«МЕТОД МГНОВЕННОГО ТЫКА» И СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ : КАК УЧАТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ
Стало интересно — зашёл в интернет, нашёл ответ. Где же рассуждения и долгий поиск истины? Блогер, отец и педагог Алексей Калачёв, рассказывает, как клиповое мышление вытесняет системное и так ли это страшно, как кажется на первый взгляд.
Одна из любимых тем обсуждений про разные поколения — это как клиповое мышление вытесняет системное. Действительно, юное поколение думает совсем иначе, чем старшее. Сам подход иной. Значит ли это, что старые, «универсальные» методы познания мира и ориентации в нём уже не работают? Нет, однако в системе образования стоит изменить некоторые подходы, связанные с пониманием того, как современные дети получают опыт.
1. «Метод мгновенного тыка»
«Метод тыка» прост и универсален. Он работал и когда человек ещё ходил в звериных шкурах, и сейчас — в информационном мире. Нужно просто пробовать сделать что-то: то так, то эдак. Методом проб и ошибок. Скажите, случайная вероятность имеет низкий КПД? Возможно, однако весь прогресс человечества построен именно на этом методе.
Эдисон выполнил десять тысяч неудачных экспериментов, чтобы изобрести и усовершенствовать электрическую лампочку накаливания, и его изобретение изменило мир. Не опускайте руки после первой неудачи.
Правда, говорят, что создаваемый сейчас искусственный интеллект (ИИ) так быстро будет отрабатывать все варианты проб и ошибок, что человек станет неконкурентоспособным. Пока этого не произошло, старый и проверенный метод в игре.
И знаете что? Если в прошлом единицы особо пытливых — как Эдисон — постоянно применяли этот метод, то сейчас так делают большинство молодых людей. Более того, новое поколение усовершенствовало этот метод, превратив его в «метод мгновенного тыка».
Спросите: как это? А так: как только возникает вопрос, интерес или желание, представители нового поколения сразу делают своего рода «тык». В поисковике или на практике, но в этот же момент — мгновенно. Это значительно повышает результативность их запросов.
«Мысль ушла, не застав никого дома» — это не про них. Именно поэтому они так быстро осваивают компьютер и интернет
Ткнул сюда — не получилось, ткнул в другое место, и так много раз, без долгих размышлений об ошибке, поэтому они быстро учатся. Быстро, но, говорят, не системно — это правда. Зато такой подход может принести много случайных, непредвиденных и неожидаемых результатов. Некоторые будут весьма впечатляющими.
2. Случайные открытия
Большинство научных открытий сегодня происходят в результате кропотливой работы. Однако история полна случаев, когда невероятные открытия совершались совершенно случайно. Перечислю лишь некоторые из таких открытий и изобретений.
Закон Архимеда (открыт в ванне): помните, наверное, в этот момент он воскликнул: «Эврика!» Открытие Колумбом Америки. Рентгеновское излучение и радиоактивность. Нобелевская премия: тут помогла оплошность журналистов, когда они по ошибке напечатали некролог Нобеля, скажем так, раньше времени. Музыкальный талант Элвиса Пресли: ему подарили гитару, так как на велосипед денег у родителей не хватило.
Телефон и телескоп. Микроволновая печь (то есть то, что СВЧ-излучение способно нагревать предметы). Множество химических элементов. Вулканизированная резина. Тефлон и суперклей. Небьющееся (ударопрочное) стекло. Спички и порох. Полиэтилен и анилиновые красители. Скотч и стикеры. Застёжки-липучки. Пластилин, пластик и железобетон.
Пенициллин (антибиотики), инсулин, вазелин и виагра. Открытие причин многих ужасных болезней. А ещё кардиостимулятор. Вот это вот всё спасло и спасает миллионы жизней.
Пакетированный чай. Кукурузные хлопья и сухие завтраки. Сахарин. Вафельный рожок для мороженого. Чипсы. Фруктовое мороженое. Шампанское, бренди и портвейн. Шоколадная паста. Салат «Цезарь». Кока-кола! Да, и она тоже.
