Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

СВОБОДНЕНСКИЙ РАЙОН: Забытая история села Талали

СВОБОДНЕНСКИЙ РАЙОН: Забытая история села Талали

Три года назад (в 2014 г.) жители с. Талали торжественно отметили 110-летний юбилей своей малой родины. Оно и понятно, официальной датой образования этого села сегодня считается 1904 год. Она указана в справочнике «Опыт энциклопедического словаря. Амурская область», составленном профессором Н.К.Шульман, под редакцией академиков В.В.Воробьёва и А.П.Деревянко, и изданном в Благовещенске в 1989 году.

Казалось бы, столь авторитетные имена на обложке книги являются полной гарантией точности приведённой в ней даты рождения Талалей. Тем не менее, она не верна. Об этом свидетельствует целый ряд исторических документов.

Во-первых, выселок Талали отмечен в Памятных книжках Амурской области за 1901 и 1903 годы. Во-вторых, населённый пункт Талали есть на Карте заселения Амурской области, составленной в 1902 году. В третьих, Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска за 1912 и 1919 годы чётко указывают настоящую дату рождения этого села (в то время ещё казачьего хутора) – 1897 год.

Но откуда же взялся тогда в советских справочниках 1904 год? Найти непосредственный источник этого заблуждения мне не удалось, но имеющиеся в распоряжении историков факты позволяют прояснить данный вопрос логическим путём. Для начала разберёмся с составом первопоселенцев по месту выхода и происхождению. Сайт «Амурские сезоны», публикуя списки репрессированных в 20-30-е годы жителей амурских сёл, даёт такую возможность, поскольку эта беда коснулась тогда очень значительной части их населения.

По месту рождения всех репрессированных с. Талали можно разделить на шесть групп: 1) родившихся в самих Талалях, 2) в Забайкалье, 3) в Краснодарском крае (на Кубани), 4) на левобережной Украине, 5) в южно-русских губерниях, 6) в других местах Амурской области. Самой многочисленной является четвёртая. Остальные делятся примерно поровну, причём фамилии рождённых в Талалях всегда совпадают с фамилиями из других групп, что позволяет первых тоже причислить к этим группам. Шестую группу можно игнорировать, поскольку её представители вряд ли могли принадлежать к семьям дореволюционных жителей данного села. Таким образом, остаётся четыре группы, различающиеся по месту выхода.

А теперь попробуем определить, когда каждая из этих групп могла появиться в Талалях.

Выселок Талали, зафиксированный в статистических изданиях начала 20-го века, был образован выходцами из какого-то уже существовавшего казачьего поселения. Логично предположить, что это был хутор Симоновский Кумарского станичного округа, поскольку он являлся ближайшим к Талалям и располагался в долине той же речки Белой, чуть более 10 вёрст ниже по течению. К концу 1900 года в выселке жили всего две большие семьи общей численностью 18 человек. Через два года талалинцев было уже 27, а число семей увеличилось до четырёх. Видимо, подселились дополнительно одна (ещё одна могла выделиться из прежних) или две семьи, скорее всего из того же хутора Симоновского.

Появление выселка Талали именно в 1897 году вряд ли было случайным. Ещё в 1894 году тогдашний Приамурский генерал-губернатор и, по совместительству, Атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск С.М.Духовской своей властью отвёл в основном пустующие тогда земли вдоль рек Амур и Уссури во владение казаков «впредь до законодательного разрешения вопроса о границах казачьей территории». Ширина этой полосы, которая стала называться «наделом Духовского», составляла 15 вёрст. Примерно на таком расстоянии от Амура и был образован три года спустя выселок Талали. Своим появлением он фактически обозначил северо-восточную границу принадлежащей Симоновскому хутору территории.

Хутор Симоновский был заселён забайкальскими казаками, поэтому и основатели Талалей тоже, по всей вероятности, должны были быть выходцами из той же среды. Среди репрессированных в 20-30-е годы XX века талалинцев числятся четыре уроженца восточного Забайкалья: Илья Афанасъевич Баженов (1872 г. р.), Фёдор Константинович Баженов (1869 г. р.), Назар Иванович Шестаков (1872 г. р.) и Роман Степанович Бузыкин (1901 г. р.). Кроме того, есть ещё Иван Фёдорович Баженов, который родился в 1909 году уже в Талалях. Судя по отчеству, он являлся сыном Ф.К.Баженова. 

