Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ПОСЁЛОК КОРФОВСКИЙ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ. Часть 2. Первопоселенцы

ПОСЁЛОК КОРФОВСКИЙ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ. Часть 2. Первопоселенцы

Фото - rzd-expo.ru Станция Корфовская

«Всегда ходил в железнодорожной форме»… Это строка из воспоминаний об Иосифе Дзюле, который работал начальником станции Корфовская полтора с лишним десятка лет. Иначе говоря, гораздо больше, чем его предшественники Евгений Адерсон и Иван Добровидов. Из тех же воспоминаний Иосиф Александрович предстает зримо и веско. «Здоровый русский мужчина, широкий, двойная кисть руки, тяжелая, шаг крупный…»

В пору Адерсона и Добровидова поезда шли из Владивостока в Хабаровск и обратно. Амурская железная дорога, соединившая Транссиб в единое целое, заработала уже при Дзюле. Поездом из Владивостока можно было добраться в Петроград и Москву, не говоря уже о Сибири и Урале, что не так давно казалось немыслимым!..

Иосиф Александрович  никогда не жил в праздности. До призыва на срочную службу работал на Юго-Западной железной дороге,  был зачислен в 1-й Уссурийский железнодорожный батальон. Рядовой Дзюль дослужился до  помощника начальника станции, а после  увольнения в запас был зачислен в штат Уссурийской железной дороги с назначением начальником станции Корфовская.

Иосиф Александрович  состоял в Приамурском отделении Русского географического общества, где сблизился с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым, с которым  в 1908 году отправился в экспедицию из Хабаровска в Императорскую гавань: плыли по рекам, переваливали Сихотэ-Алинь, ночевали у костра… Свои впечатления Дзюль изложил в путевом очерке.

Отречение Романовых, низложение Временного правительства до созыва учредительного собрания, революция… В Хабаровске, до которого от станции Корфовской было три десятка километров, красные и белые сменяли друг друга.

Дальсовнарком не продержался и полугода. С весны город и примыкающую к нему железную дорогу взял под контроль атаман Иван Калмыков, поддержанный японскими войсками. Партизанские отряды в начале 1919 года объединились в военно-революционный штаб. Его возглавил Демьян Бойко-Павлов, выходец с хабаровского завода «Арсенал».

«В сентябре 1919 года пехотно-кавалерийский отряд Д.И. Бойко-Павлова совершил нападение на Корфовскую. Партизаны разгромили белогвардейский гарнизон, взорвали мост и сожгли станцию», -  эти строки из книги «Героические годы борьбы и побед» (Москва,  1968г.) 

В сборнике «Этих дней не смолкнет слава» (Хабаровск, 1957г.) описаны победоносные действия партизан в районе Корфовской. Спустя десятилетия стали доступны оценки другой стороны. «Отрядом красных 8 октября 1919 года станция Корфовская сожжена до основания», - сообщала газета «Уссурийский край».

«Восьмого октября около полуночи со стороны станции Верино подошел отряд красных до двухсот человек  пеших и конных, - дополняла газета «Приамурская жизнь». - Перерезали телеграфные провода, начали грабить. Награбленное частью складывалось на подводах, частью тут же уничтожалось… Подожгли станционное здание. Забрали весь скот».

Та же газета в другом номере извещала, что начальник станции Дзюль, его помощник Гурский, дорожный мастер Бобошин, кочегар водокачки Полищук захвачены красными.

Иосиф Александрович был арестован у себя дома. Его повели  в сопки, где допрос учинял сам Бойков-Павлов. Начальник станции возвратился к семье живым и невредимым… Но после  перенесенного Дзюль оставил станцию, на которой работал с ноября 1902 года. Некоторое время  был ревизором на станции Хабаровск, а в 1922 году с женой и детьми перебрался в Харбин.

