Възд в город Памятник Гайдаю Мемориал Славы
A- A A+

ОН СПАСАЛ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ, ОН БОМБИЛ БЕРЛИН...

ОН СПАСАЛ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ, ОН БОМБИЛ БЕРЛИН...

Его биография исключительна богата на факты. В феврале 1918 года он добровольно вступил в Красную армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». В 1928 году окончил летную школу «Добролета», в 1929 году - Московскую летно-техническую школу. И с 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий (ДВЛ) «Трансавиация» общества «Добролет» в Хабаровске (направлен с Центральной московской станции на год).

9 января 1930 года на самолете «Юнкерс Ф-13» (F-13) с бортовым номером СССР-127 он проложил воздушный маршрут Хабаровск - Нижняя Тамбовка - Николаевск-на-Амуре - Оха - Александровск-на-Сахалине. Так 9 января стало официально днем рождения Гражданской авиации на Дальнем Востоке.

Во время перелета по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский 12 февраля 1933 года потерпел аварию над Байкалом, остался жив.

В 1934 году вылетел из Хабаровска на самолете Р-5 на спасение челюскинцев вместе с В.Л. Галышевым (командир звена) и И.В. Дорониным. 12 апреля 1934 года спас десять человек, присвоено звание Героя Советского Союза.

Участник высокоширотной секретной экспедиции «Север-1» в 1937 году. Впервые 21 мая 1937 года на самолете Н-170 (флагман) АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» (доставлял участников экспедиции «СП-1» и оборудование к Северному полюсу) им был применен тормозной (стандартный) парашют, чтобы уменьшить пробег по льдине (парашют, правда, оторвало). Это было его изобретение и первое применение воздушного тормоза на самолетах. В 1938 году - один из организаторов поиска самолета «Родина» (в районе между Читой и Хабаровском было занято до 50 военных и гражданских самолетов).

Участник Великой Отечественной войны, бомбил Берлин в 1941 году.

Все это - Михаил Васильевич Водопьянов.

 

Наш разговор с его внучкой Марией Водопьяновой - семейным биографом.

- Мария Юрьевна, вы внучка прославленного летчика - первооткрывателя дальневосточных пассажирских авиатрасс (Хабаровск - Сахалин в 1930 г.), спасателя челюскинцев, пионера Арктики, фронтовика, генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова (1899-1980). Вы 18 лет жили в одном доме вместе с дедом. Расскажите, каким он вам запомнился? Что это был за человек?

- Мне вообще в жизни повезло, я родилась в семье уникального человека, известного тогда на весь мир, в нашей стране, конечно, тоже - Михаила Васильевича Водопьянова. Я родилась на Новом Арбате (в 1963-1990 годах часть проспекта Калинина), недалеко от Кремля. И маленькую меня из роддома принесли в удивительный Дом на набережной, или, как его тогда называли, Дом правительства на ул. Серафимовича, 2. Там была большая пятикомнатная квартира, потому что в семье Михаила Васильевича - моего деда - было пятеро детей.

Вся страна знает о его блестящем лётном пути, о подвигах, которые он совершил, но очень мало кто знает о его человеческих качествах. Одна из его черт - необыкновенная скромность. Это передалось и детям, и внукам.

Мне рассказывали: когда Михаил Васильевич отдал моего отца в мореходное училище, то спустя время приехал туда его навестить и говорит начальнику: «Где тут мой Юрка - сын?». Начальник отвечает, мол, нет тут вашего сына, у нас учится Юра Водопьянов, ваш однофамилец. «Ну давайте мне его сюда!», - сказал Водопьянов. Мой отец тогда получил затрещину...

Дед был очень добрым и отзывчивым человеком. Ему писали письма со всех уголков нашей огромной Родины, и он всегда находил время, несмотря на свою занятость, на эти письма отвечать. А просьбы были разные. Кто-то просил устроить сына в летное училище, кто-то просил решить бытовые вопросы, помочь с квартирой. Он, конечно же, помогал...