Баженовы – известный в области до революции казачий род. Его представители жили во многих посёлках по Амуру, в основном выше Благовещенска. Что же касается Шестакова и Бузыкина, то местом их рождения отмечено с. Ишага, которое до революции было пограничным казачьим посёлком на берегу р. Аргунь. Таким образом, к числу первых жителей выселка Талали можно условно отнести Баженовых и Шестаковых. Бузыкины могли быть четвёртой семьёй, подселившейся в 1902 году.

Поскольку Талали вплоть до установления Советской власти являлись казачьим поселением, то все (или почти все) остальные его жители до революции тоже должны были быть казаками. Особенно это касается уроженцев нынешнего Краснодарского края (то есть выходцев с территории Кубанского казачьего войска). Когда же появились здесь кубанские казаки?

Начало их переселения на Амур относится к 1901 году. Тогда эту категорию казаков-переселенцев направили на заселение так называемого Зазейского района – бывшего «Маньчжурского клина» - относительно небольшой территории между Амуром и впадающей в него рекой Зеей, с которой незадолго до этого (во время вооружённого конфликта с Китаем 1899-1901 гг.) было согнано проживавшее там китайское и маньчжурское население. 

По данным известного историка Амурского казачества В.Н.Абеленцева, из числа кубанцев «18 семей вначале остановились в выселке Талали Кумарского округа» (В.Н.Абеленцев. Амурское казачество XIX-XX вв. Благовещенск, 2005. С. 77). Правда потом, они «с разрешения наказного атамана перешли в Зазейский район» (Там же). 
Когда именно они ушли из Талалей не ясно, но сам факт того, что данный выселок был избран руководством Войска для заселения кубанцами, говорит сам за себя.

Окончательно кубанские казаки осели в Талалях, видимо, после 1903 года, когда было «закрыто» их переселение в Зазейский район и оставшиеся партии разбросали по другим казачьим местам на Амуре и Уссури. Возможно, с их появлением и связано переименование выселка Талали в хутор, что вполне могло произойти в 1904 году.

Поселение в «полосе Духовского»  казаков (забайкальцев и кубанцев) кажется вполне естественным, но как могли оказаться здесь до революции выходцы из Полтавской и Черниговской (уже не казачьих в то время) областей? На то, что часть из них действительно приехала сюда ещё до революции, указывает факт рождения в с. Талали Ивана Александровича Мечикова в 1917 году. Его (очевидно) отец, Александр Алексеевич Мечиков, числится в том же списке как родившийся в Черниговской области в 1886 году. Известен также факт рождения в с. Талали в 1908 году Гавриила Мартемьяновича Майсак, родители которого были выходцами с Полтавщины (Летопись сёл Свободненского района. 1922-2007 гг. г. Свободный. С. 50).

Объяснение этому странному на первый взгляд факту имеется в написанной войсковым старшиной Р.С.Ивановым в 1912 году «Краткой истории Амурского казачьего войска». Там сказано, что в 1906 году правительство предложило Войску заселять казачьи земли крестьянами с зачислением их в казаки. Желающих сразу же нашлась масса, поскольку при этом выдавалось пособие 150 рублей (стоимость верховой лошади – Ю.Т.) на семью. Было даже образовано несколько дополнительных казачьих хуторов. Лишь 3 апреля 1910 года Комитет по заселению Дальнего Востока постановил прекратить причисление к Амурскому казачьему войску крестьян, а оставшиеся излишки земель из полосы Духовского отдать под образование собственно крестьянских селений (Амурские казаки (1-й том). Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век». Благовещенск, 2008. С. 169-170).

Итогом трёх первых этапов заселения с.Талали стал очень резкий рост его населения. К 1912 году в нём жило уже 212 мужчин и 186 женщин казачьего сословия, а также 8 не казаков (2 мужчин и 6 женщин), то есть всего 398 человек. Таким образом, за 10 лет население увеличилось gjxnb в 15 раз. Пять лет спустя там уже проживал 501 человек в 70 приписных и 2 посторонних хозяйствах (Поселенные итоги сельскохозяйственной переписи в Амурской области в 1917 г.. Благовещенск, 1918. С. 160-165), а в 1927  – 802 (Список населённых мест Амурского округа за1927 г. С. 22). В последнем случае учтены и подселившиеся за годы советской власти крестьяне-переселенцы, тогда как число бывших казаков значительно снизилось (многие бежали в Китай, опасаясь мести Советов за активное участие в гражданской войне на стороне белых властей).

