Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ЛАЗАРЕВ С.Я.: ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР. ГИМНАЗИЯ ДЛЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ

ЛАЗАРЕВ С.Я.: ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР. ГИМНАЗИЯ ДЛЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ

Впервые напечатано  в газете "Зейские огни" от 03.08.1977 г №126

***

Труды Лазарева Сергея Яковлевича впервые оцифрованы на сайте "Свободная Интернет-Газета" с целью сохранения, приумножения и популяризации культурного наследия данного региона и его развития. Не преследуем коммерческие цели.

Статья рекомендована для учащихся, студентов, научных сотрудников исторической и краеведческой специализации, а также для всех читателей, интересующихся историей микрорайона Суражевка города Свободный.

 

ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

В бурные мартовские дни 1917 года на одном из рабочих собраний лесопильного завода было решено заводской гараж переделать в рабочий клуб. В большом здании гаража находились тогда два немецких автобуса и легковой автомобиль. Длинный и широкий автомобиль был в личном пользовании заведующего заводом, а в автобусах возили из города на работу и с работы домой заводских служащих, имевших в городе собственные дома.

Гараж был рубленный из бруса, с боковой пристройкой, в которой стояли слесарные верстаки. Отапливался гараж печами-«голландками». Буквально за две недели гараж изменился до неузнаваемости. Была построена сцена, зрительный зал на 350-400 мест и фойе (в пристройке) с ходом из него на сцену. Были настланы деревянные полы, изготовлены скамьи со спинками, произведена побелка стен и окраска сцены и зрительных мест.

Все работы по переоборудованию гаража в клуб были произведены бесплатно, из казённых материалов.

На одном из рабочих собраний было решено «собрать» при клубе группу артистов.

За короткое время в «артисты» записалось более 50 человек рабочих, служащих и членов их семей. Для приобретения театрального реквизита и грима был среди «артистов» установлен добровольный денежный взнос. На собрании «артистов» мой отец, как грамотный человек (окончил сельское трёхклассное училище), был избран казначеем и ответственным… за оборудование сцены. Отцу вручили чистую бухгалтерскую книгу, на листы которой он записал основные данные о каждом «артисте» и уплачиваемых им помесячно взносах. Занавес и полотна для «леса» были сшиты жёнами рабочих из холщовых мешков, полученных на заводской мельнице. Мой отец и старик маляр Шилов в столярной мастерской завода за несколько вечеров загрунтовали занавес и «лес», а один из рабочих (художник-любитель) нарисовал на занавесе пруд среди лесистых берегов и замок на берегу. На переднем плане была нарисована роскошная садовая ваза, из которой ниспадало вниз какое-то экзотическое растение.

Были для сцены сделаны и декорация комнат, которые потребовались, как только начались репетиции одной из пьес Островского. Пьесы ставились по несколько раз (одна и та же), и публики было всегда много. Ставили их и бесплатно, и за небольшую плату. Первой была собрана группа взрослых артистов, которая со своими пьесами выезжала даже «на гору», в город Алексеевск, где ставила их в иллюзионе «Солей», принадлежавшем Некрасову.

Был собран также хор, регентом которого стал бас Ростиславский, служащий управления Амурской железной дороги.

В мае 1917 года была собрана детская артистическая группа, из которой через некоторое время выделилась юношеская группа артистов во главе с Л.Ноткиным (впоследствии артистом одного из областных театров на Волге).

Примерно в июне или июле при клубе был создан струнный оркестр, руководителем которого стал Колачев. В оркестре играли не только заводские, но и музыканты-любители из суражевских жителей и служащих управления дороги. В то время для управленцев клуб ещё не был построен. Вся культурно-массовая жизнь суражевцев с апреля 1917 года и до 18 сентября 1918 года, с марта 1920 года и по конец 1922 года была связана с рабочим клубом лесопильного завода.

 

ГИМНАЗИЯ ДЛЯ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ

С окончанием строительства Амурской железной дороги в основных технических службах её управления – тяги, движения, пути, связи и электротехники, зданий и сооружений и их отделах – служило свыше 100 инженеров и ещё больше техников. Руководили они работой всех звеньев только что вошедшей во временную эксплуатацию длиннейшей дороги (1860 километров от станции Куэнга на западе до разъезда Аур под Хабаровском).

Необходимо отметить, что после проигрыша в русско-японской войне 1904-1905 гг. царское правительство придавало очень большое значение Амурской железной дороге. Туда направлялись крупные специалисты железнодорожного транспорта. Дорога была самой «тяжёлой» из всех, проложенных в России. Половина её проходила в полосе вечной мерзлоты. Она имела большие подъёмы, сотни мостов, тоннели. От службы в царской армии все работающие на Амурской железной дороге были освобождены, а ведь шла первая империалистическая война. И в остальных службах – административной, мобилизационной, материальной, дорсанслужбе и других – были люди состоятельные, с высшим образованием. Кроме того, в городе было десятка полтора учителей гимназий и семинарии, два врача в городской больнице, несколько врачей в центральной железнодорожной, адвокат Рыслев (член IV Государственной думы от Амурской области), нотариус, инспектор народных училищ М.С.Щепа. Все они имели высшее образование.

Дети этих инженеров, техников, учителей, адвокатов, экономистов и других служащих управления дороги, владельцев магазинов, предприятий и учились в гимназиях и семинарии города. Для них управление дороги держало специальный поезд – «литер». По тому времени интеллигенции в городе Алексеевск, на мой взгляд, было больше, чем в Благовещенске.

Уже в 1915 году в городе были мужская и женская гимназии. Мужская гимназия размещалась в кирпичном здании «на голубятне», специально построенном здании (оно входило в «хозяйство» Амурского кооперативного техникума). Это здание было построено сразу после окончания строительства здания казначейства на Великокняжеской. Что здание мужской гимназии находилось далеко от Суражевки и железнодорожной станции Алексеевск говорит о том, что город предполагалось построить большим по площади. Ведь была же распланирована залинейная часть города и 2-й разряд от бывшей Романовской улицы (ныне М-Чесноковская) на север до Желуна.

Для женской гимназии было построено деревянное здание на Благовещенской улице (теперь Советской). После закрытия этой гимназии (в начале 1923 года) в этом здании была открыта школа 2-й ступени, а после ликвидации школ этого типа, там была средняя школа №1.

Кроме двух гимназий, в залинейной части города в сосняке, недалеко от реки Желун было построено деревянное здание для учительской семинарии.

В эту семинарию принимали только после окончания четырёх классов высшего начального училища. Когда в начале 1921 года были закрыты школы этого типа, нас – учеников, окончивших два класса высшего начального училища в Суражевке, приняли только в приготовительный класс Свободненской учительской семинарии. А там уже были четыре действующих класса, с 1-го по 4-й включительно. В нашей группе из суражевцев были и Дмитрий Каралаш, будущий Герой Советского Союза.

Так что в дореволюционное время в городе Алексеевск было три средних учебных заведения.

ЛАЗАРЕВ Сергей Яковлевич

+2
16:00
1881
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
РПЦ запустила первый православный мессенджер
Верующим предлагают ближе знакомиться друг с другом и оказывать молитвенную помощь...
В ЗЕЕ ВЫПАЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ
Похолодание коснется всего региона