Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

Как «короб» Павла Гроховского спас челюскинцев

Как «короб» Павла Гроховского спас челюскинцев

Фото: Самолет Молокова на льдине с челюскинцами

Василий Молоков: Мысль об использовании парашютных ящиков возникла у меня еще во Владивостоке, когда нам дали 30 парашютов. Они оказались ненужными. Ну, а ящикам чего ж пустовать?

Мало кто знает, что успех спасательной операции 104-х челюскинцев, оставшихся на льдине в Чукотском море после того, как 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин», заключался в простом фанерном цилиндре ПД-КОР изобретателя Павла Гроховского.

Дядя Вася», так звали Василия Молокова (1895-1982), одного из самых взрослых летчиков, ему было уже 39 (на Чукотке его прозвали «Старик»), вспоминал:

«10 и 11 апреля оказались решающими днями. Каманин и я, словно соревнуясь, летали непрерывно и вывезли более 50 человек. В те дни мы значительно увеличили «пассажировместимость» своих двухместных Р-5. Быстро подсчитав, что по 3 человека за рейс летать придется очень много, стали сажать пассажиров в подкрыльевые парашютные ящики.

Если 7 апреля лететь в них никто не захотел, то 10-го первым в ящик сел сухопарый матрос: «Засаживали туда головой вперед, складывали человеку руки и, как торпеда Уайтхеда, вталкивали в узкий ящик… Лежать ему было не особенно просторно, но, пожалуй, лучше, чем четверым сидеть в одной кабине».

Я попытался даже пристроить одного у себя на коленях и педалях, но от этой идеи пришлось отказаться. За один рейс вывозили 4 - 5 и даже 6 человек, причем в парашютные ящики садились охотнее, чем в кабину. Даже очередь потом образовалась.

Мысль об использовании парашютных ящиков возникла у меня еще во Владивостоке, когда нам дали 30 парашютов. Они оказались ненужными. Ну, а ящикам чего ж пустовать? Я заполнил их бидонами с бензином, испытал ящики в пути и в Ванкареме, понял, что идея моя пройдет, осуществится. Конечно неудобств для пассажира много, но кто считается в таких случаях с отсутствием комфорта? И я со спокойной душой сажал людей в грузовые мешки. Эти ящики привязывались под плоскостью крыла очень крепко и оторваться в воздухе не могли. В этом у нас не было сомнения. Трудно сказать, как люди там себя чувствовали, - я там не сидел. Но думаю, что неплохо.

Недавно я слышал рассказ одного моего «парашютною пассажира» - машиниста Мартисова. Он передал все ощущения своего полета. Могу привести его слова:

«Как я себя чувствовал во время моего довольно необычайного путешествия?

Чувствовал себя очень хорошо. Главное требование, которое предъявлял Василий Сергеевич тому, кто полетит в футляре, это быть худым. Я как раз этим требованиям отвечаю. Сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла. Для обмена воздуха в футляре есть специальный волчок.

При подъеме с аэродрома жутко трясло: било то затылком вверх, то носом вниз. Потрясло, потом чувствую: стало спокойно - значит, машина в воздухе.

Я сам механик, поэтому меня интересовала работа мотора. Слышу - работает замечательно. Во время полета я только боялся - а вдруг в крышке, которая неплотно закрыта, окажется дырка, в которую можно вылететь. Но все мои страхи оказались напрасными. Прилетел вполне благополучно. Вытащили меня за ноги - и все в порядке».

А матрос Миронов говорил мне, что он даже пел в ящике - значит, жить можно...»

Фанерный овальный грузовой цилиндр ПД-КОР - расшифровывался просто: подкрыльевой подвес-короб. Придумал его военный летчик и изобретатель Павел Гроховский (1899-1943). В 1933 году он возглавлял Особое конструкторское бюро по военным изобретениям (Осконбюро) ВВС. Свои опыты он чаще всего проводил с самолетом Р-5, которые как раз и стали «спасателями челюскинцев».

ПД-КОР появился в 1932 году и предназначался для размещения до 135 кг грузов под крыльями самолета и в просторечие назывался грузовым ящиком. Подвешивался короб под крыльями на штатных бомбодержателях, и мог сбрасываться на парашютах. Изготавливался из фанеры, а его размеры были произвольными и определялись из возможности перевозки людей.

Кстати, этот же Павел Гроховский предложил Отто Шмидту - руководителю челюскинского ледового лагеря, уже после их спасения, сделать непотопляемую полярную станцию.

Произошел примерно такой разговор:

- А почему бы, Отто Юльевич, вам не использовать для высадки полярников на льдину специальные планеры? Ведь мы можем построить их на материке, заранее подготовить фюзеляжи под жилища, лаборатории, радиостанции, склады, даже теплые туалеты.

- Это перспективно?

- Вполне осуществимо. Нужен только заказ на работы и санкция моего руководства...

К 1937 году Гроховский подготовил чертежи и модель «непотопляемой полярной станции» в виде огромного шара, но в жизнь этот проект так и не воплотился... А спасательная операция по воздуху челюскинцев - осталась, пожалуй, неповторимой и уникальной.

Константин Пронякин

Источник - debri-dv.ru

08:35
3155
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
Житель Экимчана, который спас из горящего самолета пилота, получил награду за отвагу
Сергей Калашников, рискуя своей жизнью, буквально прибежал на помощь экипажу упавшего на землю Ан-2