Нелишним будет вспомнить и о хозяйстве казачьего Талали к началу революции 1917 года, когда никто ещё не слышал здесь ни о каких колхозах, МТС, МТФ, комбайнах и тракторах, а большая часть взрослых мужчин (на своих лошадях) сражалась на полях Первой мировой войны. Всего на хуторе оставалось тогда 358 лошадей (в т.ч. 242 рабочих), 256 голов крупного рогатого скота (в т.ч. 107 коров), 304 свиньи и 1043, 7 десятин пашни (из которых засеяно 820 десятин)(Поселенные итоги сельскохозяйственной переписи в Амурской области в 1917 г.. Благовещенск, 1918. С. 160-165). Таким образом на одно хозяйство в среднем приходилось почти по 5 лошадей (в т.ч. более 3-х рабочих), 3,5 головы к.р.с. (в т.ч. 1,5 коров), более 4-х свиней и 14,5 десятин пашни (11,4 дес. посева) . Тогдашняя десятина составляла 1 га + 1197, 44 кв. метра.

Как же получилось, что нынешние жители Талалей совершенно не знают первого, казачьего периода своей истории? Судя по всему, потомственная часть здешнего казачества (забайкальцы и кубанцы) давно покинула село (по своей и не по своей воле), а частично была выбита в годы сталинских репрессий и на фронтах Великой Отечественной войны. Наскоро же повёрстанные в казаки за 7-10 лет до революции крестьяне-переселенцы не успели сжиться со своим новым статусом и при советской власти предпочитали не вспоминать о кратковременном пребывании в составе этого враждебного Советам военного сословия. Немало сделала для вытравливания памяти о казачьем прошлом талалинцев и сама Советская власть.

Итак, подведём краткий итог наших рассуждений. Село Талали было основано как выселок казачьего хутора Симоновский в 1897 году. В 1904 году (предположительно) он был преобразован в хутор, с подселением семей кубанских казаков. В 1907-1910 годах в состав его населения вошли также крестьяне-переселенцы из разных губерний европейской России (в основном Полтавской и Черниговской), пожелавшие вступить в сословие казаков.

Таким образом, село Талали в наступившем 2017 году по праву должно отмечать 120-летнюю годовщину с момента своего основания. С юбилеем вас, уважаемые талалинцы. Помните и чтите свою историю. Она этого безусловно стоит.


Список источников:

1. Абеленцев В.Н. Амурское казачество. 19-20 вв.: Сборник статей и публикаций. Благовещенск, 2005
2. Амурские казаки (1-й том). Материалы, документы, свидетельства, воспоминания. / Серия «Приамурье. Из века в век». Благовещенск, 2008
3. Летопись сёл Свободненского района. 1922-2007 гг. г. Свободный.
4. Опыт энциклопедического словаря. Амурская область. Благовещенск: Хабаровское книжное издательство, 1989
5. Памятная книга Амурской области на 1901 г. Благовещенск, 1901. С. 130
6. Памятная книга Амурской области на 1903 г. Благовещенск, 1903. С. 147
7. Список репрессированных из села Талали. Книга памяти Амурской области. / Амурские сезоны / http://геоамур.рф/sources/d_28_14/district14-x=14$01.php
8. Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска. 1912 г. / Ф. 10-И. Оп. 1. Д. 80а. Л. 1
9. Статистические таблицы населённых пунктов Амурского казачьего войска на 1 января 1919 г. / Ф. 10-И. Оп. 1. Д. 152. Л. 1

