«КАРТОННЫЕ ДОМИКИ-УБИЙЦЫ»
В конце июля ведущие информагентства распространили информацию о том, как в Пермском крае начался снос 58 новых жилых домов, на строительство которых было потрачено порядка 1,4 миллиарда рублей из бюджета.
«Потемкинская деревня», «Мертвый микрорайон» — каких только эпитетов данным формальдегидным домам не присваивали.
От строительства до сноса – 10 лет
Что и говорить, не каждый день увидишь, как новостройки пускают под бульдозер. А началось строительство микрорайона «Усольский-2» в Пермском крае в 2007 году по распоряжению правительства РФ для переселения жителей из зоны техногенной аварии в Березниках. Средства на строительство микрорайона — 1,372 млрд руб. — были выделены из федерального бюджета.
Впоследствии выяснилось, что построенные и введенные в эксплуатацию 89 быстровозводимых домов не отвечают нормам безопасности жилых помещений. Исследования показали, что в домах значительное превышение ПДК по формальдегидам.
Было заведено уголовное дело о коррупции, которая была допущена при проектировании и строительстве микрорайона «Усольский».
Так, экс-начальник ГУП «УКС Пермского края» Николай Андреев обвинялся в том, что искусственно разделил комплекс жилой застройки на несколько объектов, а чтобы уложиться в сжатые сроки, он уклонился от выдачи заданий по разработке дренажных систем на подтапливаемой территории и не направил проектную документацию на госэкспертизу. Чиновник выполнил работы, не отвечающие требованиям жизни и здоровью переселенцев, в том числе детей в возрасте до шести лет. Ему грозило до шести лет лишения свободы.
Экс-начальнику управления строительства и архитектуры городской администрации Березников Оксане Субботиной, а также её бывшему заместителю Оксане Трофимовой за превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий, «светило» до 10 лет лишения свободы каждой. Женщины обвинялись в незаконной выдаче разрешений на строительство домов в «Усольском» без дренажа в подвалах. В связи с чем, во всех 89 возведённых двухэтажных домах начала скапливаться грунтовая вода. Повышенная влажность и привела к выделению из строительных материалов канцерогенного вещества — формальдегида, из-за чего жить в квартирах стало опасно для жизни.
Судебный процесс длился чуть более полугода. Следственный комитет подшил в 192 тома улики против трёх подсудимых.
Чиновникам все же удалось избежать наказания. 8 августа 2016 года уголовное дело было прекращено по истечению сроков исковой давности.
Пермскими властями было принято решение о том, что «формальдегидные дома» в Березниках перевели в статус «нежилых», людей расселили в маневренный фонд, и объявили конкурс на снос домов.
24 июля 2018 года подрядчик приступил к сносу 58 двухэтажных деревянных и панельных домов в кварталах микрорайона «Усольский-2» в Березниках. Эти работы, в том числе по вывозу мусора, необходимо выполнить в течение 75 дней.
После сноса домов территорию площадью 38,5 Га предполагается использовать под многоэтажную застройку и дальнейшее развитие микрорайона «Любимов». Земельный участок уже оснащен всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Окончательное решение будет принято правительством Пермского края в ближайшее время.
Ядовит и опасен
Широко обсуждали снос формальдегидных домов в Пермском крае и в соцсетях. Самое распространяемое затем видео про «Потемкинскую деревню» было выложено в Инстаграме "Комсомольской правды".
Комментарии пользователей на этой площадке, как впрочем, и на других, где обсуждался этот вопрос, были острыми:
А действительно, что со здоровьем человека происходит под воздействием формальдегида?
На сайте ДомЭконом, где формальдегидные дома обсуждались уже давно, после того, как Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 25 августа 2011 года проинформировала об обнаружении повышенных концентраций формальдегида в малоэтажных жилых зданиях микрорайона «Усольский-2» г. Березники Пермского края, сказано следующее:
«В результате лабораторных исследований выявлено, что все исследованные материалы (минеральная вата, разновидности цементно-стружечных плит, неидентифицированные виды утеплителей), кроме пенополистирола, являются источником выделения в воздух жилых помещений формальдегида и изомеров ксилола.
Совместное применение исследованных материалов приводит к созданию в закрытых жилых помещениях концентраций формальдегида, превышающих гигиенический норматив, что является нарушением санитарных норм и правил».
Далее идет описание материалов с содержанием формальдегида:
Формальдегидные смолы химически не стабильны. В новых изделиях на начальном этапе происходит особенно интенсивное выделение формальдегида, который не прореагировал и остался в смоле. После того, как свободный формальдегид улетучится, остаются постоянные выделения формальдегида, вызванные процессом разложения смолы. Количество выделяемого газа на этой стадии снижается, но может оставаться достаточно большим. В домах микрорайона «Усольский-2» и через 5 лет содержание газа выше нормы. Интенсивность разложения смолы и количество выделяемого формальдегида увеличиваются с ростом влажности и температуры материала.
