ИВАНОВ-АРДАШЕВ В.В.: Цветы надежды в царстве тигра
На Востоке, как известно, мыслят образно, и в случае необходимости используют аллегории, понуждая оппонентов шевелить мозгами. Так было и в Китае более полувека назад, когда разногласия с Советским Союзом еще не достигли апогея, но уже тогда Кремлю намекали, что он ведет себя не совсем правильно. И в качестве примера приводили «Сказку о золотой рыбке», где алчная старуха желала обогатиться, а бедный старик лишь втайне роптал.
И эта пропагандистская кампания, получившая в Китае большой размах, вызывала не только гнев против старухи, но и сочувствие к старику, в котором, конечно, подразумевался великий советский народ, так многое сделавший для китайских братьев.
Не меньший размах получила и другая пропагандистская кампания, где уже осуждался храбрый русский солдат из шолоховского рассказа «Судьба человека», выпивший водки с врагами, а не гордо погибший, отказавшись от выпивки.
И о таких кампаниях у нас сообщали с иронией, мол, что возьмешь с наивных китайцев, зацикленных на сказочных образах и лозунгах культурной революции? Но умные люди понимали, что аргументы южных соседей не такие уж и наивные, и нам в самой умной и читающей Стране Советов, как ее тогда называли, не мешало бы задуматься, а все ли мы правильно делаем? Точнее делает кто-то и от нашего имени. И эти «кто-то» лихо раздаривали территорию, как в случае с Крымом, и также лихо ввязались в войну в Афганистане, истощившую советскую экономику.
Нет, я вовсе не идеализирую китайский опыт, ведь и у них были ошибки, но у меня как историка и писателя хорошая память, и я пытаюсь заново осмыслить то, что когда-то считалось примитивным и враждебным.
И я помню, как в начале семидесятых годов, когда зарубежные радиоголоса повсеместно глушились, в нашем провинциальном Хабаровске передачи из соседнего Китая можно было услышать, и начинались они так: «Дорогие советские друзья, стонущие под игом московских ревизионистов…». И дальше можно бы не слушать, поскольку шла обычная пропаганда, а дикторы говорили с сильным акцентом и не очень грамотно.
Тогда, как известно, отношения с Китаем были плохими, а пограничный конфликт на острове Даманском и вовсе вызвал ярость и негодование. Но при всей тогдашней обиде на китайских товарищей фраза о «московских ревизионистах» почему-то запомнилась и с ней многие украдкой соглашались. Я тогда был студентом исторического факультета и имел, как говорится, аналитический склад ума, что пригодилось в дальнейшем. Был нештатным референтом крайкома комсомола, готовил тексты о молодежных радикальных движениях в Китае, Западной Европе и Америке, позже стал историком восточной ветви Русской эмиграции. Короче, в теме разбирался, и соседний Китай с его богатой историей интересовал меня и тогда, и сейчас.
И об этой китайской теме у меня несколько книг, есть и публикации в «Литературной России», в том числе аналитическая статья «Призрак страны Хартленд», где все, как говорится, разложено по полочкам. Не буду повторяться, а лишь вкратце поделюсь своими наблюдениями. И повод есть – цикл прошлогодних передач на телевизионном канале «Россия», посвященный 70-летию Китайской Народной Республики под общим названием «Второе рождение Поднебесной». Отличная кинохроника, замечу, хотя некоторые эпизоды явно постановочные и пропагандистские, но это не умаляет заслуг советских кинооператоров, создавших «энциклопедию» первых дней КНР.
И еще фильм «Второе рождение Поднебесной» вызывает не только гордость за ту огромную помощь, что оказала наша страна пробудившемуся Китаю, но и горечь от собственных потерь и забвения былых идеалов.
Да, пора честно признаться, что советские руководители времен поздней КПСС совершили предательство не только в отношении собственной страны, но и всего мирового рабочего и коммунистического движения. Я никогда не был членом КПСС, да и в нынешнюю КПРФ тоже вступать не собираюсь. И мне противно видеть, как выходцы из былой КПСС, ставшие функционерами и депутатами, выдают дифирамбы руководству нынешнего Китая и восторгаются портретами вождей коммунизма на их партийных съездах.
И китайские руководители, считаю, куда принципиальнее в вопросах внешней политики, хотя дипломатия и требует сдержанности, в том числе при общении с некоторыми нашими руководителями, которые скорее уже чужие и лукавые, пытающиеся заигрывать с Западом и Востоком.
Ну, а фраза о тех самых «ревизионистах», которую я упомянул, подтвердилась. Впрочем, делать прогнозы – дело неблагодарное. Поэтому лучше снова окунусь в мир восточных образов, где даже самая неприятная критика деликатно окутывается витиеватыми образами. И еще дарит мудрую надежду, что все еще может измениться к лучшему. И даже в царстве надменного тигра, с усмешкой глядящего на робких баранов.
Вот такой заголовок я и решил дать этой статье. А если кому-то сравнение с тигром покажется чересчур витиеватым и на восточный лад, его можно сделать более понятным и в духе привычных русских былин, заменив слово «тигр» на «Кощея». И тогда заголовок будет вполне народным и былинным – «Цветы надежды в царстве Кощея». Мне такой заголовок тоже нравится.
Владимир Иванов-Ардашев,
историк Русского зарубежья, публицист
специально для сайта «Свободная интернет-газета»
На снимке: визит делегации Народно-освободительной армии Китая в Хабаровск в 2009 году. Из архива автора