Недалеко от Москвы есть живописное местечко Купавна, на берегу прекрасного озера Бисерово. Он там жил на даче с 1955 года и там же написал все свои книги.

И вот как Михаил Васильевич занимался с детишками деревенскими. Им нужно было до школы идти 2 км, так он их собирал и вез на своей машине в школу, потом встречал и забирал обратно в деревню. А то и привозил к себе домой, поил чаем, угощал конфетами, и по осени, если был урожайный год, давал по мешку яблок. Те, кто до сих пор живы, это помнят и с удовольствием об этом рассказывают...

Есть несколько историй, которые показывают очень хорошо его человеческие качества. Например, все мы знаем, есть такой народный артист РСФСР Всеволод Николаевич Шиловский. Оказывается, его отец Николай Владимирович был начальником авиационного завода. И вот на завод пришли три Героя Советского Союза - Громов, Молоков и Водопьянов и предложили ему ехать с ними в Тикси. Он говорит: «Это ресторан такой?» Те, улыбнувшись, сказали: «Да!» и увезли его на дальний Север. А ночью за Шиловским-старшим приехал «воронок», но так никого и не нашли. Работал Шиловский начальником станции Северного морского пути Тикси. Это рассказывал на одном из юбилеев деда сам Всеволод Шиловский. А ведь в то время помочь человеку и спасти от НКВД - это был не только поступок, но и опасные игры с огнем...

Был еще случай, когда у деда угнали машину, угонщика, а это был мальчишка, быстро нашли, но Михаил Васильевич ходил по всем инстанциям и просил, чтобы не ломали судьбу хулигану и отпустили его домой.

Говоря о Михаиле Водопьянове, я не могу не сказать о своей бабушке - Марии Дмитриевне, его супруги (я названа в её честь). Я думаю, что если бы рядом с ним не было такой женщины, жены, подруги, у него не было бы такой биографии. Бабушка Маша была душой семейства Водопьяновых, вокруг нее все крутилось. Семья была дружной, к примеру, все вместе садились за стол - это была семейная традиция...

Очень интересная история их знакомства. Родители Марии Дмитриевны жили в районе нынешнего стадиона «Динамо» в Москве, а ее дядя имел табачную лавку у аэродрома Ходынка, где Михаил Водопьянов начинал свой лётный путь. И вот в этой палатке Михаил Васильевич постоянно покупал какие-то мелочи и очень хорошо знал этого дядю. А когда однажды тот попросил посидеть за прилавком свою племянницу, ее и увидел Михаил, и удивился, что сменился продавец. Так они и познакомились, а на следующий день он уже пришел к родителям Маши и сделал ей предложение быть его женой.

А еще Михаил Васильевич был романтиком. Когда они только начинали жить в её доме, а это было, повторюсь, рядом с аэродромом, он, пролетая, качал крылом, и Маша знала - это летит ее муж, скоро придет с полётов, и ставила борщ на плиту.

- Профессия летчика опасная, но чрезвычайно популярная, особенно на заре становления авиации. Михаил Водопьянов – спасатель челюскинцев, Герой Советского Союза. Этот подвиг он совершил в 1934 году, вылетев из Хабаровска на помощь в лагерь Шмидта на Чукотку, когда ему было всего 35 лет. Как он пережил славу и почет, не отразилось ли это на его поступках?

- Дедушка получил Звезду Героя Советского Союза за номером 6 в 1939 году, а в 1934 году, когда только ввели это звание, давали грамоты от ЦИК СССР. Никогда он не кичился своим высоким званием, нигде им не бравировал. Дело в том, что он так был влюблен в свою работу, в свой Север, что, мне кажется, он испытывал необыкновенное наслаждение от полётов. Полеты были сложными, порой полеты в никуда...