Шагающая пружинка «слинки» — популярная детская игрушка. Кресло-качалка. Тележка для супермаркета. Танец сиртаки. Кроссворд. Лего. Служба коротких сообщений (Short Messaging Service, SMS).
Этот список бесконечен. Каждая история этих открытий и изобретений завораживает и вдохновляет. Это истории про настоящие приключения, как найти «клад».
Можем ли мы лишать детей такой возможности — испытать радость настоящего открытия? Тогда позволяйте им делать самые невероятные вещи — экспериментировать. Как бы странно они ни выглядели со стороны, эксперименты могут принести действительно неожиданный результат (главное, чтобы квартиру не спалили, поэтому лучше, если это будет на ваших глазах, а не тайком). Кстати, возможно, таким «случайным» образом дети сделают вашу семью миллионерами. Прецеденты были.
3. Системное мышление и поиск до первого результата
Противоположностью «метода тыка» называют системное мышление. Попробую объяснить разницу на примере из жизни. Нужно принять решение, куда поехать отдыхать в отпуск. Ответственное решение, потому как он один в году и хочется, чтобы удался. Как будут поступать люди старшего и молодого поколения?
Если представителям «старой школы» нужно что-то узнать для принятия решения, они прошерстят всё, а не только первые три ответа поиска в интернете
Потом на основе полученной информации создадут что-то вроде таблички, где упорядоченно составят картину: все плюсы и минусы, все подводные камни и возможности. Принципиальным является то, что это будет именно полная картина. К этому их толкает системное мышление.
У многих молодых людей, по крайней мере я сталкивался с этим неоднократно, подход иной: искать до первой интересной ссылки по теме или спросить в группе в соцсетях, зацепиться там за первые комменты (порой не узнав самых очевидных фактов по теме).
Зачем читать всё, если я уже нашёл ответ, который меня устраивает? Это же лишняя потеря времени! Говорят, это особенность клипового мышления, предполагающего фрагментарность познания мира (и обучения). Потому что информации стало слишком много. С другой стороны, если результат есть и он устраивает, зачем делать лишнюю работу? Разумно же!
Ещё это и особенность современной среды. Когда всё было в дефиците, то можно и нужно было сравнивать и выбирать. Сейчас всего так много, что если всё сравнить, жизни не хватит. Поэтому, когда ты встретил то, что тебе нужно, на этом поиск прекращается. Зачем тратить жизнь на бесконечный выбор и анализ всего?
Мир изменился. Но основной принцип познания остался прежним — надо пробовать. Под лежачий камень вода не течёт. Удачи вам!
Автор - Алексей Калачёв
Далее…
Французский или Python: что общего между иностранным языком и языком программирования
Единственным лекарством от массового отупения в век интернета является изучение логики. Она должна стать одним из главных школьных предметов (в старших классах). Все русские великие умы 19-го — начала 20 века, а также первое поколение советских учёных, получили образование в гимназиях и лицеях, где преподавалась логика.
Большинство лучших советских учёных (из числа рождённых в СССР), действительно двинувших вперёд советскую науку в 60 — 70-е годы, учились в сталинских школах второй половины 40-х — первой половины 50-х годов, когда там преподавалась логика.
Среди наших современных соотечественников тоже есть ученые, которые двигают мировую науку. Правда некоторые из них делают свои открытия за рубежом. Но это потому, что их способности здесь никого не интересуют. Там где абсолютной ценностью считается только сиюминутная выгода, наука и культура ценностью не является.
И за школьными партами, я уверена, сейчас подрастают достаточно гениальных деятелей следующих десятилетий. А их дружба с интернетом нисколько не повредит их развитию.
Ну и в качестве примера видеоролик в котором звучит ода логике.
Логика как раз и предназначена для анализа необходимой человеку информации.
Не могу сказать, что я знаю её в совершенстве. Только самое основное, и при необходимости постоянно обращаюсь к соответствующим пособиям.
