Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ИВАНОВ-АРДАШЕВ В.В.: КАК Я БЫЛ ИНДЕЙСКИМ ВОЖДЁМ

ИВАНОВ-АРДАШЕВ В.В.: КАК Я БЫЛ ИНДЕЙСКИМ ВОЖДЁМ

Художник Валентин Самар (справа) рисует писателя Владимира Иванова-Ардашева. 05.02.2010 г.​

Владимир Иванов-Ардашев: Не буду идеализировать историю «русской Америки», но она все-таки отличается от той безжалостной экспансии, что осуществляли другие выходцы из Европы.

Не зря говорят, что писатели - увлекающиеся натуры и реагируют на любую мелочь. Вот и автор этих строк, едва увидев сообщение на форуме «Дебри-ДВ», где говорится о былых распрях между русскими и коренными жителями Аляски, тут же черкнул отклики. Но и на этом не успокоился, поскольку тема задела за живое. И захотелось рассказать одну историю, где индейская тема, вроде бы, далекая, так созвучна дням нынешним.

А случилось вот что. Однажды, много лет назад, когда я работал в Гродековском музее, заглянул в наш кабинет знакомый художник Валентин Самар, улыбчивый такой и любитель пошутить.

При всей своей скромной комплекции он, оказывается, когда-то служил в спецподразделении, подобранном из людей восточной расы.

Проще говоря, наших разведчиков и диверсантов, коих готовили для действий во вражеском тылу. Сейчас об этом уже можно упоминать.

Так вот бывший «восточный коммандос», говоря на языке Голливуда, оказался еще и талантливым художником, правда, ершистым и не сразу принятым в члены Союза художников России, как того заслуживал.

И у нас с Валентином Лукичом Самаром сразу же завязались добрые отношения. И однажды он предложил: «Давай, дружище, нарисую твой портрет».

Нарисовал, сделав минут за десять карандашный набросок, который мне очень понравился. Только выгляжу я на нем человеком… восточной расы.

Можно сказать, гордым индейцем с орлиным профилем. «Ну, Валентин, ты и даешь!» - улыбнулся я, пояснив, что, вообще-то, насколько я знаю по своей немалой родословной, людей восточного обличья у нас в роду не было, вот библейских и даже шведских «капелек крови», хватало, но чтобы индейских… такого не ведаю. «А мне как художнику виднее» - упрямо заявил Самар. «Ну что ж, Валентин, коль тебе виднее, тогда и я буду индейцем!» - шутливо согласился.

И, надо же, запомнил эту забавную историю, которая, впрочем, не такая уж и забавная, а для людей дотошных и с богатым воображением даже служит чем-то вроде «ключика» к тайнам.

А может, Валентин Самар как художник заглянул в мою душу и увидел, с каким интересом и почтением я отношусь к теме этнической, ибо в бытность археологом и экскурсоводом всегда уважительно относился к местам раскопок и древним петроглифам, мысленно обращаясь к душам древних шаманов.

И хоть особой симпатии к пришельцам-славянам у коренных жителей Приамурья нет, к кому-то они все-таки относятся лучше. И я думаю, что духи забытых предков всегда были милостивы во время моих таежных странствий.

Наверное, и те, стародавние эскимосы и индейцы, с которыми враждовали наши северные первопроходцы, тоже бы выслушали таких, как я, и даже, возможно, приютили во время странствий.

Как по-доброму отнеслись когда-то к декабристу Ознобишину, сбежавшему на Аляску и ставшему прототипом главного героя книги «Юконский ворон», прочтите ее, и многое станет понятно.

Конечно, помечтать не вредно, скажет кто-то. Но тут не только мечтания, но и житейский опыт и знание темы, ведь я все-таки историк, давно интересующийся этим сложным и запретным когда-то вопросом.

А вообще тема взаимоотношения русских первопроходцев и северных племен в той же Америке почти неведома нашим читателям, то есть, конечно, наслышаны о «русской Америке» и даже о калифорнийском Форте Росс, где разворачивалась история любви дипломата Резанова и испанской сеньориты Кончиты ди Агуэрро, известная нам по рок-опере «Юнона и Авось», но дальше этих романтических эпизодов любопытство читателей не простирается. Но тема весьма интересна, даже несмотря на горькие и трагические эпизоды.