- Михаил Водопьянов служил на Дальнем Востоке в 1930-х годах, потом осваивал Север, Арктику. Вокруг него было много известных людей. Кто приходил к вам в дом и чем они запомнились?

- Помню, как в квартире на Серафимовича праздновали 70-летний юбилей Михаила Водопьянова, в 1969 году. Было много гостей. И во всех пяти комнатах стояли столы. Пришли его боевые друзья, знакомые и незнакомые для меня лица.

И вдруг в какой-то момент ввезли торт, это была большая льдина - лагерь челюскинцев с самолетами. Такой сюрприз ему сделали первые Герои Советского Союза.

Кстати, к нам в дом часто захаживал и Вольф Мессинг - артист, гипнотизер и предсказатель (они дружили с дедом).

- Михаил Водопьянов в ночь с 9 на 10 августа 1941 года лично участвовал в налете на Берлин. Недавно Министерство обороны РФ рассекретило документы, где рукой Сталина подписан приказ Водопьянову «бомбить Берлин». А что сам Михаил Васильевич рассказывал вам о войне?

- Семья узнала о начале Великой Отечественной войне на даче, в Серебряном Бору. И как рассказывала моя тетя, они прятались от авианалётов в погребе. Очень вскоре семья была эвакуирована в Красноярск, где в сентябре 1941 года родилась самая младшая дочь Водопьянова - Наталья.

Михаил Васильевич узнал о войне в 25-часовой разведке в Карском море. И сразу пошел с заявлением к начальнику Главсевморпути, чтобы идти на фронт. Но тот не разрешил. Тогда он полетел в Москву, сел в районе Химкинского водохранилища и направился прямиком в Кремль. Из кабинета Сталина он вышел командиром 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии.

В ночь с 9 на 10 августа 1941 года (это был второй налёт на Берлин) тяжелые машины - бомбардировщики Пе-8 (ТБ-7, АНТ-42) поднялись в воздух и взяли курс на запад. Этот полет (в одном экипаже с Энделем Пусэпом) был не очень удачным, потому что это был сверхсекретный полет. Даже наши зенитки пытались сбивать эти самолеты (они были без опознавательных знаков)...

Но самолеты долетели до Берлина. На фашистскую столицу упали наши бомбы!

При возвращении на базу самолет Водопьянова, в котором Пусэп был вторым пилотом, был подбит вражескими зенитками: из бензобака потекло горючее. Водопьянов совершил вынужденную посадку в захваченной немцами Эстонии - самолет сажали прямо на лес. Пилот Пусэп впервые оказался на родине предков. Покинув машину, экипаж встретил мальчика-пастуха и тогда благодаря Пусэпу, не забывшему эстонский язык, летчики смогли узнать у него дорогу до линии фронта и вернулись к своим, избежав плена...

Из этого полета вернулись лишь два самолета. Сталин, конечно, был недоволен. Дедушка был разжалован до обычного рядового летчика. И... продолжал летать.

Я всегда восхищалась его мужеством, как он пережил этот удар судьбы.

А в 1943 году волей случая он ехал на машине, и впереди перебегали мальчишки - они уже перебежали и повернулись снова бежать... Тут Водопьянов резко затормозил (ехал он на большой скорости, вообще скорость любил), съехал в кювет и сильно разбился. Его после лечения отправили работать на Казанский авиазавод - испытывать двигатели самолетов. Там он познакомился с режиссерами Казанского драматического театра (ныне Казанский большой драматический театр им. В.И. Качалова), где в 1940 году уже ставилась его пьеса «В ледяном плену» (о челюскинцах). Его попросили написать новую пьесу - о войне. И он написал. Называлась она «Полк ДД» - полк дальнего действия. Пьеса успешно шла на сцене театра.

- В 1949 году он был представлен к награждению второй медалью Звезды Героя Советского Союза, но получил орден Ленина «из-за секретности награждения», как пишут источники в биографии. Можете рассказать, чем занимался тогда Михаил Васильевич?

