ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Глава 393. Клеммник. Колесниченко и скальпель. Галина Новикова. Демичев и корова
Большим событием в моей жизни была встреча с писателями города Иркутска Огневским и поэтом Владимиром Скиф, которая состоялась в Красном уголке целлюлозного завода номер два. С Огневским мы вели беседу только на заводе БЛПКа, куда он приезжал по приглашению завкома, а Володю Скиф пригласил к себе домой, где за рюмкой вина мы говорили о многом. От Володи узнал о том, что Огневский и Константин Седых живут в городе Иркутске в одном доме и являются соседями. Этот дом называют домом литераторов. Когда зашел разговор об авторе романов «Даурия» и «Отчий край» Константине Седых, сказал Володе о том, что с нетерпением жду третий роман «Офицеры».
Володя вздохнул и с глубоким сожалением сказал: «Очевидно по всему, читатель никогда не увидит этого романа, потому что у Константина Седых трагически погибли двое сыновей. После их смерти он стал больным человеком.
Бывает, придёт ко мне и говорит: «Володя, послушай, что я написал». Он мне каждый раз читает одну и ту же главу. Тогда не стал говорить Владимиру о том, что тоже пишу стихи, потому что не считал себя поэтом.
***
В тот день на потоке вискозной целлюлозы работы не было, поэтому вызвал к себе Макара Прокопьевича Каменщикова и сказал: «Макар Прокопьевич, пока вам делать нечего, установите дополнительный клеммник в пульте управления потока белёной целлюлозы». Получив задание, он ушел. Прошло часа четыре, а дело с мёртвой точки не сдвинулось. Спросил его: «Скоро обед, а «клеммник» до этого времени на место не поставлен. Почему?» В ответ услышал: «Легко давать распоряжения! Как его поставлю, когда под руками нет никакого инструмента? Сам взял бы да поставил!»
Я спросил: «Какой тебе нужен инструмент? Свёрла, метчики и дрель есть? Есть! Что тебе ещё нужно? У тебя шестой разряд, как и у меня. Если сейчас за десять минут поставлю клемник, то за этот день защитаю тебе рабочее время такое, какое затрачу на установку этого клемника. Согласен? Засекай время!»
Он промолчал. Я взял дрель сверло и метчики, просверлил дрелью два отверстия, потом зажал в патрон метчик, нарезал в отверстиях резьбу, закрепил болтиками клемник и обратился к Каменщикову: «Сколько затратил времени? Десять минут? Можешь жаловаться, но сегодня я тебе поставлю десять минут рабочего времени! Понятно тебе, или нет?»
***
Однажды проходил мимо вакуумного насоса «Зульцер», возле которого работал электрик Колесниченко. Он, в порядке шутки, решил напугать меня. Неожиданно для меня, Колесниченко сделал в мою сторону выпад, держа в руке перед собой скальпель.
На подобные выпады у меня была мгновенная реакция потому, что раньше служил в морском спецназе. Одна секунда и скальпель Колесниченко валялся в пяти метрах от него. Он с удивлением посмотрел на меня и сказал: «Ну, и реакция у вас, Василий Иванович».
Посоветовал ему впредь быть осторожным, иначе подобные шутки можно принять за нападение и тогда они с моей стороны будут расцениваться, как самооборона. В таких случаях у меня мгновенная реакция и подобные шутки для тебя могли окончиться плачевно. Объяснил ему почему. Он извинился и сказал, что этот урок учтёт на будущее.
***
На Первомайские праздники к нам в гости, из пгт Ушумун Амурской области, приехала двоюродная сестра моей жены Галина Новикова. За всю свою жизнь она никогда не ездила на поездах так далеко, как в этот раз, хотя много лет работала на железной дороге и имела ежегодный проездной билет.
В откровенной беседе на житейские темы мы узнали от неё о том, что её часто избивает муж, поэтому они собирались разводиться.
Мы показали ей город Братск, свозили на ГЭС и посоветовали переехать сюда, где она вполне может устроиться на работу в ЖЭК и получить служебную квартиру.
