развитие судоходства в полную силу началось после подписания Айгунского договора в 1858 году, по которому России отошел левый берег пограничной реки. В наши края потянулись предприниматели из центра страны. Они-то и решили, что в таком месте, богатом лесом и золотом, нужно строить свой флот.

- До этого здесь был флот Сибирского военного ведомства. А местные предприниматели стали задумываться о том, что нужна организация, которая бы занималась вопросами безопасности грузов, стоянки судов в зимнее время и так далее. Это был сложный вопрос, он решался с побоями и даже убийствами, - рассказывает Альбина Медникова, заслуженный речник Амура. - И решено было организовать первое товарищество - «Амурский националфлот». Оно просуществовало, правда, недолго - меньше года.

Первым пароходом, прошедшим по Амуру, был "Аргунь".

Первым пароходом, прошедшим по Амуру, был "Аргунь".

Следующим товариществом, развивавшим судоходство на Амуре, стало «Товарищество Бенардаки и К». Его основатель - Дмитрий Бенардаки, очень состоятельный по тем временам человек, владел заводами, приисками и так далее. Ему-то и передали четыре государственных парохода. «Товарищество Бенардаки и К» просуществовало целых 13 лет, вкладывая большие деньги в строительство новых судов.

- Суда строили в Голландии, Англии, Бельгии, - продолжает Альбина Николаевна. - Но затем это товарищество начал преследовать злой рок. Оно заказало в Голландии два огромных парохода. Один из них вез ценное оборудование и затонул. Убытки были огромные, и Бенардаки продает свое товарищество. После этого его переименовывают в «Товарищество Амурского пароходства», учредителем которого был Сибирский банк.

Впрочем, в 1894 году его снова продают и снова переименовывают - в «Амурское общество пароходства и торговли». В это время продолжают активно строиться новые суда. С 1894 по 1912 год были построены, в частности, такие пароходы, как «Зея», «Кочубей», «Порт-Артур», «Русский», «Сретенск», «Атаман», «Рюрик», «Колумб» и другие.

«Колумб» на Амуре

О каждом пароходе можно рассказать отдельную историю. Взять хотя бы «Колумб», который построили в 1912 году на Благовещенской верфи. Корпус судна был деревянным, поскольку в то время, до того как получила развитие железная дорога, в качестве строительного материала был доступен в основном лес, хоть и в большом количестве.

«Колумб» курсировал между Благовещенском и Хабаровском, мог перевозить груз и до 370 пассажиров. В то время река была практически единственной дорогой, связывавшей два города.

- После национализации пароход «Колумб» не переименовали, потому как название было удачное, - рассказывает Иван Муравецкий, преподаватель Амурского филиала МГУ имени Г. И. Невельского. - Самый легендарный его рейс был совершен в 1932 году. Вместе с пароходом «Коминтерн», который уже был железным, они везли первых комсомольцев для постройки городаКомсомольска-на-Амуре. Это был действительно героический переход, потому как в весеннюю навигацию, когда еще стоял лед, для деревянного судна это было практически невозможно. Вместе с «Коминтерном» они довезли около 2,5 тысячи комсомольцев. «Колумб» благополучно вернулся обратно. В военное время его переоборудовали в однопалубный. После войны на нем содержались японские военнопленные. В 1952 году из-за ветхости он был разобран - это достаточно долгая судьба для деревянного парохода.

КСТАТИ

«Тайный знак»

Знак дружбы железнодорожников и водников. Фото: Юлия ГОМАН

Знак дружбы железнодорожников и водников. Фото: ЮЛИЯ ГОМАН

Если поднять голову и внимательно присмотреться к зданию железнодорожного вокзала в Благовещенске, то можно увидеть вот такой знак. В нем сочетаются символы речников и железнодорожников. Здание было построено в 1915 году, в том же году было создано управление водного и железнодорожного транспорта. И этот знак - знак дружбы железнодорожников и водников.

ЮЛИЯ ГОМАН

Источник - www.amur.kp.ru

03:50
3950
RSS
Гость
09:19
исправить не 145 лет Амурского пароходства, 145 лет ЗАО " Торговый порт Благовещенск"
спасибо.
09:30
Уточните свою мысль.

Указано именно: «145 лет Амурского пароходства», никакому ЗАО в Амурской области нет 145 лет…
Загрузка...
|