У первопоселенцев Корфовского трагические судьбы. Федор Степанович Бебко, выходец из волынских крестьян, открывший лавку, был арестован в апреле 1932 года и осужден на три года. Вероятно,  из лагеря он не вышел. Посмертно реабилитирован в 1989 году.

Тимофей Федоренко, коренной корфовчанин 1903 года рождения, в 1938 году был приговорен к ссылке.  Ему еще повезло. Иван Филиппович Щедраков, уроженец Могилевщины, фигурирующий в судебно-следственных материалах как единоличник, был приговорен к высшей мере наказания.

 Впрочем, это происходило позже, а двадцатые лесопильный завод был национализирован, открылась школа, доступная для детей из неимущих семей.

 Первым представителем советской власти в поселке стал рабочий-железнодорожник Роман Сысоенко. В 1927 был избран представительный орган местной власти - сельсовет. Его возглавил Ковалев, имя которого не сохранилось.

Открылись курсы кройки и житья. Вообще женщины были активней мужчин. Кузнецова, Котловенко, Барановская, Новикова собирались в красном уголке. Многогранной деятельностью запомнилась депутат Быстрова.  В 1924 году на станции Корфовской было четыре комсомольца и шесть коммунистов. Партячейку возглавлял Желтун. 

С конца двадцатых годов миллионы соотечественников спешно оставляли родные места. Что за этим стояло - стремление избежать раскулачивания, желание участвовать в индустриализации?.. Историки до сих пор изучают причины массовой миграции в первые сталинские пятилетки. Юнора Ароновна Гузова, учитель истории местной школы,  составила список приехавших тогда в Корфовский. 1929 год  - Плискины. 1932 год - Ковалевы, Серебренниковы, Борблики. 1933 год - Пасекины, Линкины. 1934 год - Крючковы… 

Более века назад перебрались на станцию Корфовская Витковские - Вячеслав Мартынович и Арина Филипповна. Уроженцы Малороссии,  они познакомились в Хабаровске, куда прибыли с родителями. Венчались в Иннокентьевской церкви, что сегодня рядом с институтом физкультуры. 

В 1909 году семья отправилась искать лучшей доли: крышу над головой в станционном бараке оба посчитали за счастье. Мужа взяли на железную дорогу, жена занималась домашним хозяйством. У них родилось одиннадцать детей, пятеро из них умерло в детстве. Жилось трудно как при царской власти, так и при советской. Выручал огород и лес, куда ходили за грибами да ягодами. Держали домашний скот, из которого Наталье Павловне Черной, внучке Витковских, запомнился бык. Наверное, потому, что он был единственным на всю округу, и владельцы буренок занимали к нему очередь. 

Вячеслав Мартынович холил кормильца. По словам Натальи, дед запомнился неунывающим, склонным пошутить, поведать смешную историю из собственной жизни. Запомнилось внучке, как Арина Филипповна накрывала стол на 1 Мая и 7 Ноября, на Пасху и Троицу. А ведь могла бы поостеречься: православные праздники были не в чести!.. Ее родного брата  Ивана Филипповича Щедракова расстреляли как врага народа. Тогда же, во второй половине 30-х годов, когда репрессии взметнулись жуткой волной, к высшей мере наказания были приговорены начальник станции А.Н. Сичкаренко, рабочий склада взрывпрома С.С.Змеев, директор карьера Л.М. Руденко, десятник лесхоза К.О.Ивашкевич, истопник электростанции И.Ф. Кузнецов.  Несчастья и слезы ошеломляюще соседствовали с успехами в социалистическом созидании. В Корфовском открылась больница, дала ток местная электростанция. В 1936 году через поселок прокладывается шоссе, которое свяжет Хабаровск и Владивосток.   

Карпач Михаил Панфилович,

журналист, краевед

+1
03:45
2047
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|
Похожие статьи
САВИЛОВА Я.В.: СУРАЖЕВКА - ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ
Данный контент лёг в основу материала на областную краеведческую конференцию в 2019 году