БОРИС ФЁДОРОВИЧ НЕЙМАРК - СОВЕТСКИЙ «ШЛИМАН»

БОРИС ФЁДОРОВИЧ НЕЙМАРК - СОВЕТСКИЙ «ШЛИМАН»

Эта история посвящена человеку, жизнь которого была бы совсем никем не замечена, если бы не причудливые, почти детективные обстоятельства.

С 2009 г. идет начатое основополагающими работами доктора искусствоведения Е. Ю. Золотовой [1] и продолженное нами [2] исследование разрозненных фрагментов немецкого иллюминированного манускрипта (прозаический перевод на баварский диалект немецкого языка типологического латинского сочинения  1309-1324 гг. «Зерцало человеческого спасения», приписываемого доминиканскому монаху Лудольфу Саксонскому из Страсбурга) из Кёнигсбергской городской библиотеки, созданного переписчиком Каспаром в 1426 г. в условиях идеологической борьбы за умы немецкого рыцарства в преддверии Третьего крестового похода против гуситов, с уникальной иконографией.

Конволют, в котором эта рукопись из шестидесяти восьми листов была сшита с двумя другими манускриптами XV века, погиб во время второй британской бомбардировки Кёнигсберга в ночь с 29 на 30 августа 1944 г. До последнего времени было известно двадцать три частично сохранившихся фрагмента рукописи с миниатюрами манускрипта в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Российской государственной библиотеки (РГБ), коллекционеров Москвы и Чебоксар, на лондонских аукционах Сотби’c и других.

Изучая происхождение листа кёнигсбергского манускрипта из РГБ, с которого началось это исследование в 2009 г., автору удалось в октябре 2017 г. разыскать в Новосибирске кандидата искусствоведения П. Д. Муратова, от которого поступил в Библиотеку им. В. И. Ленина в 1959 г. фрагмент манускрипта, связаться с ним  и выяснить, что он получил его в том же 1959 г. от человека по фамилии Неймарк, нашедшего его на развалинах библиотеки в Кёнигсберге.

Удалось обнаружить, упоминания о том, что в 1950 г. главный архитектор города Калининграда А. В. Максимов и Б. Ф. Неймарк, производившие, любительские раскопки в Калининграде, сдали краеведческому музею более девяноста единиц хранения («коллекция Максимова — Неймарка» в Калининградском областном историко-художественном музее), включая такие экзотические экспонаты довоенного кёнигсбергского музея PRUSSIA, как, например, японская амуниция [3].

Фрагмент «Зерцала» обнаружил Борис Федорович Неймарк. Он родился в 1911 г. в Пензе в семье служащих, русский, имел среднее образование, был беспартийным. Любопытное совпадение: существует упоминание о городской легенде, что в Пензе на Московской улице в доме № 9 до революции на нижнем этаже был банк, а на верхнем этаже этого дома жил управляющий Неймарк, припрятавший в тайном помещении солидную груду серебряной посуды [4].

Удалось обнаружить в справочнике 1926 г., что в Пензенском коммунальном банке, находившемся на той же улице (тогда она называлась Интернациональная) в доме 74, работал главным бухгалтером Фёдор Львович Неймарк [5]. Не исключено, что он был отцом Бориса Фёдоровича.

10 января 1951 г. Борис Фёдорович Неймарк, проживавший в г. Калининград, был арестован, а 23 февраля 1951 г. осужден Калининградским областным судом по ст. 58 п. 10 ч.1 УК РСФСР по обвинению в антисоветской агитации на 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах. Его дело не было пересмотрено.  [6]

В автобиографическом романе В.И.Шиманского [7] в главе «Борис Фёдорович Неймарк» рассказывается, как Василий Иванович, работая токарем на Центральном авторемонтном заводе в г. Свободный Амурской области, встретил в 1953 г. заключённого Бориса Фёдоровича Неймарка, попросившего передать в Москву два письма на имя Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова и Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова.

Согласно воспоминаниям В.И.Шиманского в письмах вместе с предложениями по осуществлению раскопок в Кёнигсбергском замке была изложена история о том, что приговоренный к 25 годам лагерей после ответа на вопрос об отношении к творчеству художника Герасимова и Леонардо да Винчи на послевоенном банкете в честь Победы Б.Ф. Неймарк семь лет выполнял специальные задания в Германии в качестве полковника контрразведки, включая успешно выполненное задание по препятствию вывозу фашистами культурных ценностей из Кёнигсбергского замка, о чем был представлен отчет в МВД. Также Б.Ф.Неймарк поведал автору мемуаров о своих серьёзных опасениях расстрела. По мнению В.И.Шиманского, опубликованному в Интернете, следует искать документы, содержащие отчет и личное дело Б.Ф. Неймарка в архиве, предположительно, лагеря № 217.