В данном ролике речь идёт не о логике, а о науке, которая, конечно же, опирается на логику. Логика учит правильному построению самих суждений, чтобы исключить возможность ошибки в мышлении.
В наших школах логика не преподаётся уже около 6 с половиной десятилетий. Выросло три поколения в подавляющем большинстве не умеющих логически правильно мыслить людей. Думаю, именно отсюда все наши беды и несовершенства.
Что же касается учёных, проявившихся у нас за последние 40-50 лет, то практически все они выпускники немногочисленных специализированных школ при крупнейших Вузах страны, где их обучают, в том числе, и логике.
Считается, что слово «алгоритм» происходит от имени великого ученого и математика Мухаммеда аль-Хорезми́, написавшего работу о позиционной десятичной системе счисления. Когда сочинение попало в руки европейцев, его оригинальное название было утрачено.
Работе дали новое имя «Algoritmi de numero Indorum», что значит «Индийское искусство счёта, сочинение Аль-Хорезми». Позднее Algoritmi трансформировалось в известный нам «алгоритм».
Бойкот – прекращение любых отношений с человеком, организацией или государством – стал так называться по имени англичанина Д. Бойкота. Он приехал в Ирландию управлять имением другого англичанина и своими выходками серьезно разозлил местных фермеров. Да так, что они в 1880 году объявили ему бойкот. Так слово и прижилось.
Знаете ли вы, что слово, которым мы называем дебошира и нарушителя порядка, – это фамилия? Кто как входит в историю, как говорится…
В XVIII веке в Лондоне проживала семья Хулихэн (Houlihan), прославившаяся своими выходками далеко за пределами Великобритании. Они нападали на людей, грабили и устраивали всевозможные дебоши – в общем, развлекались, как могли.
Но особенно среди них отличился Патрик Хулихэн. Он настолько запомнился англичанам, что те спустя сотню лет даже посвятили ему песенку. А фамилия парня стала нарицательной и превратилась в хорошо знакомого нам «хулигана».
Слово «силуэт» обязано своим происхождением министру финансов Франции Этьен де Силуэту. Тот первым задумался о сокращении расходов на содержание королевского двора, что очень не понравилось его членам. Говорят, он даже предлагал отказаться от создания дорогих портретов. За что и был карикатурно изображен в виде закрашенной тени – силуэта.
Но это вряд ли расстроило министра: он увлекался вырезанием силуэтов из бумаги и даже придумал обводить тень человека на стенах дома. А позднее создал музей силуэтов, правда, на должности министра он долго не задержался. Недовольные придворные вытеснили Этьена с руководящей должности.
Однажды первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к стихотворению Пушкина:
«Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке…
В тулупе, в красном кушаке».
И вот, что получилось у детишек:
Начнём с того, что самыми понятными словами этого четверостишья оказались «тулуп» и «кушак». Кибитка была изображена в виде летательного объекта. Почему? Ну как же, русским ведь языком сказано — «летит». Значит, летит.
Причём у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо, из-за созвучия слов «кибитка» и «куб».
И вот, летит по небу эдакая ки(у)битка и что делает? Правильно — взрывает. Кого? Бразды пушистые.
Что же такое «бразды»? Видимо, если пушистые, значит, звери такие. Однако что за название непонятное «бразды», что за звери? А нормальные такие звери. Инопланетные. Нечто среднее по внешнему виду между бобрами и дроздами.
И вот вполне уже логичная картина получается — летит кубической формы серьёзный такой космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых мутантов сыплются градом снаряды и бомбы, разнося инопланетную живность в клочья.
А рядом, неподалёку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим геноцидом наблюдает. Это ямщик. Причём изображён он, сидя на обруче («облучок» — «обручок», почти одно и то же), в кожухе и с лопатой в руках. Почему с лопатой? Ну, как же — он же ямщик, чем же еще ему ямы копать.
Сидит он на обруче, значит, с лопатой, на краю огромной ямы, которую успел уже благополучно выкопать. Спросите, зачем выкопал?
Понятно зачем — браздов хоронить! Логично? Логично.