ПОСЁЛОК КОРФОВСКИЙ: СОБЫТИЯ И ЛЮДИ. Часть 1. За окном Хехцир и благодать
Фото - rzd-expo.ru Станция Корфовская
Своим рождением Корфовский обязан Уссурийской железной дороге, а названием - первому Приамурскому генерал-губернатору Андрею Николаевичу Корфу, который в 1890 году направил прошение Александру III c обоснованием железнодорожного строительства.
Уместно напомнить, что губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев - Амурский с аналогичным прошением обращался к Александру II, но получил отказ в связи с трудностями после поражения в Крымской войне. Минуло четверть века, Россия окрепла, поезда двинулись на Урал и в Сибирь.
В феврале 1891 года Александр III утвердил решение о прокладке Уссурийского рельсового пути. Строительство началось в мае 1891 года, на закладке пути присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николая II.
А летом 1897 года газета «Приамурские ведомости» сообщила о торжественном открытии станции у реки Чирки, которое состоялось двадцать второго июля в присутствии Приамурского генерал-губернатора Семена Михайловича Духовского. На карте строящегося пути станция имела название Чирки. По предложению Духовского она была переименована в Корфовскую. Станция располагалась не там, где она сейчас, а на противоположной стороне рельсового пути, которую позже заняли частные дома.
Первым начальником станции был Иван Добровидов, бывший телеграфист. В штате фигурировали также дежурные и машинист водокачки, которая была неизменной составляющей каждой железнодорожной станции, поскольку вода требовалась для заправки паровозов. Станционное здание было деревянным, как и примыкавшие к нему жилые строения.
В феврале 1897 года газета «Приамурские ведомости» сообщает, что на строительство железнодорожных мостов облицовочный камень поступает из карьера на Хехцирском хребте. Значит, разработка местных горных пород началась одновременно с прокладкой Уссурийского рельсового пути.
Уникальность здешнего месторождения в том, что добываемый камень, представляющий соединение гранита и диорита, особо прочен и морозоустойчив. Карьер, примыкающий к Белой речке, разрабатывали ссыльнокаторжные киркой да лопатой. Для ускорения транспортировки была построена узкоколейка, она огибала сопку и проходила между нынешними улицами Ленина и Зеленой.
Сохранились фамилии подрядчиков. Они заключали договоры на поставку продукции, нанимали работников, располагали орудиями труда, транспортными средствами, в качестве которых упоминаются лошади и волы. В 1904 году разработку карьера вели подрядчики Рудзский, Голостьянов, Носкин. Вторая узкоколейка к железнодорожному пути была подведена подрядчиками Левковичем, Архиповым, Коваленко, Сенкевичем, Янсоном.
После ввода в постоянную эксплуатацию Уссурийской железной дороги камень стали отправлять на строительство Амурской железной дороги. Главным ее объектом был мост через Амур. По реке Чирки камень везли на плотах и баржах до реки Уссури, а дальше по Амуру к месту постройки грандиозного моста-красавца. Туда же отправлял пиломатериалы завод со станции Корфовская, оснащенный двумя пилорамами. Бревна подвозили по узкоколейке с лесоповала на хехцирских предгорьях. Камень и пиломатериалы поставлялись и в Хабаровск.
Ивана Николаевича Добровидова, через два года назначенного начальником станции Хабаровск, сменил Евгений Михайлович Адерсон. Дворянин по происхождению, он прибыл из европейской части России вместе с семьей. За годы службы начальником станции Корфовская он полюбит Приамурье и не оставит его после увольнения с железной дороги. Адерсон переберется в Хабаровск, сблизится с купцами Пьянковыми, дома которых украшают город и сегодня. Евгений Михайлович будет избран гласным или, как теперь выражаются теперь, депутатом городской думы, а в 1919 году - председателем городской думы.
Но как после установления диктатуры пролетариата Корфовский сохранил свое название, данное ему в честь барона генерала от инфантерии императорской армии Андрея Николаевича Корфа?
В 1923 году партийцы станции Корфовской выходили с предложением переименовать ее в честь красного командира Чумака, погибшего в 1918 году на Уссурийской фронте. Но то ли фамилия оказалась неблагозвучной, то ли нашлись у советской власти более важные дела. В общем, КорфА, как в просторечии именуют станцию и поселок, переименований избежала.
Карпач Михаил Панфилович,
журналист, краевед