Не буду идеализировать историю «русской Америки», но она все-таки отличается от той безжалостной экспансии, что осуществляли другие выходцы из Европы. И отличается в лучшую сторону, ибо русские не успели так масштабно и кроваво отметиться, как другие европейцы, и даже смогли породниться с местными племенами, которые сохранили частицу уважения и симпатии к русским американцам.

Не случайно «русские» и «сибирские» корни все чаще упоминаются тамошними борцами за права индейцев. Был и такой яркий лидер, как Рассел Минс, утверждавший, что индейцы племени сиу-дакота наиболее близки «Сибири-матушке».

И потомки калифорнийских индейцев, которых русские поселенцы вообще не трогали, а даже сохранили их реликвии, доставив в музеи Санкт-Петербурга, тоже уважительно относятся к нынешним русским.

И невольно возникает вопрос, а могли бы и у нас появиться такие же яркие личности, как Рассел Минс? Не в том смысле, что откопали бы «топор войны» и стали бы сражаться с «бледнолицыми» - до этого, надеюсь, никогда не дойдет, а как личности, гордящиеся историей и культурой своего народа.

Помню, как шесть лет назад в Хабаровск приезжал московский режиссер Алексей Сергиенко, снявший отличный фильм «Близкий дальний, предчувствие судьбы».

Мне тоже довелось там сниматься, причем одна из серий посвящалась этногенезу айнов, чьи предки-палеоазиаты жили не только на Сахалине, Курилах и Японии, но и на берегах Уссури и были позднее вытеснены тунгусо-маньчжурскими народами.

Алексей проговорился, что и в нем есть частица айнской и японской крови, хотя по внешнему виду я этого не заметил. И когда спросил, знаком ли ему камчатский парень Алексей Накамура, потомок айнов, претендующий на роль лидера в тамошней национальной общине, Сергиенко ответил, да, знаком и о нем тоже снята одна из серий.

Фильм задумывался, как многосерийный, но по телевидению показали лишь две серии, показавшимися очень тревожными. Найдите этот фильм в интернете, и вам станет понятно, о чём речь.

Это я к тому, что интерес к теме русских землепроходцев и их взаимоотношений с коренными этносами Севера набирает силу, и если не отнестись к этому вдумчиво и толково, по-прежнему замалчивая многие эпизоды, появятся и спекуляции, неверная трактовка, выгодная особенно тем, кто живет далеко на западе и кому наплевать на историю российского продвижения на Дальний Восток и в Северную Америку, но так хочется подкинуть «дровишек» в пропагандистский костер.

Поэтому считаю индейскую тему, предложенную на сайте «Дебри-ДВ», весьма своевременной, и почему бы ее не продолжить. И, надеюсь, великий индейский бог Маниту не будет гневаться на меня за то, что я немного вообразил себя в образе гордого индейца, и будет по-прежнему опекать в северных странствиях.

Владимир Иванов-Ардашев

Источник - debri-dv.ru

+2
18:05
3712
RSS
Гость
11:20
+1
Публикация интересная, и, конечно, радует, что перепечатана на сайте в Амурской области, краеведческими делами которой в Хабаровске всегда интересуются, ведь мы — соседи.

Лично мне особенно нравятся материалы о героическом Албазинском остроге, музейные проекты, связанные с этим.

Желаю удачи амурским краеведам!
13:18
+1
Краевед
Молодец, Владимир Васильевич! Ничего подобного по русско-индейской тематике еще не читал, почти декларация прав и свобод индейского народа, и в племени сиу-дакота это наверняка бы оценили, дали курнуть «трубку мира».

А если серьезно, статья смелая, умная и долгожданная, поскольку учит и нас, славян-сибиряков, дорожить свободой, ради которой предки-землепроходцы и уходили на край земли.

Это потом придумали сказочку, что шли за серебришком и мягкой рухлядью. Нет, шли за свободой в первую очередь, а потом уж царь-батюшка их прощал и жаловал всякими шубами.

А кому-то из ушедших и эти шубы были по барабану, иначе бы откуда на северной реке Индигирке появился вольный острог Зашиверск, о котором слуги царские, конечно, знали, но не совались туда. Вот такие вольные остроги и сам вольный люд, хоть и жестокий, порой беспощадный к иноземцам, и был олицетворением свободы.

Потому и в самой Америке русские, при всех своих грехах, были индейцам ближе, чем другие надменные пришельцы.