Источник

+2
16:30
3515
RSS
Гость
17:31
Юрий Анатольевич, вообще то дата 1897 год известна давно и всем краеведам, и в районе, и в селе Талали — она указана в известном «Географическом словаре „Приамурье“ за 1968 год ( стр.179) в статье о селе Талали! Этот доступный словарь есть и в сельской библиотеке, и в районной… Почему-то Вы как-то „выборочно“ оперируете источниками? ))
Другое дело, почему немало сел Амурской области зная (!) о других датах основания своего села выбирают в итоге ту, или иную дату, вот в этом есть свой вопрос!
21:27
+1
Спасибо за дополнительную информацию. Географический словарь 1968 года мне на глаза не попадался. Буду иметь в виду. Однако в данном случае, его информация мало что значит. Официальной датой рождения Талалей сегодня является именно 1904 год. Три года назад было даже отмечено 110-летие села. Почему-то никто из районных краеведов не предупредил организаторов о неправильной дате. Видимо, авторитет составителей Энциклопедического словаря 1989 года оказался весомее авторитета авторов Географического словаря 1968 года.
Гость
16:19
Да, уже смотрю не в первый раз у г.Тарасова в его краеведческих изысках не выгодная ему информация «мало что значит», так что не старайтесь ЕВЛ с подсказками к верному изложению. У нашего «первооткрывателя» своя линия… Вот и профессору Шульману с академиками досталось, мол, ничего не знают про Талали )) Впрочем, это уже даже как-то комично…
21:15
+1
Галина, Ваша «линия», судя по всему, заключается в отрицании любой информации, исходящей от меня. Это отрицание уже дошло до абсурда. По поводу даты образования Талалей Вы одновременно поддерживаете мнение и Шульмана, и ЕВП, которые противоположны. Это действительно смешно.
Гость
19:14
+1
Юрию Тарасову
Официальная дата основания того или иного населенного пункта закрепляется в нормативном правовом акте. Так, например, в Уставе города Свободного установлено, что «Города Свободный основан в 1912 году как город Алексеевск… 12 августа является Днем города».
Село Талали входит в Климауцевский сельсовет. В Уставе Климауцевского сельсовета официальной даты рождения Талалей нет. Ранее с. Талали был самостоятельным муниципальным образованием и имелся Устав Талалинского сельсовета, возможно в нем была закреплена официальная дата основания Талалей. Все остальные заявления и празднования ОФИЦИАЛЬНЫМИ не являются, а есть лишь мнения тех или иных групп людей.
21:06
+1
Андрей, а официальный сайт Свободненского района может содержать официальную дату основания Талалей? Или это тоже мнение тех или иных людей (глав района и сельсовета)? Там указана дата 1904 год.
Гость
13:23
+1
Официальный сайт — это информационный ресурс, на котором может располагаться любая информация. Но официальный сайт не является ОФИЦИАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ. Таковыми является — Устав поселения или решение сельсовета.
21:05
+1
Андрей, я не против того, чтобы считать Устав поселения нормативным актом. Просто я считаю излишним искать устав с.Талали в архивах, если официальные представители района уже разместили на своём официальном сайте нужную для меня информацию. У меня нет оснований, в данном случае, не доверять районным чиновникам. Какой смысл им искажать дату основания с. Талали?
Гость
08:16
Юрию Тарасову
Районные чиновники — такая же группа людей (в данном случае, может быть весьма узкая). Сегодня они одну дату считают, завтра — другую. Далеко ходить не надо — это город Благовещенск, где дату основания сменили, т.к. надо было в очередной раз досрочно юбилей сделать
16:29
Андрею Мирошину. Кажется, я понял причину нашего спора. До меня иногда очень туго доходит. Под «официальной» датой Вы имеете в виду дату, обозначенную в первых документах, установивших статус самого поселения, как самостоятельного населённого пункта. На мой же взгляд, официальной является та дата, которой официально придерживаются официальные власти сегодня, а дата, обозначенная в старых документах, является всего лишь одной из версий, которая тоже вполне может оказаться ошибочной.
Гость
08:03
Нет, не поняли. Официальные власти могут придерживаться любой даты, но власть — это не последняя инстанция. Если бы дату основания села закрепили в проекте Устава — то проект устава должен быть как минимум вынесен на публичные слушания, т.е. дана возможность всем жителям высказаться по данному поводу, ВСЕМ (или БОЛЬШИНСТВУ) — принять участие в ОБСУЖДЕНИИ, т.е. — ЛИГИТИМИЗИРОВАТЬ норму. Таким образом, будет считаться, что дату основания населенного пункта ПРИНЯЛИ (закрепив в Уставе) — БОЛЬШИНСТВО, а не НАВЯЗАЛО МЕНЬШИНСТВО.
15:22
+1
Можно, конечно, пожелать жителям с. Талали создать свой Устав с указанием там даты основания села. Только для этого нужно сначала выяснить её. Это и являлось целью написания моей статьи. Думаю, мне это сделать удалось.

