Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 6

Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 6

На следующий, после нашего приезда, день было воскресенье. Папа был дома. И вот с утра, взяв Мишу на руки, он повёл маму и меня знакомить с Суражевкой. На железнодорожной станции Алексеевск-2 (М-Чесноковская) по правую сторону путей, в одноэтажных деревянных домах, буквой “П”, располагалось Управление Амурской железной дороги, двухэтажный дом начальника дороги и железнодорожный посёлок из стандартных типовых домов.

По левую сторону путей располагались: главный материальный склад Амурской дороги, оборотное депо и Казенный лесопильный завод. К главным складам, лесопильному заводу и Зейской пристани от станции шли железнодорожные ветки.

В километре от станции, за главными материальными складами, на правом берегу таёжной красавицы Зеи приютилась Суражевка - торгово-промышленный и перевалочно-увеселительный центр на путях к Зейским Золотым приискам.

В Суражевке было: Казенный лесопильный завод, две паровых мельницы (на 12 и 6 вальцов ), 2 пивоваренных завода, "Европейская гостиница”, кинотеатр "Иллюзион”, бани, 3 фотографии, 2 ресторана, 2 "Весёлых дома”, 2 аптеки, церковь, 2 винных лавки, 1 школа, филиалы крупных торговых фирм (Чурин и К°, Кунст и Альберст, Нобель), мануфактурные гастрономические магазины (Ухова, Шипилова, Ушакова), 2 пекарни, кондитерская, китайские и татарские магазины и лавки, базар.

Суражевка в 1914 году (на Большой улицe)

На базаре было полно арбузов, дынь, помидоров, овощей,зерна, муки. В мясных лавках висели свиные и говяжьи туши мяса, в хлебных магазинах - какого хочешь хлеба, печенья, пирожного. После голодного Петрограда нам казалось, что мы попали в какое-то сказочное царство изобилия, а Суражевка нам очень понравилась.

Потом началось моё знакомство с деревенскими мальчишками. Мальчишек кругом было очень много. В одном только нашем дворе их было шестеро: Васька, Шурка Курносовы, Сережка и Петька Оргуновы, Шурка Новгородцев, Гришка Маркин. Кроме Петьки Оргунова, который был на год младше меня, все ребята были старше меня на 1,2 и даже 3 года. Но так как знакомство начиналось "с задира”, а я налетал кавалерийской атакой на задиравшихся, не считаясь с их количеством, меня боялись и разбегались по домам, даже силач Васька Курносов. Первый, с кем я подружился, был Васька Курносов (и он долго был моим лучшим другом, но в 1925 году его съели голодные корейцы в тайге, но об этом после), а когда он играя предложил по-мирному побороться и положил меня на обе лопатки, ребята меня бояться перестали и приняли в свою компанию.

Примерно такими мальчишки и были :)

1 сентября 1917 года мама одела меня в лучший костюм (а ранец с букварем и тетрадками я приготовил еще с вечера) и повела в Тюринскую  4-х классную школу. В большом зале школы нас учеников выстроили по классам на молебен. Батюшка отслужил торжественный молебен, певчими были ученики 4-го класса, окропил нас святой водой, директор школы сказал напутственное слово и нас развели по классам.

Я попал в 1-а класс к молодей учительнице Лидии Павловне Трубниковой. Потом вечером я говорил маме: "Мамочка, мою учительницу зовут Лидия Павловна, она самая красивая тётя на свете, после тебя, и я её очень люблю!” А так как до школы я уже хорошо читал, считал до 1000 и писал (печатными буквами), то был первым помощником учительницы и её любимчиком.

Та самая школа (фото из архива с. Суражевка)

Учительница жила на Вокзальной улице в доме отца, напротив церкви. И каждое утро сделав крюк, я бежал на Вокзальную улицу к её дому и ждал у крыльца, чтобы вместе идти в школу. А вечером провожал свою любовь до этого же крыльца. Так продолжалось два года. А после окончания второго класса, Лидия Павловна пожертвовала своим отдыхом и всё лето готовила меня за 3-й класс. Занимались по 2 часа в день, потом она поила меня чаем и мы вели беседы на всевозможные темы. Звала меня "почемучкой”. Осенью я сдал экзамен за 3-й класс и поступил в 4-й класс Высшеначального училища, которое открыли в бывшем Зайцевском магазине, рядом с нашим домом, во дворе. Я догнал всех ребят своего двора, которые до этого учились на класс старше меня.

В октябре папа подготовил меня к суровой Дальневосточной зиме. В "Собачьем ящике" нашел деда портного и заказал ему сшить для меня, из старого тулупа, шубу (на вырост), рукавицы и унты. После нескольких примерок "костюм" был готов. И я похож был в нём на медвежонка и кота в сапогах. Но больше всего шуба и унты нравились портному. Провожая нас с папой, он шел за нами целый квартал и всё любовался.

Источник - Телеграмм-канал "Записки деда Вити"

11:45
2704
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 1
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 7
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 2
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке
Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 3
Мемуары Виктора Спригуль, охватывающие период с 1916 по 1939 годы в Петрограде и на Дальнем Востоке