Уезжая от нас, Галина обещала подумать над нашим предложением, но её мечтам не суждено было сбыться. Через некоторое время из дома мы получили печальную весть о том, что муж зверски расправился с Галиной.
***
Другая двоюродная сестра моей жены Оборотистова Людмила, которая с мужем Геннадием раньше жили в соседнем с нами доме, два года тому назад переехала в Дагестан на строительстве ГЭС и работает в городе Дубки инженером-гидростроителям.
В этом году наша младшая дочь Елена окончила второй, а старшая дочь Галина девятый класс. В июне Людмила, приехав в Новосибирск, позвонила нам и пригласила нашу дочь Галину к себе в гости. Мы проводили Галину до Новосибирска, а с Новосибирска они самолётом улетели в Дагестан. Так Галина в это лето отдыхала на «югах».
***
Кабинет Владимира Васильева, заместителя главного инженера по КИПиА на ЦЗ №2, находился в перемычке между Варочным цехом и ТЭЦ №2. В нём, кроме него, сидели ещё два инженера - Светлана Васильяди и Демичев.
Светлана числилась инженером техотдела и вела все бумажные дела, а Демичев занимался КИПиА по ТЭЦ №2.
Когда я бывал по производственным вопросам у Васильева, обратил внимание на то, что Демичев всегда был молчалив и в никакие дискуссии не вступал. У меня о нём сложилось такое мнение – набивает себе цену.
Ребята про него говорили так: «Демичев очень строгий к нарушителям трудовой дисциплины и беспощаден к людям, которые опаздывают на работу, хотя бы на пять минут. За опоздания он сразу лишал людей премиальных, не принимая во внимание уважительные причины».
Однажды в обед, зашел в кабинет главного инженера. За столом сидел вспотевший Демичев и носовым платочком и, вытирая со лба пот, как-то необычно улыбался. Таким его ещё никогда не видел, поэтому по-дружески спросил: «Кто за тобою гнался, что ты так сильно упарился?»
Первый раз за время нашего знакомства, он улыбнулся и заговорил. «Знаешь, Василий, можешь мне не верить, но факт остаётся фактом. Когда люди опаздывали на работу, никогда не признавал уважительные причины, а сегодня сам только что добрался до кабинета.
Выхожу из квартиры, а на площадке пятого этажа, где я живу, упёршись рогами в мою дверь, стоит корова. Обойти эту скотину не было никакой возможности. Что делать? Попытался взять её за рога и вытолкнуть с площадки вниз задом, а она упёрлась и не идёт.
Тут вышли соседи, и у меня появилось много советчиков. Одни предлагали пропустить под брюхо полотенца и вынести её на руках, другие советовали завести корову в квартиру, там развернуть её и после этого свести с пятого этажа передом, а не задом. Корова такое упрямое животное, которое никогда не заставите ходить задом. Недаром в народе говорят: «Упрямый, как бык или корова».
Что мы только не делали, но корова упёрлась и не с места. Я мог уйти на работу, бросив эту скотину на этаже, но подумал о жене, которая работала в ночь и в скором времени должна была явиться домой. Хочешь, не хочешь, а пришлось освобождать в квартире коридор, отодвигая мебель, чтобы открыть вторую дверь и завести корову в квартиру с тем, чтобы там её развернуть головой вперёд.
Чего только не наслушался! Одни дают советы, чтобы убирал ковры, а то она может на них навалить кучу «удобрения», другие предлагали ходить за коровой с посудой, которая послужила бы перестраховкой от нагаживания. Мы эту корову завели в квартиру, развернули головой вперёд и вывели на улицу.
Нам сказали, что ночью такую шутку нам устроила пьяная компания подростков. Вот так и задержался по уважительной причине, в которую раньше не верил». Я слушал Демичева и давился от смеха. До сегодняшнего дня не могу спокойно проходить мимо дома №13 «А» по улице Кирова, где в то время жил Демичев. В моём воображении рисуется картина из прошлого, о которой жильцы, проживающие в этом доме сейчас, никогда и не слышали, наверное...