Телеграмм-канал "ЗАПИСКИ ДЕДА ВИТИ". Глава 106
Нам, молодым "желторотым" специалистам в начале всё виделось в розовом цвете. Всему восторгались, всё принимали за "так и надо". А когда стали шевелить мозгами, анализировать, раскладывай по полочкам дела и события, то увидали, что розовым и не пахнет.
Страна переживала трудные времена. Шел второй год пятилетки. Завершался период коллективизации сельского хозяйства.Вопрос "кто кого?" на деревне был решен в пользу социализма. Кулачество, как класс было ликвидировано, но люди остались. И как отзвук этой жесточайшей классовой борьбы, страну захлестнула волна вредительства и диверсий. Особенно свирепствовало вредительство в угольной промышленности (шахтинский процесс - читайте подробнее, как было на самом деле, промпартия) и на железнодорожном транспорте. На транспорте было два вида вредительства.
Первое: открытые диверсии - организация крушения поездов, пуск поезда на поезд, в улавливающий тупик, "необнаружение” лопнувшего рельса, "необнаружение трещины вагонной оси при ремонте и т. д. Здесь враг был виден и нёс наказание (за короткое время моей езды на паровозе я два раза был в крушениях. Наш поезд пускали на встречный. И всякий раз, совершив диверсию стрелочники убегали в тайгу).
Хорошо, что про выбитые ворота никто не узнал, а то могли бы трактовать как "необнаружение" особенностей реверса...
Второй вид вредительства - скрытый, более "тонкий", но приносящий гораздо больше вреда, чем открытые диверсии. И там найти врага было делом нелегким.
Пример тому - "обезличка", которая за два года довела товарный парк паровозов “до ручки”.
В начале 30 года на железнодорожном транспорте была введена обезличенная Американская езда на паровозах. Чтобы не резать слух, “обезличка” в официальных документах и печати не называлась, а говорилось - "американская, современная, передовая прогрессивная езда". Суть её - паровоз не имеет хозяина, бегает непрерывно по стальным путям с разными бригадами (чья подошла очередь ехать) от ремонта до ремонта.
Как говорил Грибоедов устами Фамусова: "Ты дело сделай, а написать щелкоперы найдутся!” И щелкоперы нашлись. Печать и радио аж захлебываясь, расхваливая этот "новый”, "передовой", "прогрессивный", "современный" метод езды. Что при нём и оборачиваемость паровоза улучшится, и коэффициент использования увеличится, и то и другое и третье, и что повысится.квалификация паровозных машинистов, т.к разных марок и серий и т.п., а в общем транспорт шагает семимильными шагами вперед и выйдет из прорыва.
А, что "без хозяина и дом сирота": об этом умолчали. Хозяина на паровозе не было. Бригады чувствовали себя временщиками (сегодня на этом, завтра на другом, абы доехать), ремонт в книгу ремонта писали халатно, за ходом ремонта и качеством никто, кроме мастера не следил. И "доамериканились” до того, что водить поезда было нечем.
С поездами коллективизация "почему-то" не сработала...
Лучше дело обстояло с паровозами пассажирского парка. Там от обезлички, отказались быстро, чем и спасли паровозы. Но всё равно долго ещё проводили всевозможные эксперименты, вроде "спаренная езда", "турная езда", пока не додумались дать хозяина(sic!) паровозу - старшего машиниста, две постоянные бригады и одна сменная бригада.
А автора обезлички, так и не нашли и за уши к ответственности не притянули.