«Смотреть на историю двумя глазами»: чем живут амурские и китайские археологи?
Фото - nasledieamur.ru
В прошлом году археологи раскопали памятник 2-3 века нашей эры на территории будущего строительства Амурского газохимического комплекса
О том, как продвигается работа амурских археологов в этом году, рассказал директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков.
Мониторинг полным ходом
В этом году амурские археологи практически не работали «в полях». И главная причина вовсе не в плохой погоде.
- В этом году мы изначально не планировали научных раскопок памятников археологии. Но если что-то где-то будет разрушаться, мы обязательно поедем на раскопки. Но пока никаких разрушений не было. Какая картина проявится после наводнения – сказать сложно. В конце паводка мы уже будем оперативно мониторить территории и смотреть, что и где необходимо привести в порядок, - пояснил Денис Волков.
По словам археолога, основная работа в этом году была выстроена именно на разведке.
- Первое направление разведки – это работа с уже выявленными объектами. Мы проверяем состояние памятников, снимаем, строим планы, смотрим наличие культурного слоя, собираем археологический материал, который есть на поверхности. Фиксируем и оставляем рекомендации для дальнейшего обеспечения сохранности. Это нам позволяет оперативно реагировать в случае разрушений или антропогенных факторов, - рассказывает Денис Павлович.
Стоит отметить, что разведка у археологов проводится постоянно. После паводка она продолжится. Первым делом специалисты проверят территории, которые пострадали больше всего – Норск и сёла Селемджинского района.
Фото:nasledieamur.ru
Другое большое направление, которое предполагает археологическая разведка, - это исследование территорий строительства. Согласно закону, на любых стройках или участках, подлежащих хозяйственному освоению, необходимо провести археологические исследования, чтобы понять, есть ли на них памятники археологии или нет. От этого и зависит разрешение на строительство: при обнаружении объектов территорию трогать ни в коем случае нельзя.
- Наша область очень активно осваивается, отстраивается. В первую очередь – территория Свободненского района. Археологический отряд в этом году больше всего базируется именно там, выполняя исследования объектов будущего строительства. И здесь есть памятники археологии, которые были выявлены и могли попасть в зону разрушения, - говорит археолог.
К слову, недавно на территории строительства в Свободненском районе был выявлен новый памятник археологии, относящийся к эпохе раннего Средневековья.
Открытий все больше
И это не единственный новый объект. На юге Архаринского района нашли новый памятник, который раньше археологам был неизвестен.
- Этот памятник интересен нам в археологическом и историческом плане. Там оказались очень замечательные находки: каменные орудия, фрагменты керамической посуды, которые дают понимать суть процесса, проходившего здесь в эпоху нового каменного века. У него очень интересный культурный слой. Обнаруженные находки несут в себе следы западной и восточной культур, - говорит о находке Денис Волков.
В прошлом году археологи раскопали памятник 2-3 века нашей эры на территории будущего строительства Амурского газохимического комплекса (раскопки в районе села Черниговка Свободненского района, ставшие самыми большими по площади раскопками за всю историю археологических исследований в Амурской области).
На сегодняшний день на территории Амурской области находится 166 объектов культурного наследия, занесенных в Единый Госреестр, и около 1,5 тысяч памятников, которые обладают признаками объектов культурного наследия. Это означает, что у них имеется культурный слой и археологический материал, но пока еще нет официальных документов. Однако охраняются и те, и другие абсолютно одинаково – с момента их обнаружения. Этим занимается Государственная Инспекция по охране объектов культурного наследия области.
Дружба народов ещё крепче
В прошлом году русские и китайские археологи отметили свой первый пятилетний юбилей. Работать с Хэйлунцзянским университетом наш Центр по сохранению объектов историко-культурного наследия начал еще в 2014 году. Спустя год уже было заключено официальное соглашение.
Исследования проводятся на обоих берегах Амура. В конце июля специалисты прошлись вверх по реке Зее. Результатом похода стало создание единой картины по археологической ситуации на берегу Амура, в его бассейне и притоках.
- На территории области находится много исследованных объектов. В Китае другая ситуация, потому что там берег Амура – это периферия, север, а вся жизнь сконцентрирована на юге. Сейчас китайские ученые уделяют северу много внимания, чтобы создать историческую картину о том, как жил человек в древности. Хочу отметить, что мы не говорим о нации, для нас это не важно. Мы изучаем, чем питался человек, как строил дома, хоронил предков, какие у него были обряды. Мы – вне политики и геополитики, не обращаем внимания на то, чья это территория. Знаете, многие часто акцентируют на этом внимание. Есть очень хорошая поговорка, которая стала тезисом нашей работы: «Российские историки на древнюю историю вдоль Амура смотрят левым глазом, а китайские – правым. Так давайте будем смотреть на эту историю двумя глазами», - говорит Волков.
Денис Павлович отмечает, что памятники археологии на сторонах России и Китая совсем не отличаются – ведь раньше государственных границ не существовало.
- Кстати, в Амурской области больше памятников. Но причина этому – Зейско-Буреинская равнина, на которой мы живем. Она большая, и это позволяло древнему человеку заниматься земледелием. Долина на китайском берегу узкая, всего 5-6 километров. Поэтому человеку было удобней обитать у нас. Важно еще и то, что китайский север исследован куда меньше, чем Приамурье. Но если на территории нет культурных объектов, то это не значит, что их там нет вовсе, - отмечает археолог.
Успеть за 3 года
Как это ни парадоксально, но в холодное время года у археологов работы больше, чем летом. Специалистам необходимо изучить то, что было найдено на раскопках. Находки моются, шифруются, и потом, если есть повреждения, то реставрируются: специалисты обязательно их восстанавливают, собирают по маленьким кусочкам. Это называется этапом камеральной обработки.
Фото:nasledieamur.ru
ДругоеПосле того, как объект изучен, его необходимо сдать в музей. На время изучения археологам дается три года. Поэтому специалисты стараются исследовать находки как можно скорее. А чтобы найденные археологические ценности не испортились, их хранят по всем правилам: удаляют влагу, просушивают и упаковывают в пакеты и коробки.
Учиться и копать
В Центре сохранения историко-культурного наследия есть свой штат сотрудников, которые занимаются раскопками. Опытные археологи не только работают, но и часто повышают свою квалификацию – учатся в магистратуре и аспирантуре. Но это не значит, что новые руки не нужны. Часто к археологам присоединяется молодежь – историки из БГПУ, школьники. Многие ребята стремятся стать хорошими археологами, получить образование. А опытные специалисты им в этом с радостью помогают – проводят мастер-классы и рассказывают о своей деятельности.
Автор: Василина Васильева