- Дедушка летал до 55 лет (1954), тогда это было рекордом. Но последние годы его лётной деятельности не очень известны. Видимо, это были секретные полеты. Мы предполагаем, что он был и на Южном полюсе. Подробности, к сожалению, мы не знаем. Они нигде не афишируются.

Известно, что в 1948-1950 годах он участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1» и «Север-2» (руководил авиационной частью экспедиции, осуществил несколько уникальных посадок стратегического бомбардировщика Ту-4 на ледовые аэродромы - самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе и способны были нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Великобритании).

- Михаил Водопьянов был не только летчиком, но и творческим человеком, писателем, членом Союза писателей СССР, им написано более 30 книг. Но вот о войне много писать не любил. А какое произведение, вы считаете, актуально и сегодня и эту книгу стоило бы прочитать.

- Меня всегда удивляло, как Михаил Васильевич успел в жизни столько сделать! Помимо полётов, а ведь это была вся его жизнь, он написал 32 книги, и как я недавно выяснила, не 3, а 5 пьес! Вот как это все можно успеть?

Его литературная деятельность удивительна. Он писал очень хорошо, доступным, понятным языком. Одна из самых удачных книг «Полярный летчик» - рассказ о его жизни, энциклопедия.

О войне, как фронтовик, он не любил рассказывать. Но однажды, будучи маленькой, я спросила: «Тебе не было страшно лететь на Берлин?» И он сказал: «Мне было страшно. Но это затмевало нечто иное - бесконечная любовь к Родине».

У него есть единственная книга о войне «Штурман Фрося» - рассказы о Великой Отечественной войне для детей. К 75-летию Победы издательство «Детская литература» переиздало эту книгу.

Когда дедушку спросили: «Когда же вы все это успели написать?», он ответил просто: «Я просто работал...»

Был такой известный поэт Феликс Чуев, он писал про многих летчиков, есть у него и про Михаила Водопьянова: «Штучный летчик Водопьянов, / богатырь Всея Руси...»

Беседовал Константин Пронякин.

«Приамурские ведомости», №16.

Мария Юрьевна Водопьянова предоставила нам архивные аудиозаписи своего деда. Мы расшифровали фрагменты рассказов Михаила Водопьянова о его полетах и о его жизни (текст по аудиозаписи публикуется впервые).

«<...>Когда вспыхнула Отечественная война, мы, полярные лётчики, пересели на боевые корабли. И я, как командир 81-й дивизии тяжелых кораблей, от Верховного командования получил задание в 1941 году, с 9 на 10 августа, бомбить фашистское логово - в районе Берлина - военные объекты. И так четыре годы, летая в глубокий тыл к фашистам, четыре года я видел пожары от Белого моря до Чёрного, до Северного Кавказа, и до Волги. Много горя принесли фашисты нашему народу и народам Европы, но наш народ - не-по-бе-дим!<...>»

«<...>Есть немало ребят, которые жалеют, что поздно родились, война, дескать, уже кончилась, Северный полюс давно завоеван, где уж тут совершить какой-нибудь подвиг?! Эти горячие головы считают, что настоящий героизм должен быть связан с риском для жизни. Как они ошибаются! Такие понятия давно устарели. Труд становится таким героическим подвигом, если этот труд - творческий, окрыленный мечтою.<...>

Да, на Дальнем Востоке, в Сибири, добровольцем придется испытать немало трудностей. Но разве могут они устрашить тех, у кого крепкая воля, кто верит в свои силы и любит свой народ, свою страну?

Я хорошо знаю Дальний Восток. Еще в 1930 году мне довелось открывать первую воздушную линию из Хабаровска на Сахалин. Тут непочатый край работы.<...>»

«Приамурские ведомости», №16.

Источник репоста - debri-dv.ru

+1
02:25
933
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|