Спасибо за публикацию!


Музейщик
Да, статья отличная. Знаю и Самара Валентина Лукича, который одно время вел в нашем Гродековском музее мастер-класс по изделиям из бересты, но не догадывался, что он такой бывалый человек.


Источник
17:43
+2
Под индейцами здесь подразумеваются, как я понимаю, в том числе и коренные народы Дальнего Востока?

О дальневосточных аборигенах в своё время много писала наша свободненская землячка Юлия Шестакова.
Кроме того, что она освещала в прессе жизнь коренных жителей, она ещё помогала начинающим поэтам и писателям, представителям этих народностей, публиковать свои произведения. Так с помощью Юлии Шестаковой вышла в свет повесть Джанси Кимонко «Там, где бежит Сукпай». Впоследствии эта повесть была переведена на множество языков мира и переиздавалась во многих странах.

«Там, где бежит Сукпай», это книга моего детства. Для меня, выросшей на западе, всё, что написано об уссурийской тайге и её жителях было тогда увлекательным и интересным.
Гость
17:32
+2
Ирме. Спасибо за отклик. Но в данном случае я имел в виду именно индейцев Северной Америки. И не только племени сиу-дакота, чье родство с коренными этносами Сибири хорошо изучено на уровне ДНК-исследований, а не только лингвистическом и этнографическом материале.

И мог бы вкратце сказать как бывший сотрудник Хабаровского музея археологии, что предки индейцев не только пришли в Америку, но и могли вернуться оттуда, ибо останки американоидов найдены даже в Приморье, в частности так называемый «бойсманский человек», основательно изученный моими приморскими коллегами.

И еще, коль вы упомянули коренных жителей Приамурья, скажу, что писатель Алексей Вальдю, основоположник ульчской литературы, имел ярко выраженный американоидный тип — орлиный нос и прочее. С дочерью его, художницей Эпониной Алексеевной, я был дружен.

А писательница Юлия Алексеевна Шестакова, которую вы упомянули, была сватьей моего однофамильца и соседа по подъеду Германа Иванова, то есть сын Шестаковой, Юрий Рослый, был женат на Ирине Ивановой, обоих, увы, уже нет. Видите, какой пласт воспоминаний и как тесен мир!
08:25
+1
Да, этот мир действительно тесен и многое в нём переплетено самым причудливым образом.

Добавлю к уже сказанному ещё одну ссылку с вашего же сайта «Дебри ДВ»: Пироги со счастьем Юлии Шестаковой
Гость
09:55
+1
Ирме. Да, Ирма, полезная ссылка. Конечно, читал все эти публикации, но все равно освежил память. Спасибо. Я ведь вырос в весьма интересном хабаровском доме, конечно, не сплошь «писательском», как возле краеведческого музея, где жили одни писатели, но тоже интересном.

А упомянутый мной Герман Алексеевич Иванов, однофамилец, жил этажом выше и у него частенько собирались загулявшие писатели, которые также бывали и в нашей квартире. Хватает и других интересных, но чаще грустных воспоминаний о людях творческих. Что-то опубликовал, о другом поведаю позже.

А вам спасибо за интерес к хабаровским темам, так же как и многие хабаровчане интересуются событиями в Амурской области, все-таки соседи и проблемы одинаковые. И, конечно, большая благодарность моему собрату по перу Алексею Дыма («Вахтённому»), администратору этого сайта.

У меня скоро выйдет очередная книга, и вышлю Алексею, вам, другим знакомым амурчанам. Желаю удачи на краеведческом и литературоведческом поприще!
11:39
+1
Для меня, в таком огромном вопросе как краеведение, нет отдельных амурских и хабаровских тем. Есть одна общая дальневосточная тема как и общая история освоения этого региона.

И вам спасибо за интересные публикации.
Загрузка...
|
Похожие статьи
КАЗАКИ В АРХИВНЫХ ДЕБРЯХ
Вышел сборник документов «Албазинское воеводство»
Колыбель под названием Аркаим
Новая книга хабаровского публициста и краеведа Владимира Иванова-Ардашева: Откуда многие из нас родом?
ЗОВ ДАЛЁКОЙ ЧУКОТКИ
Владимир Иванов-Ардашев: Мечтал всегда побывать на Чукотке, в Угольных Копях, что вблизи Анадыря