ПОВЕЗЛО, ЧТО НИКТО НЕ УМЕР...
Фото teleport2001.ru
Федеральный приоритетный проект « Развитие санавиации» до Амурской области добрался в 2017 году. Тогда во всех СМИ трубили, что врачи на вертолетах станут ближе, а значит, шанс спасти амурчан, живущих в отдаленных районах будет выше. Право заниматься авиационными перевозками скорой специализированной медпомощи на торгах выиграл ИП Лучников. Заключил с Амурской областной больницей договор. И вроде вопросов не возникало – вылеты осуществлялись, людей спасали. Никто не жаловался.
Подлог Лучникова
Условия, по которым то или иное лицо может заниматься авиаперевозками медиков в рамках федерального приоритетного проекта вполне прозрачно описаны в официальных документах того самого проекта. Техническое задание гласит – тип воздушного судна МИ-8, оснащенное медицинским оборудованием, практическая дальность полёта 1000 км, грузоподъёмность 1200 кг, мест для пассажиров – 14. Далее к техническому заданию прилагается огромный, но внятный список оборудования, который обязательно должен быть в вертолете. Основное – это аппарат искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятор, отсос-респиратор, пульсоксиметр, электрокардиограф и прочее. По документам вертолет Андрея Лучникова был напичкан именно тем, чего требует контракт. С этими бумагами он выходит на торги, выигрывает их и заключает с АОКБ контракт. На сумму, превышающую 60 миллионов рублей. Проверить физическое наличие всех этих приборов мысли не возникло ни у главного врача больницы, ни у регионального министерства здравоохранения. Да и вопросов не возникало – Лучников оказывал услуги санавиации, правда, медики, по словам свидетелей, почему-то летали со своим оборудованием.
Как стало известно корреспонденту РИА SM News из разговора с одним из свидетелей, проверить техническое состояние медицинского оборудования комиссия, в которую вошли и представители министерства здравоохранения и врачи больницы, решила спустя три недели. Что увидели проверяющие? Да, вертолет действительно МИ-8. Только внутри деревянные лавочки, вместо удобных лежаков, а оборудование совершенно не соответствует заявленному в документах проекта ТЗ. Но, то ли не понимая разницы, то ли действительно считая, что так и должно быть, на осмотр вертолета приглашают журналистов. Вот какие фото публикует 14 января 2018 года газета «Телепорт», ссылаясь на пресс службу Правительства области.
Для сравнения, в приоритетный проект «Развитие санавиации» параллельно с Амурской областью вошла Иркутская область. Жителям их региона и властям вертолет презентовали торжественно. Фотографии с церемонии осмотра новенькой техники есть на сайте Иркутского Минздрава.
Но, несмотря на явное несоответствие техническому заданию амурчане – специалисты Минздрава и врачи не сообщают о нарушениях госконтракта со стороны Лучникова, никаких действий, штрафов, которые при нарушении условий достигают 10% от суммы контракта, не предпринимают. Лучников продолжает летать. Правительству региона нужно было осваивать деньги, чтобы проект на территории региона действовал – частнику нужно было зарабатывать. Всё так и было.
Деньги федеральные, трачу как хочу
Спустя 3 месяца с начала реализации приоритетного проекта, уже после того, как и врачи и власти понимали, что у Лучникова нет оборудования на первом борту, с ним заключают ещё один контракт. И доплачивают сверху порядка 15 миллионов рублей. Что в условиях? Да всё то же. Но только бортов для перевозки медиков должны быть два, как и два комплекта дорогостоящего медицинского оборудования. Но, как удалось позже зафиксировать сотрудникам регионального ФСБ, оба вертолёта были с устаревшим оборудованием не соответствующим требованиям гос. контрактов . Да, перевозки были и к счастью, никто не умер. Но, как оказалось, платили Лучникову не только за перелеты, но и за круглосуточное дежурство в аэропорту. Причём, проверять этот факт АОКБ тоже не стало. По документам дежурит – дежурит, деньги получает – получает. Но использовать федеральные деньги можно было более эффективно. На те суммы, которые Лучников получил просто за то, что вертолет стоит, он мог отлетать ещё два десятка часов. А это несколько спасенных жизней. Да и получал перевозчик деньги даже не за простой, а просто за воздух. Во время расследования служба безопасности установила, что один из двух вертолетов Лучникова во время двух действующих контрактов 13 суток вообще отсутствовал в аэропорту и использовался им в личных целях. При этом в адрес больницы перевозчик выставлялись счета как за фактическое дежурство обоих вертолетов. Больница эти данные не проверяла, и счета оплачивались в полном объёме. Да, руководство больницы, заключившее с Лучниковым контракт, может сказать: он нас обманул, и мы не знали. Но здесь речь идёт уже о халатном отношении как раз со стороны медиков. Проверить сколько вертолетов можно элементарно выехав на место дислокации. Проверить, не летал ли Лучников по своим делам во время дежурства, можно запросив в аэропорту данные, было ли судно на месте. Но, кажется, что всех устраивал факт реализации программы и освоения денег.
Как стало известно корреспонденту РИА SM News от достоверного источника, после того, как сотрудники ФСБ зафиксировали, что всё-таки нарушения контрактов были и один из двух вертолётов во время дежурства отсутствовал и использовался Лучниковым по своим делам, Минздрав подсчитал примерную сумму ущерба – 507 тысяч рублей. Эту сумму и вменяют перевозчику в рамках уголовного дела, которое в конце сентября полицейские возбудили по статье «Мошенничество». К каким подробностям, суммам и фамилиям приведет клубок событий и обмана, который распутают следователи пока остается только догадываться.