Например, при увеличении относительной влажности воздуха в помещении с 30 до 70% можно ожидать приблизительно 40%-ого увеличения эмиссии формальдегида. Рост температуры на каждые 5 градусов приводит примерно к удвоению эмиссии формальдегида в воздухе.
Формальдегид содержится не только в древесно-стружечных плитах, но и в минеральной вате. Плиты утеплителя из минеральной ваты тоже производятся с использованием связующего на основе фенолформальдегидных смол.
При применении плит вредными факторами являются: пыль минерального волокна и летучие компоненты синтетического связующего и гидрофобизирующей добавки — пары фенола, формальдегида, аммиака, углеводородов.
По данным независимых исследований некоторые образцы минераловатных плит утеплителя могут постоянно выделять до 0,02 мг формальдегида на квадратный метр поверхности плиты в час. До проведения испытаний на эмиссию вредных веществ, плиты должны выдерживаться не менее 2 месяцев в проветриваемом помещении. В плитах утеплителя может оставаться свободный фенол, не успевший пройти полимеризацию при изготовлении.
Кроме того, изделия из минеральной ваты служат постоянным источником мельчайшей пыли в доме. Такая пыль измеряется в микронах и не поддается уничтожению пылесосом, при этом «щедро» оседает в легких. Острые частицы этой пыли, попадая в дыхательные пути человека, остаются там, продолжая выделять фенолы и формальдегиды.
Чем опасно превышение уровня формальдегида? Формальдегид – альдегид муравьиной кислоты. Бесцветный газ с острым запахом, хорошо растворимый в воде и спиртах. По степени воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности: 1-й – вещества чрезвычайно опасные. По токсичности формальдегид относится к 1-му классу опасности. Является сильным аллергеном, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров, центральную нервную систему. Внесен в список канцерогенных веществ ГН 1.1.725-98 в разделе «вероятно канцерогенные для человека», при этом доказана его канцерогенность для животных.
Если все же застройщики выбирают такие материалы, то советуют по окончании строительства или перед покупкой готового дома проверить концентрацию газа в помещениях с помощью газоанализатора. В доме рекомендуется повесить на стену стационарный газосигнализатор формальдегида и понаблюдать, как меняется концентрация газа с течением времени. Как на концентрацию влияют изменения температуры, влажности воздуха снаружи и внутри дома, работа вентиляции. В сигнализаторе есть контакты, через которые может включаться вытяжной вентилятор в случае концентрации газа выше ПДК.
Но безопасней всего плиты ДСП, ОСП, фанеру не применять в больших количествах для строительства своего дома и не покупать такие дома.
А в Белогорске что?
В Белогорске эта новость обсуждалась также широко. Особенно среди жителей наших быстровозводимых «картонных домов». Если раньше они говорили только о недостатках, связанных с холодом, бытовыми обогревателями и плесенью, то здесь задумались, а что же с содержанием формальдегида и фенола в воздухе? Материалы, из которых изготовлены дома, такие же, что в Пермском крае – древесные плиты, минвата… Герметизации – никакой, следовательно, спасения от ядовитого газа тоже никакого. Освенсцим какой-то получается… Ведь в отличие от Березняков людей в эти дома заселили....
Открытая комиссия по изучению проблем в этих домах, инициированная главой города еще в начале этого года, все никак не завершит свою работу. То им выводы подкомиссии Михайловой не нравились, то оказалось, что рекомендации подкомиссии по эксплуатации домов не прошли обсуждения среди всех членов, то мэру физически не хватает времени на это. Между тем, очередная зима не за горами, а значит, снова вернуться проблемы в квартиры жителей «домов мечты». Возможно, свои выводы к этому времени сделают эксперты из Иркутска, которые недавно побывали в доме по переулку Летнему, 1Г. Эта выездная экспертиза была назначена по определению суда по одному частному делу и призвана ответить на множество вопросов, в основном, касающихся строительства и электричества. Дадут они, вероятно, оценку и осмотренной квартиры, и технического помещения, где трубы лежат на кусках пенопласта, и чердака, который осматривали, боясь провалиться через тонкий слой перекрытия.
Свои выводы эксперты должны будут сделать в течение месяца и представить в суд свое заключение, но оно не будет содержать ответов на вопрос о том, в пределах ли нормы находится в помещениях ядовитый газ формальдегид.
Может, о проведения этого анализа стоит задуматься Роспотребнадзору и властям? Хотя по логике вещей они должны были это сделать еще до заселения в дома людей…