Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы

ПОСЁЛОК КОРФОВСКИЙ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ. Часть 1. За окном Хехцир и благодать

ПОСЁЛОК КОРФОВСКИЙ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ. Часть 1. За окном Хехцир и благодать

Фото - rzd-expo.ru Станция Корфовская

Своим рождением Корфовский обязан Уссурийской железной дороге, а названием - первому Приамурскому генерал-губернатору Андрею Николаевичу Корфу, который в 1890 году направил прошение Александру III c обоснованием железнодорожного строительства.

Уместно напомнить, что губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев - Амурский с аналогичным прошением обращался к Александру II, но получил отказ в связи с трудностями после поражения в Крымской войне. Минуло четверть века, Россия окрепла, поезда двинулись на Урал и в Сибирь.

В феврале 1891 года  Александр III  утвердил решение о прокладке  Уссурийского рельсового пути. Строительство началось в мае 1891 года, на закладке пути присутствовал  цесаревич Николай Александрович, будущий император Николая II. 

А летом 1897 года  газета «Приамурские ведомости» сообщила о торжественном открытии станции у реки Чирки, которое состоялось двадцать второго  июля в присутствии Приамурского генерал-губернатора Семена Михайловича Духовского. На карте строящегося пути станция имела название Чирки. По предложению  Духовского она  была переименована в  Корфовскую. Станция располагалась не там, где она сейчас, а на противоположной стороне рельсового пути, которую позже заняли частные дома.    

Первым начальником станции был Иван Добровидов, бывший телеграфист. В штате фигурировали также дежурные и машинист водокачки, которая была неизменной составляющей каждой железнодорожной станции, поскольку вода требовалась  для заправки паровозов. Станционное здание было деревянным, как и примыкавшие к нему жилые  строения. 

В феврале 1897 года газета «Приамурские ведомости» сообщает, что на строительство железнодорожных мостов облицовочный камень поступает из карьера на Хехцирском хребте.  Значит, разработка местных горных пород  началась одновременно с прокладкой Уссурийского рельсового пути.

Уникальность здешнего месторождения в том, что добываемый камень, представляющий  соединение гранита и диорита,  особо прочен и морозоустойчив.  Карьер, примыкающий к Белой речке,  разрабатывали ссыльнокаторжные киркой да лопатой.  Для ускорения транспортировки была  построена узкоколейка, она  огибала  сопку и проходила между  нынешними  улицами Ленина и Зеленой. 

Сохранились фамилии  подрядчиков. Они заключали договоры на  поставку продукции,  нанимали  работников,  располагали  орудиями труда,  транспортными средствами, в качестве которых  упоминаются лошади и  волы.  В 1904 году  разработку карьера вели подрядчики Рудзский, Голостьянов, Носкин. Вторая узкоколейка  к  железнодорожному пути была  подведена подрядчиками Левковичем, Архиповым, Коваленко, Сенкевичем, Янсоном. 

После   ввода в постоянную эксплуатацию Уссурийской железной дороги  камень  стали  отправлять  на  строительство Амурской железной дороги. Главным ее объектом был мост через Амур.  По реке Чирки камень везли на плотах и баржах до реки Уссури, а дальше  по Амуру к месту постройки грандиозного моста-красавца.   Туда же отправлял пиломатериалы завод со  станции Корфовская,  оснащенный  двумя пилорамами.  Бревна  подвозили по узкоколейке  с  лесоповала  на хехцирских предгорьях.  Камень и пиломатериалы поставлялись и в Хабаровск.

Ивана Николаевича Добровидова, через два года назначенного начальником станции Хабаровск, сменил Евгений Михайлович Адерсон. Дворянин по происхождению,  он прибыл из европейской части России вместе с семьей.  За годы службы начальником станции Корфовская он полюбит Приамурье и не оставит его после увольнения с железной дороги. Адерсон переберется в Хабаровск, сблизится с  купцами Пьянковыми,  дома  которых украшают город и  сегодня. Евгений Михайлович будет избран  гласным или, как теперь выражаются теперь, депутатом городской думы, а в  1919 году -   председателем городской думы.

Но как после установления диктатуры пролетариата Корфовский сохранил свое название, данное ему в честь барона генерала от инфантерии императорской армии Андрея Николаевича Корфа?

В 1923 году партийцы станции Корфовской выходили с предложением переименовать ее  в честь красного командира Чумака, погибшего в 1918 году на Уссурийской фронте.  Но то ли фамилия оказалась неблагозвучной, то ли нашлись у советской власти более важные дела. В общем, КорфА, как в просторечии именуют  станцию и поселок,  переименований избежала.

Карпач Михаил Панфилович,

журналист, краевед

+1
05:00
1843
RSS
Мангуст
16:34
+1
Вижу знакомое имя — Михаил Карпач, журналист из Хабаровска. Рад, что его публикации тоже на этом сайте.
Загрузка...
|
Похожие статьи
САВИЛОВА Я.В.: СУРАЖЕВКА - ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ
Данный контент лёг в основу материала на областную краеведческую конференцию в 2019 году