По нашему мнению, история Б.Ф.Неймарка была им выдумана, так как её детали противоречат имеющимся сведениям (например, о приговоре, об уровне образования) о её герое, что хорошо согласуется с приведенной в книге В.И.Шиманского оценкой другим заключённым личности Б.Ф.Неймарка как «болтуна».

Видимо, после освобождения репрессированных из исправительно-трудовых лагерей, он продолжил свои любительские раскопки. Так, Б. Ф. Неймарк числится открывателем курганного могильника Раздумье-VII в Каменском районе Алтайского края, в сентябре 1959 г. известный сибирский археолог А. П. Уманский «по письму новосибирского краеведа Б. Ф. Неймарка выехал на кордон Раздумье на правом берегу Оби» [8], в археологическом собрании Новосибирского государственного краеведческого музея существует «коллекция Неймарка», поступившая в 1978 году [9] (Неймарку было бы в это время около 67 лет, если он был жив).

В этой коллекции среди находок с «берега Обского моря» присутствуют две фигурки ушебти (копии или оригиналы древнеегипетских погребальных фигурок), происходящих, как мы можем предположить, из музея PRUSSIA (аналогично японской амуниции).

По сообщению доктора Д.Баров-Василевич, в 1968 г. Библиотека им. В.И.Ленина приобрела у некоего Б. Неймарка две рукописи, как минимум, одна из которых, происходит из Кёнигсбергской городской библиотеки (ф. 218, ед. хр. 1645: Privilegia civitatum minorum regni Prussiae и ф. 218, ед. хр. 1646: Сочинение по городскому и земельному праву в Пруссии).

Благодаря выясненным деталям и нами инициированным поискам находок Б. Ф. Неймарка в Новосибирске были обнаружены новые материалы. 

20 октября 2017 г. к нам за атрибуцией девяти произведений из собрания Новосибирского государственного художественного музея обратилась заместитель директора по научной работе Новосибирского государственного художественного музея С.П. Голикова. Эти произведения были определены в Акте как листы из рукописной Библии XVI века(?), поступивших в 1959 г. в фонды Новосибирской картинной галереи от нашедшего их в развалинах кёнигсбергской городской библиотеки Бориса Федоровича Неймарка, в учетных карточках указано, что когда-то на монтировке, в которой они, видимо, были смонтированы неизвестным реставратором, было написано «Боровое, май 1957 г.»

Принадлежность этих фрагментов изучаемому манускрипту «Зерцала человеческого спасения» нами была успешно подтверждена: помимо безусловного визуального сходства изображений обнаруженных и ранее изученных фрагментов манускрипта, на одном из новосибирских листов оказалась иллюстрация, которая отпечаталась на соседнем листе, находившемся в коллекции коллекционера Г. И. Сановича (ныне в коллекции С. И. Григорьянца) в Москве. Предложенная нами атрибуция миниатюр на лицевых сторонах листов была утверждена на заседании атрибуционного совета Новосибирского государственного художественного музея 27 ноября 2017 г., с ее результатами при оцифрованных изображениях фрагментов можно ознакомиться на сайте Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации[10].

В результате проведенного нами исследования миниатюр были введены в научный оборот важные для изучения иконографической традиции памятника фрагменты из собрания Новосибирского государственного художественного музея, проведена их атрибуция как миниатюр манускрипта «Зерцало человеческого спасения» 1426 г. из Кёнигсбергской городской библиотеки, осуществлен подробный иконографический анализ лицевых сторон фрагментов Таким образом, на данный момент известны тридцать два фрагмента из шестидесяти восьми листов. Фрагменты рукописи оказались спасены, вероятно, потому, что они были в наименее пострадавшей части переплета. Гипотетически, можно ожидать дальнейших находок других листов с миниатюрами из конволюта.

Следует упомянуть о неоднозначности вклада Бориса Фёдоровича Неймарка. С одной стороны, как независимо указывают разные ученые, его любительские раскопки навредили археологии как в Кёнигсберге, так и в Алтайском крае. С другой стороны,  если бы он не спас фрагменты найденных им манускриптов, то шансы на их спасение были бы значительно ниже, если бы они продолжали бы находиться в неблагоприятных условиях на улице. Возможно, это относится и к другим артефактам. В этой противоречивости напрашивается образное сравнение Б.Ф.Неймарка с всемирно известным археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом, который, с одной стороны, сделал невероятные археологические открытия Трои и Микен, а с другой стороны, своими любительскими раскопками нанес непоправимый вред археологическим исследованиям.

Если когда-нибудь удастся сделать выставку фрагментов манускрипта, то один из ее разделов, по нашему мнению, непременно надо посвятить личности Бориса Фёдоровича Неймарка. Ведь за понемногу раскрывающимся образом этого неприметного советского «Шлимана» проступает неординарная личность, в биографии которой причудливо переплелись приметы эпохи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Автушкова А.Л. Коллекция Неймарка в археологическом собрании Новосибирского государственного краеведческого музея. // Декабрьские диалоги: материалы конф. Вып. 13 / ; Омск. обл. музей изобразит. искусств им. М.А. Врубеля, Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии МК РФ, Омский филиал Ин-та археологии и этнографии СО РАН. - [Б. м.]: Наука, 2010. —358 с.