Теперь дело за талалинцами, ну и, разумеется, за властями района.

Хочется надеяться, что моё исследование не окажется «гласом вопиющего в пустыне».
Гость
16:05
Мой дед, Онищенко Роман Прохорович, пересилился с семьёй в п. Талали в 1903-1904 гг. из Полтавской губеринии. Уже в 1904 году родился сын, затем в 1906, 1908, 1910 — ещё 3 сына, потом в 1912,1914,1917 году — ещё 3 дочери.

В 1932 году деда и бабушку раскулачили и выслали на работы в золотые рудники, где и скончались они.
19:26
+1
Мария Викторовна, если Ваше утверждение подтверждено документами, то оно действительно разрушает ту схему истории села Талали, которую мне удалось выстроить на основе имеющихся исторических источников. Но хотелось бы всё же увидеть эти документы. Не могли бы Вы отсканировать их и показать всем здесь, на сайте?
09:09
ошибочным может быть всё, и «официальная дата» и принятая большинством и т.п. Поэтому история она скользкая вещь.
Гость
23:21
Галина, да не обращайте вы внимание на изыски и опусы Тарасова, переполненные самомнением, «ученостью» и натяжками, одна только его " фантазия" в статье о Желтоярово (что оно, кабы раньше называлось Благовещенское) все о нем без лишних слов и говорит… (Хорошо, что наш В.Я.Давыдов этого не услышал). Мы тут у себя, когда прочитали это фэнтези просто обсмеялись )) Вот и по Талали очередной прокол получился, а он то поди думал, что сделал «открытие» с датой? ))
Вот же люди…
'Даю чесс… благородное слово...', а объективный диспут-то где?

Давайте вести диалоги грамотно.
16:41
+1
Тому(той) кто, якобы, из района, выражаю благодарность за пристальное внимание к моей персоне. Вы уже второй мой постоянный фанат на этом сайте. Мне всегда очень интересны ваши с Галиной абсурдные выпады в мой адрес. Они действительно показывают ваш неподдельный интерес лично ко мне, а не к моим статьям, поскольку демонстрируют полное непонимание смысла того, что написано в них.
Юрий Анатольевич ценит взвешенную критику, и на сайте были тому примеры.

Задавайте вопросы по каждой непонятной дате, по обоснованности использования или неиспользования того или иного источника.
Гость
15:52
Чёт какая-то каша в головах о талали. казачье талали и село талали — это разное. областные словари составлял названный шульман он и исправил ошибку с 1897 на 1904. глаголите тут сообща ерунду по бумажкам не зная сути дела
Если вас не затруднит, перечислите фамилии авторов словарей об Амурской области (только с большой буквы и без ассоциаций)

Кстати:

asn24.ru: Усть-Зейская станица и военное поселение

В 2006 году Благовещенск «постарел» сразу на два года — вместо 148-летия город отметил 150-летие.

Именно в этом году депутаты решили перенести стартовую точку — если ранее отсчет велся со дня присвоения Усть-Зейской станице статуса города и переименования ее в Благовещенск (с 17 июля 1858 года), то с 2006 года днем рождения Благовещенска стали считать момент высадки на левом берегу Амура казаков-первопроходцев — 2 июня 1856 года.
Гость
08:38
Чисто коньюктурное решение — чтобы 150-летие ЗАРАНЕЕ отметить. Хотя с географической точки зрения Усть-Зейская станица и город Благовещенск — это не одно и то же.
Вот именно.

Параллели налицо с селом Талали…

Кстати, справедливости ради закладка населённого пункта, где ныне Благовещенск состоялась раньше Хабаровска.
И перенос даты в данном случае оправдан, имхо, т.к. до этого выходило, что Хабаровск старше.
Гость
17:47
Да ничем это не оправдано. Высадка казаков с установкой Усть-Зейского поста и основание города Благовещенска — это НЕ ОДНО и ТО ЖЕ.
Вы это хабаровским краеведам поведайте )
Кстати, пример из нашего времени:

Летоисчисление ЗАТО Циолковский будут с какого года считать?..
22:21
+1
Гулевич.
Чтобы понять суть дела, нужно сначала прочитать статью.
Загрузка...
|
Похожие статьи