Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

«Иллюзия Моисея» демонстрирует, насколько мы невнимательны к фактам

«Иллюзия Моисея» демонстрирует, насколько мы невнимательны к фактам

Для того, чтобы пояснить вам в чем иллюзия предлагает небольшой тест. Ответьте на три простых вопроса.

- Сколько животных каждого вида Моисей взял на ковчег?

- Какова национальность изобретателя телефона Томаса Эдисона?

- Какие слова произнёс Луи Армстронг, ступив на поверхность Луны?

80% людей не могут ошибаться, не так ли?

Если вы ответили «по паре», «американец» и «один маленький шаг для человека…», то можем вас поздравить: вы трижды ошиблись. И, скорее всего, вы твёрдо знаете, что ковчег построил Ной, а не Моисей, телефон изобрёл Александр Белл, а на луну летал Нил, а не Луи Армстронг. Почему же вы позволили вопросам запутать вас? Всё дело в процессе обработки информации в мозге.

Этот тест носит название «Иллюзия Моисея». Он демонстрирует, насколько плохо вы замечаете ошибки в повседневной жизни. Исследователи одурачили несчётное количество добровольцев, пытаясь выяснить, при каких обстоятельствах это происходит, и что могут сделать люди, чтобы чаще замечать обман. Впервые «иллюзию Моисея» применили во время исследования в 1981 году. И тогда более 80% испытуемых пропустили факт, что Моисей не имел отношения к ковчегу, хотя в предварительных тестах показали свою осведомлённость. И это несмотря на факт, что перед ними прямо была поставлена задача обнаружения подобных ошибочных вопросов.

Вопрос про Моисея одурачил больше всего людей, в то время как лишь 40 % были обмануты вопросом о национальности Томаса Эдисона. В 2000 году в издании «Psychological Science» опубликована работа, объясняющая, почему это произошло. Исследователи выяснили, что обмануть людей при помощи иллюзии можно двумя способами: подменяемые имена должны быть «семантически схожи» (в случае с Ноем и Моисеем они оба из Библии) либо «фонетически схожи» (то есть звучать похоже). Обнаружив это, учёные придумали новый вопрос, подходящий под оба критерия, чтобы проверить «мега-иллюзию Моисея». И действительно, вопрос, подменяющий имя «Эндрю Джонсон» на «Линдон Джонсон» — также бывший вице-президент США с двухсложным именем и такой же фамилией — обманул больше людей, чем вопросы, построенные на основе лишь одного критерия.

Обмани меня единожды

Выходит, людей достаточно легко обмануть. Но действительно ли это важная проблема, а не просто повод насмешить нескольких учёных? К сожалению, да. Профессор психологии Лиза Фазио, показала в своей работе, что подобные иллюзии ведут к тому, что люди начинают принимать фальшивую информацию о мире. Лиза и её команда предлагали добровольцам читать вымышленные истории, в которых встречались фразы-фальшивки, например «переплывая Атлантический океан, самый большой в мире». После прочтения люди были более склонны ответить, что Атлантический океан самый большой, хотя двумя неделями ранее проходили тест, где отвечали «Тихий».

Хуже того, попытки помочь людям избежать ошибочной тенденции имели обратный эффект. Исследователи пытались дать испытуемым больше времени на прочтение вопросов или выделять важную информацию красным шрифтом, но это лишь увеличивало вероятность неправильного ответа.

Источник - www.yaplakal.com

+1
14:05
152
RSS
20:16
и правда, работает :)
Наталья
22:05
Интересно, а админ разместивший здесь данные иллюзии, сам попался на них?)
Загрузка...
|
Похожие статьи
АКТУАЛЬНО! Как эвакуироваться из самых крупных торговых точек областного центра
В одной таблице все сроки, в течение которых УК должны отвечать и реагировать на жалобы жителей