2. Банковский справочник: Все кредитные учреждения Союза С.С.Р. М.: Финансовое издательство Н.К.Ф. С.С.С.Р., 1926 – 463 с.

3. Демин М. А. Археологические исследования А. П. Уманского на Алтае (1956-1963 гг.).// Известия Алтайского государственного университета, 2016 №2(90) с. 200-205

4. Золотова Е. Ю. Немецкая рукопись «Зерцало человеческого спасения» XV века. Опыт реконструкции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. М., 2009, с. 346-367

5. Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII–XVII вв. Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы.

Москва, Северный паломник, Кучково поле 2012, с. 269—271(№ 134)

6. Книга Памяти жертв политических репрессий: Калининградская область. - Калининград: Терра Балтика, 2007.  - 496 с

7. Кулаков В. И. История Музея «Пруссия» - Калининград: Калининградский ПЕН-Центр, 2011. - с. 16

8. Рогов М. А. Иконографический анализ миниатюр «Зерцала человеческого спасения» из собрания Н. В. Угодиной // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой – СПб.: НП-Принт, 2016, c. 333-343, Илл.109-113

9. Самсонов, В.Ю. Подземные тайны : [Путешествие в подзем. мир Пензы и обл.] /Владислав Самсонов. - Пенза : Б. и., 1996. - 66 с. 

10. Шиманский В.И. Автобиографический роман «Вехи и вёрсты», Глава 236 «Борис Фёдорович Неймарк». http://svob-gazeta.ru/news/575-vehi-i-vyorsty-glava-236-boris-fyodorovich-neyormak.html

11. Rogov M. Speculum humanae salvationis: iconographic and stylistic analysis of miniatures from the collection of N. Ugodina // Scriptorium: revue international des etudes relatives aux manuscrits— 2015. — Vol. 69.—no. 2.— P. 275-292, Pl.34-35

Михаил Анатольевич Рогов, магистр истории искусств,

дипломированный специалист по атрибуции антиквариата и произведений искусства,

член Ассоциации искусствоведов,

кандидат экономических наук, доцент


[1] Золотова Е. Ю. Немецкая рукопись «Зерцало человеческого спасения» XV века. Опыт реконструкции // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции 2009. М., 2009, с. 346-367; Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII–XVII вв. Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. Москва, Северный паломник, Кучково поле 2012, с. 269-271 (№ 134)

[2] Rogov M. Speculum humanae salvationis: iconographic and stylistic analysis of miniatures from the collection of N. Ugodina // Scriptorium: revue international des etudes relatives aux manuscrits— 2015. — Vol. 69.—no. 2.— P. 275-292, Pl.34-35; Рогов М. А. Иконографический анализ миниатюр «Зерцала человеческого спасения» из собрания Н. В. Угодиной // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6. / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой – СПб.: НП-Принт, 2016, c. 333-343, Илл.109-113

[3] Кулаков В. И. История Музея «Пруссия» - Калининград: Калининградский ПЕН-Центр, 2011. - с. 16

[4] Самсонов, В.Ю. Подземные тайны : [Путешествие в подзем. мир Пензы и обл.] /Владислав Самсонов. - Пенза : Б. и., 1996. - 66 с. 

[5] Банковский справочник: Все кредитные учреждения Союза С.С.Р. М.: Финансовое издательство Н.К.Ф. С.С.С.Р., 1926 – 463 с.

[6] Книга Памяти жертв политических репрессий: Калининградская область. - Калининград: Терра Балтика, 2007.  - 496 с. 

[7] В. И. Шиманский. Автобиографический роман «Вехи и вёрсты». http://svob-gazeta.ru/news/575-vehi-i-vyorsty-glava-236-boris-fyodorovich-neyormak.html

[8] Демин М. А. Археологические исследования А. П. Уманского на Алтае (1956-1963 гг.).// Известия Алтайского государственного университета, 2016 №2(90) с. 200-205

[9] Автушкова А.Л. Коллекция Неймарка в археологическом собрании Новосибирского государственного краеведческого музея. // Декабрьские диалоги: материалы конф. Вып. 13 / ; Омск. обл. музей изобразит. искусств им. М.А. Врубеля, Сиб. филиал Рос. ин-та культурологии МК РФ, Омский филиал Ин-та археологии и этнографии СО РАН. - [Б. м.]: Наука, 2010. —358 с.

0
214
RSS
Статья отредактирована и дополнена некоторыми сведениями сегодняшним числом.

Перезалил на наш сайт по просьбе автора.
Загрузка...
Похожие статьи
Автор - Шиманский Василий Иванович
Вокруг утверждения программы и краевых денег разгорелся спор общественников